Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности



2019-10-11 284 Обсуждений (0)
Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ программ проводится с целью выявления экскурсионных форм образования по различным вариативным программам в современной начальной школе, и анализ их возможностей в процессе формирования наблюдательности у младших школьников.

ПРИРОДА И ЛЮДИ

Автор З.А. Клепинина

Основу содержания курса "Природа и люди" составляют естественно-научные знания и методы исследования. Поэтому ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, моделирование, опыты и т.д. Видное место занимают и специфические формы организации учебной деятельности учащихся. Это экскурсии, учебные прогулки, фиксация результатов наблюдений и т.п. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности.

Курс "Природа и люди" представляет единую систему, состоящую из двух подсистем: "Я и мир вокруг" (I и II классы) и "Природоведение" (III и IV классы). Содержание подсистемы "Я и мир вокруг" представлено в таблице 1 и содержание подсистемы "Природоведение" представлено в таблице 2.


Таблица 1

Подсистема "Я и мир вокруг"

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
I класс Мир людей По школе, по пришкольному участку, по микрорайону (селу) Наблюдение за правилами поведения в общественных местах
Мир природы В окружающую природу Наблюдения за разнообразием растений и места их произрастания; за разнообразием животных и места их обитания; за природой осенью, зимой, весной, летом
Здоровье Экскурсии в кабинет биологии Экскурсии в окружение школы (дороги) 1. С целью уяснения роли зрения и слуха в познании окружающего мира 2. С целью наблюдения дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах; с целью наблюдения выполнения правил в системе "дорожный знак - дорога - пешеход" и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков
II класс Мир людей Экскурсии в одно из общественных учреждений, в учреждение культуры С целью наблюдения за трудом людей различных профессий
Мир природы Экскурсии в природу осенью, зимой, весной; в кабинет биологии или оранжерею, или зимний сад с целью ознакомления с разнообразием комнатных растений, раннецветущими растениями; ознакомление с жизнью грачей весной; с трудом людей весной (сад, поле, парк, сквер) Наблюдения в природе; за отношением людей к окружающей среде

 

Таблица 2

Подсистема "Природоведение"

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
III класс Введение: Что такое природа В заповедник (парк, лесопарк, лесопитомник, музей и т.п.) С целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения человека к природе, результатов этого отношения; с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе
Неживая природа. Тела и вещества В музей, в природу, на выставку С целью наблюдения за разнообразием веществ в природе (на примере полезных ископаемых при наличии условий)
Летние и осенние изменения в природе В лес, парк, сад С целью наблюдения за изменением состояния леса, парка или сада в период золотой осени, а затем поздней осени
Зимние изменения в природе В лес, парк, сад С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы
Весенние изменения в природе В лес, парк, сад С целью наблюдения за изменениями в природе ранней весной и в конце весны
IV класс Природа нашего края Ознакомление с формами поверхности, полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием С целью наблюдения за экологией, за растениями и животными около водоема

 

Учебно-методический комплект "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

Автор О.Т. Поглазова

В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе - в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Содержание программы представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
I класс Окружающий мир и его изучение По пришкольному участку, в пришкольный уголок живой природы Наблюдения за объектами живой природы
Разнообразие и красота растений На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения многообразий растений
Разнообразие и красота животных В зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин) Наблюдения за повадками домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых
II класс Красота и разнообразие неживой природы На природу (к берегу реки, пруда, к холму) Домашнее наблюдение звездного неба и созвездием, за Луной; наблюдения за Солнцем, облаками, небом
Человек-творец К достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей Наблюдения за ближайшими объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы
Красота и симметрия в окружающем мире По городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу Наблюдения за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей с целью выявления симметричных узоров
III класс Осенние изменения в природе и в жизни человека В лес (в парк, к водоему) Наблюдения за осенними изменениями в природе и сбора природного материала для поделок; ведение дневника наблюдений за природой
Почва и ее роль в природе По городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы Наблюдения за изменениями состояния почвы
Зимние изменения в природе и жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой
Дерево в жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) Наблюдения изменений в жизни деревьев; исследования спилов
Весна - утро года На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения первых признаков весны
Жизнь цветкового растения На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения за распусканием почек, за развитием цветкового растения (фасоли или гороха)
Удивительные превращения На пришкольный участок (в парк, в лес); в зоологический музей Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением трав и опыления деревьев
IV класс Организм человека В кабинет биологии (в палеонтологический музей) Наблюдения за работой своих мышц; измерение пульса и наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение объема легких
Земная поверхность и недра на географичес-кой карте В кабинет географии (в минералогический музей) Внимательное целенаправленное рассматривание горных пород и минералов
Земля - планета В зоопарк, в кабинет биологии и географии Наблюдения за разнообразием растений и животных
Природные зоны В биологический музей Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным зон
Жизнь у воды К водоему для знакомства на месте с его состоянием и источниками загрязнениями Наблюдения за состоянием водоема, за растениями и животными водоема
Из прошлого в будущее родного края В краеведческий музей Наблюдения за изменениями растительного и животного мира в разные периоды времени

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Автор А.А. Вахрушев

Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их.

Содержание программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях, представлено в таблице 4.

 

Таблица 4

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
II класс Части света Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами) Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон
III класс Живые участники круговорота веществ В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес) Наблюдения за экосистемой и ее обитателями

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (I и II классы)

Авторы А.А. Плешаков, О.Н. Сороцкая

Формы, методы и средства ознакомления детей с окружающим миром разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, в музее и т.д. Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, рисование - все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Содержание программы представлено в таблице 5.

