Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ № 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ.



2019-10-11 23247 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ № 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ. 5.00 из 5.00 14 оценок




В процессе многовековой медицинской практики сложились особые нормы взаимоотношений между больными и медиками благодаря особенностям профессии, которая позволяет глубоко вникать в человеческую жизнь, в его биологические и социальные стороны. Эти нормы и принципы стали основой для формирования медицинской этики и деонтологии.

Термин "деонтология" происходит от греческих слов "деон" - долг и "логос" - учение.

Медицинская деонтология - это учение и практическое воплощение морально-этических принципов профессиональной деятельности медиков, направленной на создание максимально благоприятных условий для эффективного лечения больных и профилактики заболеваний.

Иными словами, медицинская деонтология - это учение о долге медика, совокупность нравственных норм, которым он должен следовать при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Термин "деонтология" впервые ввел английский философ И. Бентам в 1834 г. Однако данное понятие рассматривалось им с позиций изучения средств и методов получения личной выгоды определенной профессии.

Еще во времена Киевской Руси при монастырях организовывались приюты для предоставления бесплатного ухода за инвалидами и немощными.

В XIX в. в ряде земских губерний царской России действовали лекарственные суды чести, на которых разбирались случаи негуманного поведения врачей о больных. В1903 г. Союз уманских врачей разработала и ввела в исполнение кодекс под названием "Врачебная этика".

Основные принципы современной отечественной медицинской деонтологии разработал М. Петров в середине ХХ в. Эти вопросы постоянно находятся в центре внимания медицинской общественности. Коренные изменения общественной жизни, быстрый прогресс в науке и технике постоянно ставят как перед медициной в целом, так и перед медицинской деонтологией новые задачи относительно усовершенствования знаний и умений, связанных с современными технологиями лечебно-профилактической деятельности медиков.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

1) изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на достижение максимальной эффективности лечения больных и профилактики заболеваний;

2) анализ взаимоотношений между медиком и больным и его родственниками, а также между медицинскими работниками в коллективе;

3) предупреждение и исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и устранения вредных последствий некачественной медицинской работы.

 

Медицинская деонтология опирается на этику - учение о морали, взаимоотношения между людьми и обязанности, вытекающие из этих отношений. Однако между медицинской этики и деонтологии есть определенная разница. Если нормы медицинской этики являются общими для всех медиков, то деонтологические правила имеют свои специфические отличия. Так, деонтологические правила поведения медицинской сестры детской больницы отличаются от правил поведения медика психиатрической клиники.

Деонтология не может дать рекомендации на все случаи деятельности медика, она дает их для типичных ситуаций. Знание деонтоло-ческих правил направлено на воспитание у медиков способности к самостоятельному морально-этического ориентирования в выборе стиля поведения в зависимости от конкретных условий.

Отличительной особенностью медицинской деонтологии является ее тесная связь с общей и медицинской психологии. В значительной степени это обусловлено тем, что "психология лечебного процесса заключается в том, что при нем проходит не только встреча с пациентом (это имеет место и в ветеринарии), но и общение с ним, возникает желание обеих быть понятными друг другу" (А. Билибин).

Для того, чтобы стать полноценным медиком, нужно не только соблюдать таких категорий, как высокий профессионализм, обязанность, совесть, любовь к больному, но и понимать людей, обладать достаточными знаниями в области психологии, управлять собственными психическими процессами. Без этого не может быть и речи об эффективном влиянии на больного.

Медицинская деонтология - наука не только о высоком призвании медика, но и о том, какой должна быть личность медика, какими качествами она должна обладать.

Основные качества личности медика:

1. Морально-волевые - сострадание, доброжелательность, совесть, искренность, оптимизм, честность, самоотверженность, трудолюбие, терпение, вежливость, внимательность, нежность, кротость, мужество, решительность, скромность, принципиальность, чувство собственного достоинства, инициативность, дисциплинированность, требовательность к себе и других.

2. Эстетические - аккуратность, опрятность, влечение к красоте, непримирен-ния до отвратительного и "серости" в быту, стремление улучшить условия, в которых находится больной.

