Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой статус президента РФ



2019-10-11 234 Обсуждений (0)
Правовой статус президента РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 г. Конституция не предусматривает принятия отдельного закона о Президенте, однако некоторые вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами (законодательством о выборах, об органах государственной власти).

Президент Российской Федерации — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан Российской Федерации.

Правовой статус президента Российской Федерации закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации..

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Прежде всего, ст. 80 обращена к деятельности самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции). Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний (защита от агрессии), так и внутренний (защита от сепаратизма) аспекты.

Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделяется полномочиями, необходимыми для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент Российской Федерации самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции Российской Федерации) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции Российской Федерации). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определённую президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Формально, правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность).

Ввиду такой двухступенчатости исполнительной власти термин «глава исполнительной власти» в Конституции Российской Федерации (как и Франции) отсутствует (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладают президент и правительство):

«На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Если акты правительства противоречат Конституции, федеральным законам Российской Федерации или указам президента, то они могут быть отменены президентом. » (статья 115 Конституции РФ). Но согласно статье 90 указы президента не могут противоречить федеральным законам, которые в свою очередь, согласно 109 статье, после отклонения президентом, при вторичном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации и повторном принятии его более двумя третями голосов, подлежит подписанию им в течение 1 недели.

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента и Правительства является его право принять решение об отставке Правительства. Судьбу Правительства во всех случаях решает глава государства. Конституция не устанавливает причины, по которым Президент полномочен принять решение об отставке Правительства. Оно может быть принято в силу нерезультативности проводимой Правительством социально-экономической политики, необходимости значительных персональных перестановок в нем, каких-либо политических соображений.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определённых законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного и Верховного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответсcтвенности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.)

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Однако полномочия Президента могут прекратиться и досрочно в случае его: отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности; смерти. Полномочия Президента прекращаются досрочно также при утрате им российского гражданства.

Под отставкой Президента согласно общепринятой практике понимается добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий по собственному заявлению.

Порядок отрешения Президента от должности прописан в Конституции детально. Отрешение Президента РФ от должности – вид конституционной ответственности главы государства за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде отрешения его от должности.

Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации большинством в две трети голосов от общего числа его членов. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Конституции).

Для объективного решения вопроса о судьбе президентских полномочий Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации об отрешении Президента от должности.

 

Тест 5 Тест на тему «Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ»

1.Почему Конституции РФ присуща качественная стабильность?

А) из-за усложненного порядка ее изменения

Б) ее нельзя изменить

В) необходимо согласие всего народа РФ

2. Внесение поправок в главы 3-8 Конституции РФ входит в компетенцию…

А) Государственной Думы

Б) российского парламента

В) Президента

3. Референдум признается результативным, если в нем участвовало:

А) 25% граждан, проживающих на территории РФ

Б) 50%граждан, проживающих на территории РФ

В) более 50% граждан, проживающих на территории РФ

4. Первой стадией пересмотра Конституции является…

А) разработка проекта новой конституции

Б) внесение предложения о пересмотре

В) созыв Конституционного собрания

5. Новая Конституция может быть принята, если за нее проголосовало от общей численности Конституционного собрания:

А) 1/3 членов

Б) 2/3 членов

В) 3/5 членов

6. Сколько депутатов Государственной Думы должно проголосовать за поправки к Конституции?

А) 1/3 депутатов

Б) 2/3 депутатов

В) 3/4 депутатов

7. Сколько членов Совета Федерации должны проголосовать за поправки к Конституции?

  А) 1/3 членов

Б) 2/3 членов

В) 3/4 членов

8. В течение какого срока субъекты РФ должны рассмотреть закон о поправках к Конституции РФ?

А) в течение 6 месяцев

Б) в течение 1 года

В) в течение 1,5 года

9. Завершающей стадией в принятии поправок является:

А) подпись Президента

Б) принятие Государственной Думой

В) голосование субъектов РФ

10. На какой стадии Президент РФ подписывает закон о поправках к Конституции РФ?

А) когда законодательные органы субъектов РФ не менее 2/3 одобрят закон

Б) когда 3/4 членов Совета Федерации одобрят закон

В) когда 2/3 депутатов Государственной Думы одобрят закон

 

 



2019-10-11 234 Обсуждений (0)
Правовой статус президента РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой статус президента РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)