Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.



2019-10-11 3198 Обсуждений (0)
Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма. 5.00 из 5.00 5 оценок




Тема 12. Искусство Византии.

 

1. Историко-культурные предпосылки формирования византийской художественной традиции.

2. Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.

3. Монументальная живопись в системе византийского искусства.

4. Ранневизантийская иконопись. Иконоборческое движение. Формирование иконописного канона.

 

Историко-культурные предпосылки формирования византийской художественной традиции.

В контексте культуры Средневековья Византия представляет собой своеобразный культурно-историческим тип, отличный от западноевропейского. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Все специфические черты византийской культуры определило христианство. История Византии начинается с 330 г., когда Римский император Константин перенес столицу Римской империи в древнегреческое поселение Византий на берегу залива Золотой Рог и Мраморного моря, впоследствии переименованное в Константинополь. На Руси этот город известен как Царь-Град. По своим размерам Константинополь (который называли «вторым Римом») превзошел «первый» Рим, соперничал с ним по красоте. После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией. Завершилась история Византии в 1456 году после падения столицы – Константинополя – под натиском турок-османов.

Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Африки и Азии, став связующим звеном между Востоком и Западом.

 

Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, искусство византийского общества.

Наиболее важными чертами, отличающими византийскую культуру от культур Европы, Переднего и Ближнего Востока, являются следующие:

· языковая общность (основным языком был греческий);

· религиозная общность (христианство в форме православия);

· существование этнического ядра, состоявшего из греков

· устойчивая государственность и централизованное управление (самодержавная монархия с неограниченной властью императора – басилевса)

· отсутствие экономической и административной самостоятельности церкви: в отличие от Рима православная церковь Византии подчинялась царской власти.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

· ранний (IV – середина VII века);

· средний (VII – IX века);

· поздний (X – XV века).

Особенностью византийской культуры стало формирование новой эстетики, утверждающей, что источником красоты, превосходящим все прекрасное, является Бог. Материальный и духовный мир представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на Бога. Так, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются образами и символами Бога.

На основе этой эстетической концепции развивались основные виды изобразительного искусства – мозаика, фреска, иконопись. Здесь складывается строгий и суровый канон, диктующий композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон обусловливал и образный строй изображения.

 

Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.

В 6-7 вв. различных областях Византийской империи развивалось крупное монументальное строительство. Особого размаха оно достигло в Константинополе. Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями был укреплен мощными стенами с бойницами и башнями, с величественными Золотыми воротами. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.

Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль начинает играть внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с потребностями христианского богослужения.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана.

Второй важнейшей особенностью стало крестообразное пространство интерьера. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии, а затем и в архитектуре Древней Руси  возобладал крестово-купольный храм.

 

Пространство крестово-купольного храма имело символическое значение. В нём присутствовала четко выраженная пространственная иерархия. Наибольшую символической ценностью наделены:

· по горизонтали - апсида, символически отождествляющаяся с Богоматерью, с Вифлеемской пещерой и с Голгофой, т.е. с Рождеством и Распятием Христа (началом и концом его земной жизни);

· по вертикали – купол вместе с барабаном, символизирующие небеса, Царство Божие, то место, где незримо присутствует Господь вместе с общиной верующих.

Соответствующее значение имеют канонические сюжеты храмовой росписи:

· купол – Христос Вседержитель (Пантократор), Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение креста барабан купола – апостолы или пророки;

· паруса сводов – апостолы-евангелисты либо сцены Рождества, Принесения во храм, Крещения, Преображения Христова;

· конха апсиды – Богоматерь Оранта (Одигитрия); при отсутствии купола – Христос Пантократор;

· стены – сцены Ветхого и Нового Завета.

 

 

Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в храме Святой Софии (Божественной Премудрости) в Константинополе (532—537). Храм был построен по прямому указу императора Юстиниана, который лично курировал строительство. Строители храма Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, используя опыт Пантеона, создали образ иного художественного строя.

В образе храма раскрывается представление людей эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм Святой Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме,— легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Причем отношение пространства подкупольного и боковых нефов заставляет почувствовать несоизмеримость темных помещений, созданных для молящихся, и ярко освещенного купола, олицетворяющего небосвод.

Ощущение многообразия, сложности и величия мироздания передано в изменчивости, текучести внутреннего пространства, в богатстве впечатлений, открывающихся взору с различных точек зрения. Многообразие это приведено в стройную систему благодаря подчинению логичной ясности конструкции.

Храм Святой Софии— огромная трехнефная базилика, приближающаяся в плане к квадрату. Внешний вид его прост и отличается массивностью форм. Внутри храма все утрачивает весомость. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма 77 м; диаметр купола 31,5 м), каркас которого образует 40 арок. Четкая конструктивная система передает нагрузку колоссального распора купола на легкие сферические паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивных столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые в свою очередь опираются на шесть арок, покрытых сводами. Это плавное стекание нагрузки к земле одновременно создает впечатление нарастающего подъема к верху купола. Слегка касаясь вершины арок, купол вознесен головокружительно высоко (55 м) и при солнечном освещении кажется парящим в воздухе, так как тонкая оболочка его у основания прорезана многочисленными окнами, образующими подобие светового кольца. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн и верхние окна сообщают стенам вид ажурных преград. Впечатление разомкнутости центрального пространства вызывается за счет стен нефа, словно растворяющихся в многочисленных арочках и окнах, а также за счет раскрывающихся нишами апсид.

Красочное убранство интерьера — стены, покрытые полированным сизо-зеленым и розовым мрамором с волнообразным рисунком, резьбой,— зрительно облегчает конструктивные части. В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста и ангелов. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей также способствовало созданию иллюзии необъятного пространства. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии и Египта были привезены малахитовые и порфировые колонны.

В истории мировой архитектуры Константинопольская София остались непревзойденной среди архитектурных шедевров мира. В своем архитектурно-художественном образе храм Святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.



2019-10-11 3198 Обсуждений (0)
Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма. 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)