Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования



2019-10-11 246 Обсуждений (0)
Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Биржевой рынок в России находится в стадии начального развития. Главная причина этого - недостаток законодательного регулирования. Производители биржевых товаров не хотят их продавать через систему биржевых торгов - сегодня это хлопотно и невыгодно. Между тем, если бы торговля всеми биржевыми товарами осуществлялась через биржу, это был бы по-настоящему справедливый и прозрачный рынок.

Проблема развития биржевой торговли актуальна, и ей занимаются не только сами товарные биржи, но и исполнительная власть. Популярным, если не единственным способом решения этой проблемы стало привлечение на биржу в качестве основного участника монополиста на рынке отдельного товара, что дает бирже возможность одновременно привлечь и покупателей товара. Но этот способ в последнее время вызывает нарекания регулятора, поскольку, по его мнению, ведет к еще большему доминированию и повышению цен. В то же время исполнительная власть видит решение проблемы в введении обязательных биржевых продаж.

Таим образом, государственные регуляторы бирж, как органы исполнительной власти, не могут ничего сделать для развития биржевого рынка, они могут только остановить торги или приостановить лицензию (что-то запретить.

Между тем уже сейчас очевидно, что вводимые ограничения не просто не соответствуют мировому развитию рынка, а ведут к удорожанию рынка для российских профессиональных участников, а значит, и для инвесторов. Рынок будет дороже, а значит, менее конкурентоспособен. Это приведет к тому, что место российских организаторов торговли займут иностранные.

Анализ ситуации показывает, что российские реалии снова резко расходятся с мировыми тенденциями. При этом надо подчеркнуть, что все предпосылки для следования мировым тенденциям в России существуют.

Речь идет прежде всего о компьютеризации и технологизации финансового рынка, превращающих ведущие инфраструктурные элементы рынка, к каковым относятся биржи и иные организаторы торговли, из "закрытых профессиональных клубов" в коммерческие предприятия, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента. Происходящий процесс глобализации финансовых рынков приводит к стиранию национальных границ. Таким образом, инфраструктурные институты вынуждены конкурировать не только и не столько в рамках национальных государств, а за международные рынки. В этой ситуации национальные органы государственного управления должны помогать национальным инфраструктурным организациям, способным вести конкурентную борьбу на международном рынке, а не заставлять их постоянно перестраиваться под меняющиеся требования ведомственных нормативных актов.

Жесткие требования государственных органов адресованные организаторам биржевой торговли, в первую очередь уже созданным и работающим с большей или меньшей эффективностью биржам, не соответствуют, а иногда и прямо противоречат складывающимся международным стандартам. Это лишает наиболее передовые инфраструктурные институты финансового рынка возможности эффективно конкурировать с аналогичными зарубежными институтами, тем самым нанося ущерб национальным интересам России.

Отсюда видна необходимость преобразования Российского законодательства в области регулирования биржевой деятельности.

Необходимо внести в действующее законодательство и нормативное регулирование такие изменения, которые бы предоставили возможность уже работающим биржам продолжать свою деятельность.

Речь идет о том, чтобы оставить все так как есть, не заставляя биржи изменять организационно-правовую форму, внутреннюю структуру (создавая новые дочерние компании и т.п.).

Кроме того, представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещение деятельности организатора торговли лишь совмещением с профессиональной брокерской (дилерской) деятельностью. При этом торговые, расчетно-клиринговые системы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовых инструментов - валюта, драгметаллы, производные инструменты (фьючерсы, опционы), ценные бумаги и т.п.

Недопустимой является практика дробления лицензий на операции с ценными бумагами (на рынке государственных и на рынке негосударственных ценных бумаг).

В настоящее время ведется работа по внесению изменений в закон "О рынке ценных бумаг". В этой связи было бы желательным в рамках этого закона не связывать организатора торговли вообще и фондовые биржи в частности с какой-либо одной определенной формой деятельности, а также внести в закон "Об акционерных обществах" положения, предусматривающие право фондовых, товарных, валютных и иных бирж, созданных в форме акционерных обществ, предусматривать в своих уставах право не распределять прибыль и не выплачивать дивидендов акционерам, а также право исключать из числа акционеров путем принудительного выкупа акций по номинальной цене.

Это позволит организаторам биржевой торговли в случае необходимости эволюционным путем преобразовываться в коммерческие организации или, наоборот, продолжать функционировать в качестве некоммерческих организаций, закрепив свой статус в качестве некоммерческой организации.

 


Заключение

 

В заключении следует отметить то, что современная биржа - это система обеспечения торгов. Биржа представляет собой организационно оформленный рынок, где в соответствии с установленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров.

Регулирование биржевой деятельности - это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Биржа может иметь как внешнее, так и внутреннее регулирование.

Внутреннее регулирование - это подчиненность ее деятельности собственным нормативным документам: Уставу, Правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность данной биржи в целом, ее подразделений и работников.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование биржевой деятельности осуществляется органами или организациями, уполномоченными и на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функции по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;

- общественное регулирование или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование биржевого рынка имеет следующие цели:

-поддержание порядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

-защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

-обеспечение свободного и открытого процесса биржевого ценообразования на основе концентрации спроса и предложения;

-создание новых биржевых рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений и т.п.; воздействие на биржевой рынок с целью достижения каких-то общественных целей (Например, понижения биржевых цен).

Процесс регулирования на биржевом рынке включает:

- создание нормативной базы его функционирования, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

-отбор профессиональных участников биржевого рынка;

-контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

-систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже.

 


Список литературы

 

1) Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 567 с.

2) Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус, 2010. – 272 с.

3) Инструкция ЦБ РФ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации". № 102-И



2019-10-11 246 Обсуждений (0)
Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)