3. Интеллектуально-познавательные - эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление познать сущность явления, систематическое повышение уровня профессиональных знаний и квалификации, умение быть внимательным собеседником, коммуникабельным в общении с пациентами и их родственниками, способности осмысливать полученную информацию с выделением главного и эффективно использовать ее в лечебно -профилактическом процессе.

Вышеуказанные положительные качества украшают каждого человека, но что касается медика, то это его профессиональные качества. Так, слесарь или тракторист может проявить нежность и ласку, в основном, в внеслужебной обстановке, а для медицинской сестры это неотъемлемые служебные качества.

Остановимся на важнейших чертах личности медика.

Прежде всего он должен быть наблюдательным. Люди существенно отличаются между собой по направленности наблюдательности.

Одни хорошо замечают все, что относится к неодушевленным предметам, другие лучше видят особенности внутреннего мира человека, его душевное состояние, переживания, потребности, надежды, страхи и т.д..

Для профессиональной деятельности медика необходимо развивать в себе оба вида наблюдательности, он должен замечать, что происходит в душе человека, понимать его внутреннее состояние, отгадывать мысли.

Принципы медицинской деонтологии требуют, чтобы данные наблюдения за больным были глубоко осмысленными и стали убедительными.

Таким образом, важным психологическим принципом медицинской деонтологии является единство профессиональной наблюдательности, осознание сущности явления и убеждение в своей правоте.

Существенным психологическим аспектом медицинской деонтологии является эмоциональная "окраска" полученной и осмысленной информации. Медицинский работник должен чувствовать боль и переживания другого человека как свои собственные. Это поможет понять состояние больного и разделить с ним его переживания имеет большое значение для больного. Ведь для любого человека очень важно, чтобы ее поняли.

Важной особенностью профессии медика является гуманизм. Он вытекает из самой сущности профессии, ибо нельзя любить профессию медика, не любя человека. Одной из главных моральных качеств медика есть милосердие.

Больной видит в медицинской сестре помощника врача и предъявляет особые требования именно к личности медицинской сестры, ищет в ней прежде черты доброты, сострадания, милосердия. Вот почему был совершенно прав известный российский хирург Н. Петров, который утверждал, что медицинских сестер нужно выбирать среди женщин, в душе которых горит огонь бескорыстной любви к своему делу и людям.

Гуманизм и милосердие базируются на доброте. Медицинская деонтология требует от медика быть добрым к больным, его родственников и близких. Однако быть хорошим не значит быть "добреньким".

Если медицинская сестра видит, что больной нарушает необходимый режим или посетители провоцируют пациента на его нарушение, нужно тактично, но решительно запретить такие действия. Иначе такого рода "доброта" может привести к ухудшению состояния больного.

Доброта, гуманизм и милосердие медика должны органично сочетаться с решительностью и принципиальностью, деликатностью и т активностью.

Деликатность и тактичность является проявлением внутренней интеллигентности человека, которая достигается воспитанием. Воспитание - это не только хорошие манеры, это понятие более глубокое. Воспитание прежде формирует внутреннюю интеллигентность человека, включающая уважение к людям, умение установить с ними контакты.

Интеллигентность определяется не только уровнем образования, а прежде воспитанием. Медсестра при любых условиях должна проявлять и самоотверженность и честность в работе.

Совесть - это "внутренний судья" поступков человека. Моральный критерий совести тесно связан с пониманием человеком сущности добра и зла, долга и другими моральными категориями.

Значение совести в работе медика чрезвычайно большим. Как бы хорошо не был поставлен контроль, невозможно проследить за каждым шагом медицинской сестры. Только совесть и чувство долга не позволят халатно относиться к своим обязанностям.

Скромность и аккуратность должны быть и в стиле поведения, и во внешнем виде сестры. Чрезмерный "шик" в одежде и косметике невольно вызывает у больных вопрос: "Неужели она так занята собой, будет заботиться о нас?" Но, несмотря на небрежно одетого, неопрятная сестру, они также думают: "Если она и о себе не заботится , то как будет помогать нам? "Соответствующий стиль одежды и поведения создает надлежащий имидж медика, который должен психотерапевтически действовать на больного и помогать его выздоровлению.

Вежливость и внимание в отношении больного - это не только е правила этикета. Невежливость, а тем более презрительное или омерзительное отношение к больному, фамильярность травмируют его психику, что негативно влияет на течение болезни.

