Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая диагностика качества современного урока



2019-10-11 285 Обсуждений (0)
Педагогическая диагностика качества современного урока 0.00 из 5.00 0 оценок




ЕРМОЧЕНКО К.П.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Новозыбков, Россия

Педагогическая диагностика качества современного урока

В статье проведен анализ понимания категории «Педагогическая диагностика качества современного урока» и на этой основе показано, что педагогическая диагностика обладает характеристиками, необходимыми для выявления уровня успеваемости школьников в процессе обучения.

 Ключевые слова: педагогическая диагностика, диагностирование, качество образования                                  успеваемость школьников.

 

Современный образовательный процесс характеризуется обращением к учащемуся, критериями поиска, способствующими самореализации человека, открытием, развитием личностного потенциала, растущей необходимостью «реализовать себя». Это может быть достигнуто только с помощью так называемой «обратной связи», при условии, что учитель изучает индивидуальность ребенка. Объективная обратная связь может быть обеспечена путем педагогической диагностики.

Диагностика – способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый). [1]

Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики, который изучает принципы и методы выявления признаков, характеризующих нормальные или отклоняющиеся от нормы в педагогическом процессе.

К. Ингенкамп предложил концепцию «педагогической диагностики», которую сравнили в 1968 году с аналогией, целями и самостоятельной областью педагогической диагностики медико-психологического диагноза. Он заимствовал их методы и во многом думал на основе психологического диагноза.

Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей (А.И. Кочетов).

 

Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса.

Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью.

 

Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения.

 

Все виды педагогической деятельности связаны с проведением диагностики. К. Д. Ушинский считал ее составной частью деятельности учителей. Используя разные виды педагогической диагностики, педагог анализирует результативность воспитания и обучения. С помощью различных схем, карт, опросников, учитель выявляет основные причины низкой успеваемости, ищет способы их устранения.

 В зависимости от места диагностики в учебном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку и числа учащихся, различают несколько видов диагностики: текущая, периодическая, итоговая.

Текущий диагноз проводится преподавателем во время повседневной учебной работы, в основном в классе. Проводится в рамках темы исследования для проверки усвоения студентами отдельных элементов учебной программы.

Периодическая диагностика проводится после изучения темы, раздела программы. Проводится диагностика качества обучения учащихся взаимосвязи между структурными элементами учебного материала, изучаемого в различных частях курса.

Окончательный диагноз проводится после изучения курса или определенного этапа обучения (четверть, половина, учебный год). Целью диагностики является определение уровня (качества) фактического обучения в соответствии с целью, поставленной на данном этапе.

Для диагностики образовательной деятельности учащихся на всех этапах обучения учитель должен руководствоваться следующими дидактическими требованиями:

- объективность диагноза включает оценку фактического успеха и недостатков учебной работы;

- систематическая диагностика охватывает ее выполнение не индивидуально для каждого случая, а постоянно на всех этапах процесса обучения с усложнением задач;

- открытость (гласность) диагноза заключается в проведении открытых тестов для всех учащихся по одинаковым критериям;

- разнообразный подход к диагностике заключается в учете специфики школьного предмета и индивидуальных особенностей учащихся;

- всесторонность заключается в том, что диагностика должна охватывать все разделы программы для обеспечения проверки теоретических знаний.

Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.) [2]

-обратной связи (нет контроля над своими действиями, учитель не может управлять процессом создания личности);

оценочная (оценка эффективности педагогического действия основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);

-направления (создание системы взаимоотношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включающей каждого учащегося индивидуально в реальных действиях, способствующих творчеству);

- коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуальных типологических особенностей участников образовательного процесса);

-конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция элементов образовательного процесса).

На всех уровнях педагогической диагностики он выполняет определенную функцию, достаточную для достижения конкретных целей. Выбор уровня зависит от того, чего хочет достичь учитель. Различные задачи включают в себя различные уровни педагогической диагностики.

Качество образования, его соответствие текущим и будущим потребностям личности, общества и государства является ведущим приоритетом образовательной политики (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года). Задача повышения качества образования считается одной из актуальных (концепция модернизации российского образования к 2010 году).

Под качеством образования понимают определенный уровень знаний и навыков, умственного развитие, морального и физического, который ученики на определенном этапе достигают в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от образовательных услуг, предоставляемых учреждением образования.



2019-10-11 285 Обсуждений (0)
Педагогическая диагностика качества современного урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическая диагностика качества современного урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)