Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы специальной компетенции



2019-10-11 249 Обсуждений (0)
Органы специальной компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок




Органы специальной компетенции — это государственные организации, специально созданные для защиты прав потребителей либо наделенные полномочиями по защите прав потребителей специальным законодательством. Органы специальной компетенции делятся на федеральные, т. с. созданные на уровне Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на всей территории РФ, и местные — созданные местными органами и действующие в пределах этой территории.

Государственный комитет по антимонопольной политике

В первую очередь к органам защиты прав потребителей относится Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ) — центральный орган исполнительной власти РФ, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей. В своей деятельности

ГКАП руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено Указом Президента РФ от 24. 08. 92 г. № 915).

Основными задачами ГКАП РФ являются:

— содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

— предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

— государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

Соединение этих функций в едином антимонопольном органе отвечает интересам потребителя. Не может быть конкуренции ради конкуренции или рекламной политики ради рекламной политики, ибо критерием и целью этой деятельности может быть только благо потребителей.

Что может ГКАП РФ?

Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

— предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

— материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдающий лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

— материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей. Эта норма очень важна: до недавнего времени, да часто и сейчас, министерства и ведомства, различные организации стремятся установить такие правила применения того или иного закона, которые могут полностью извратить его смысл, «работать» не на потребителя, а против него. Так, Правила торговли, сочиненные Министерством торговли СССР, противоречили нормам гражданского законодательства, но отменить их удалось лишь благодаря обращению в Комитет конституционного надзора СССР. Чтобы «одолеть» ведомственный консерватизм, привычный и удобный чиновникам, а не потребителям, правила, обычаи делового оборота, теперь можно обращаться не только в суд — антимонопольные органы могут решить этот вопрос договорным путем.

Антимонопольный комитет (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений их прав, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или однократное грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

При удовлетворении иска суд, согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывает правонарушителя довести до сведения потребителей решение судам и установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом.

Иступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца.

Согласно ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан по требованию федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) предоставлять в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) полномочий, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».

Штрафные санкции

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе, согласно ст. 43 Закона, налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). Размер штрафа определяется в каждом конкретном случае с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств (например, последствий уклонения от предписания, степени вины продавца, изготовителя, исполнителя и т. д.).

Штрафы, наложенные на изготовителей (исполнителей, продавцов), за исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскиваются в безакцептном порядке в течение 30 дней со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.

Штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей, уплачиваются ими в срок до 30 дней со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов.

При уклонении индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере 1% налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки. Суммы штрафов направляются в федеральный бюджет.

Предписания федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), постановления о наложении штрафов могут быть полностью или частично обжалованы заинтересованными лицами в арбитражный суд в течение 6 месяцев со дня их вынесения (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).



2019-10-11 249 Обсуждений (0)
Органы специальной компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы специальной компетенции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)