2.1. Материалы к эксперименту
Цель нашего эксперимента – рисование портрета средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:
· Содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей.
· Методы организации занятий.
· Уровень эмоциональности занятий.
· Необычность взгляда на известные вопросы.
· Привлекательность с эстетической точки зрения.
· Значимость материала для формирования творческих способностей детей.
Старшая группа Сентябрь
|
1.
| В саду созрели яблоки.
| Рисование тычком
| Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знание детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям.
| Альбомный лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования.
|
2.
| Утята в пруду
| Рисование тычком
| Учить рисовать утят, плавающих на воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе воспитывать творчество.
| Альбомный лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования.
|
Октябрь
|
1.
| Бабочки, которых я видел летом.
| Монотипия, обведение ладони и кулака.
| Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.
| Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.
|
2.
| Ветка рябины (с натуры)
| Рисование тампонами и пальцами
| Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, чувство восприятия.
| Ветка рябины, лист А-4, гуашь и все предметы для рисования.
|
Ноябрь
|
1.
| Осенние листья
| Отпечаток листьев. Набрызг
| Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.
| Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования.
|
2.
| Мое любимое платье или свитер.
| Оттиск печатками, рисование пальцами.
| Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.
| Платье и свитер, вырезанные из бумаги, разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования.
|
Декабрь
|
1.
| Мое любимое дерево
| Рисование мазком, монотипия, набрызг.
| Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.
| Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.
|
2.
| Животные, которых я сам себе придумал.
| Кляксография.
| Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.
| Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
|
Январь
|
1.
| Елочка нарядная.
| Рисование на ткани.
| Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его.
| Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь и все принадлежности.
|
2.
| Снежная семья
| Рисование способом тычка.
| Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
| Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
|
Февраль
|
1.
| Набережная нашего посёлка
| Рисование картоном
| Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы.
| Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 - 5 см), гуашь, альбомный лист.
|
2.
| Зимняя ночь
| Чёрно - белый граттаж
| Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно - белого граттажа; учить передавать настроение тихой, зимней ночи; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
| Полукартон, свеча, тушь, жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы.
|
Март
|
1.
| Грибы
| Техника изонити
| Познакомить детей с линейкой; дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол; учить пользоваться ниткой, иголкой, шилом; учить заполнять углы и дополнять изображения аппликацией (ножка, трава)
| Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.
|
2.
| Снежинки
| Техника изонити
| Учить составлять снежинку из треугольников; учить анализировать образец, определять направление углов; продолжать учить иглой и нитью.
| Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.
|
Апрель
|
1.
| Хмурый день
| Пластилиновая живопись
| Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.
| Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.
|
2.
| Совушка - сова
| Пластилиновая живопись
| Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).
| Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки.
|
Подготовительная группа Сентябрь
|
1.
| Золотая осень
| Рисование способом тычка
| Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.
| Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
|
2.
| Ветка рябины
| Пластилиновая живопись
| Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости; упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди; учить новому приёму - расписной пластилин, полученный способом резания.
| Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм.
|
Октябрь
|
1.
| Рамка для картины. Ветка рябины
| Пластилиновая живопись
| Учить лепить жгутики и оформлять ими картину, развивать фантазию, творчество.
| Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм
|
2.
| Рыбка
| Техника изонити
| Продолжать учить детей технике изонити; дополнять изображение рыбки «хвостом»; закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами; обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток; закрепить умение пользоваться иглой, шилом.
| Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.
|
Ноябрь
|
1.
| Птица
| Техника изонити
| Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов); учить навыкам выполнения окружности в технике изонити; закрепить навыки владения иглой, шилом.
| Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.
|
2.
| Я в волшебном лесу
| Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно - белый граттаж
| Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса; развивать чувство композиции, колорита.
| Лист А - 3, А - 4, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, тушь, жидкое мыло, жёсткая и мягкая кисти, трафареты.
|
Декабрь
|
1.
| Зимний лес
| Монотипия
| Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
| Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа.
|
2.
| Зимний лес
| Монотипия
| Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
| Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа.
|
Январь
|
1.
| В лесу родилась ёлочка
| Рисование на ткани.
| Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; закрепить умение наносить резерв на контур; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.
| Рамка, ткань, карандаш, гуашь, резервирующий состав, кисти и все приспособления для рисования.
|
2.
| Белая берёза
| Рисование на ткани.
| Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; закрепить умение наносить резерв на контур; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике
| Рамка, ткань, карандаш, гуашь, резервирующий состав, кисти и все приспособления для рисования.
|
Февраль
|
1.
| Снегири на ветке
| Рисование способом тычка
| Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.
| Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
|
2.
| Зимний пейзаж
| Кляксография.
| Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
| Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
|
Март
|
1.
| Весна идёт - весне дорогу
| Рисование на шпоне
| Познакомить детей с техникой рисования на шпоне; учит набирать тушь на трубочку и рисовать тушью.
| Шпон, трубочка, тушь.
|
2.
| Берег Волги
| Рисование по сырому фону
| Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию, придумывать сюжет.
| Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа.
|
Апрель
|
1.
| Белые лебеди
| Рисование способом тычка
| Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;
| Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
|
2.
| Попугаи
| Рисование способом тычка
| Учить рисовать попугаев, расширять знания детей об экзотических птицах; развивать эстетическое восприятие ярких, разнообразных цветов.
| Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
|
3. Итоговая выставка детских рисунков
|
| | | | | | | |