 

Таблица 5

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
I класс Дом и школа По школе Наблюдения за организацией и работой школы, ее кабинетов
Наш город (село) С целью ознакомления с ближайшим природным окружением и признаками времен года; в магазин, на почту, в библиотеку, музей Наблюдения за общественной жизнью, трудом людей
II класс Родной край Поверхность и водоемы края; природа и труд людей в нашем крае осенью, зимой и весной Наблюдения за изменениями природы; за сезонным трудом людей

 

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (III и IV классы)

Автор А.А. Плешаков

Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, полевые практикумы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам.

В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев (например, в условиях крупного города) проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно.

Содержание программы представлено в таблице 6.

Таблица 6

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
III класс Природа и мы 1. Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы) 2. Охрана природы (в лесопитомник, в ботанический сад, зоопарк, на зоологическую тропу и т.п.) Наблюдения за многообразием природы; за охраной природы; за влиянием человека на природу
IV класс Сохраним природу своего края Природные сообщества родного края Наблюдения за природными сообществами и почвами родного края

 

Планета загадок (факультативный курс) IV класс

Автор А.А. Плешаков

Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи - краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.

Содержание программы представлено в таблице 7.

 

Таблица 7

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
Жили-были динозавры… и не только они На геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей Целенаправленное рассматривание строения скелета древних животных и птиц, их эволюции
Тайны камней В геологический музей Целенаправленное рассматривание разнообразия горных пород и минералов
Загадки растений В природу, в ботанический сад Знакомство и наблюдения за местной флорой, с экзотическими растениями
Утконос и компания В зоопарк, в зоологический музей Ознакомление и наблюдение за экзотическими животными
Планета насекомых В краеведческий или зоологический музей Ознакомление и наблюдение за живыми экспонатами музея
Загадки под водой и под землей В морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей Знакомство и наблюдения за морской фауной

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Курс "Окружающий мир" предполагает использования нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждении культуры, в физкультурном зале, биологическом кабинете и т.д.).

Содержание программы представлено в таблице 8.

 

Таблица 8

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
I класс Ты и вещи В ателье, обувную мастерскую, на швейную фабрику или др. (по выбору учителя с учетом местных особенностей и возможностей) Наблюдения за трудом людей
Природа вокруг нас Сезонные экскурсии: в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных условий) Наблюдения за признаками различных времен года
Твоя страна Ознакомление учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей и возможностей) Наблюдения за трудом людей разных профессий
 II класс Где мы живем В школе; по городу, в краеведческий музей; в Дом культуры, театр, выставки Наблюдения за трудом людей, за достопримечательностями города
Человек и природа В природу в разные времена года Наблюдения сезонного труда людей, за организацией скверов, парков
Наша страна - Россия На фабрику, завод (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом-музей писателя, художника Наблюдения за трудом людей, ознакомление с творчеством писателей, поэтов
III класс Введение В окружающую природу Наблюдения за красотой и многообразием окружающего мира
Природа вокруг нас К местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной Наблюдения за состоянием местного водоема
Труд в жизни человека Ознакомление с различными видами труда на местных предприятиях, в сельском хозяйстве; знакомство с домом-музеем знаменитого писателя, художника, ученого Наблюдения за трудом людей
IV класс Природа нашей родины 1. Знакомство учащихся с разнообразием природы своей местности 2. Ознакомление с формами поверхности местности в окрестностях школы 3. Знакомство с местными полезными ископаемыми, их добычей и первичной переработкой (по материалам краеведческого музея, на местном предприятии) 4. Знакомство с растениями и животными леса, луга, водоема, поля Наблюдения за разнообразием окружающей природы
Люди на планете Земля В поле, сад Наблюдения за трудом людей, условием выращивания культурных растений

 

Таким образом, анализ различных программ по курсу естествознания в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. Тем не менее, наиболее обогащена экскурсионным движением и наблюдениями программа Клепининой З.А. "Природа и люди" и Поглазовой О.Т. "Окружающий мир" и самое минимальное содержание экскурсий и использование наблюдений в программе Вахрушева А.А. "Окружающий мир".

На современном этапе целью всех проанализированных программ по естествознанию является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:

формировать и развивать элементарные представления и первоначальные понятия об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи ее компонентов, о природе как едином целом (на экскурсиях);

развивать положительные личностные качества: мышление, речь, наблюдательность, любознательность и творческие способности и т.д.;

совершенствовать теоретическую и практическую учебную деятельность (например, наблюдение, распознавание, исследование, обобщение, охрана природы и т.д.).

Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса природоведения - это в основном проведения наблюдения за явлениями природы. По мере накопления знаний тематика усложняется, изучаются взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, но при этом наблюдения в природе сохраняются.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что большое место в процессе преподавания природоведения в начальной школе отводится экскурсии.

Экскурсия - одна из форм организации учебной деятельности младших школьников. Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Взаимоотношения человека с окружающим миром находятся в прямой зависимости от постоянной и исправной работы органов чувств. Процесс познания мира начинается с ощущений - человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими.

Для младших школьников экскурсии всегда способствовали проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Они любят экскурсии, где приходится наблюдать за реальными процессами в окружающем мире. Находясь в природе, наблюдая природные объекты в естественных условиях, ребенок изучает то, что видит.

Экскурсии могут применяться и в начале рассмотрения нового блока вопросов (цель - заинтересовать учащихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых отдельных тем. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках.

Педагогическая эффективность наблюдений на экскурсиях существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность [41, С.82].

Организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:

Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Организовать условия для возможно более эффективного наблюдения.

Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми.

Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.

Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения.

Тематика экскурсий определяется программой по естествознанию. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:

ознакомление с разнообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;

ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемам охраны окружающей среды;

экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Итак, значение экскурсий в том, что они связывают учебный материал с местными природными и общественными явлениями, которые непосредственно наблюдают школьники. Ученик приближается к первоисточнику человеческих знаний - реальной окружающей действительности.

 



2019-10-11 284 Обсуждений (0)
Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)