Неотъемлемой частью деятельности медика есть оптимизм. Медику приходится участвовать в лечении очень тяжелых больных.

Необходимо всячески убеждать их в благоприятном исходе.

А для этого нужно самому быть оптимистом, верить в успех и различными средствами добиваться его.

В профессии медицинской сестры важную роль играет её собственное психическое здоровье. Сестры с неуравновешенной психикой не могут должным образом переносить все психоэмоциональные нагрузки, связанные с профессией, требующей развитой способности к приспособлению. При исполнении служебных обязанностей медицинская сестра всегда должна проявлять высокий профессионализм и адекватную тактичное поведение, которое соответствует конкретным обстоятельствам.

Только и сестра по-настоящему понимать больных и будет эффективным целителем, который сам является здоровой и умеет следить за своим здоровьем.

Основными правилами медицинской деонтологии являются:

1. Единство знаний принципов медицинской деонтологии и применение их в практической деятельности. Замечайте и воспринимайте все, что происходит с больным. Выслушивая больного, необходимо дать ему возможность выговориться, это лучше раскрывает существенные стороны внутренней картины его заболевания и душевное состояние, а также вызывает эффект катарсиса, т.е. душевного облегчения. Вместе с тем, говорить больному нужно только то, что можно и целесообразно ему знать. Запрещается разглашать медицинскую тайну. При любых обстоятельствах больного необходимо морально поддерживать, внушать и укреплять его веру в выздоровление. После общения с больным ему должно стать лучше. Не сообщайте больному о своих опасениях. Всегда демонстрируйте свою уверенность.

В работе с больным демонстрируйте уверенность в своих действиях и выборе тактики, не проявляйте колебания. Сомнения и нерешительность вызывают состояние недоверия больного. Следует помнить, что сомнения и нерешительность передаются чаще не словами, а невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты, сила и тембр голоса, взгляд и т.д.). Всегда нужно владеть собой и контролировать свое эмоциональное состояние при проведении манипуляций (инъекций, зондирования и др.). Если больной почувствует сомнения и нерешительность медсестры, он, в основном, не сможет спокойно переносить процедуры, что существенно повысит риск неудачи.

2. Всегда поддерживайте авторитет своих коллег, ни при каких обстоятельствах не критикуйте перед больным их действия.

При послеиньекционному тромбирования вен, ранних признаках угрозы пролежней, незначительных ожогах от горчичников или грелки и т.д. не акцентируйте внимание больных на бездарности, невнимательности и не профессионализме своих коллег. Нередко в этом виноваты не они, а особенности организма. Однако необходимо немедленно сообщить лечащему врачу, чтобы вовремя устранить последствия и предотвратить повторение этих нежелательных явлений.

Медицинская сестра работает в коллективе. Одним из ее профессиональных обязанностей является соблюдение норм субординации. Сестра должна выполнять все указания врача и вместе с тем, сообщать ему результаты своего наблюдения за больным. Ведь она больше времени общается с больным и может заметить то, чего врач на обходе не видит, потому пациент не жалуется ему или сам не обращает внимания на некоторые особенности своего заболевания.

В этом отношении сестра является не только исполнителем назначений врача, но и "шестым органом восприятия" врача. Врач и медсестра выполняют совместную работу, направленную на улучшение здоровья больного. Медицинская сестра должна заботиться о своем авторитете и поддерживать авторитет врача.

Согласно субординации, санитары подчиняются медсестрам.

Медицинская сестра должна личным примером учить младший медперсонал придерживаться норм деонтологии.

3. Общение с больным является мощным средством психологического воздействия на его состояние. При заболевании потребность в душевном бодрящему общении основном растет, только в тяжелых случаях общение тяготит больного и он избегает его.

Необходимость внимательно слушать больного, отвечать на его вопросы или комментировать его мысли четко, убедительно и профессионально. В этом случае нужно придерживаться принципа "Слово - серебро, молчание - золото, а слышание - бриллиант" (И. Харди).

Больные настороженно воспринимают слова и невербальные средства общения медиков. Каждое слово, жест, взгляд медицинской сестры по-разному толкуется больным, зависит от особенностей его характера, физического и психического состояния, установки и степени медицинской осведомленности. Поэтому всегда нужно помнить о возможности ятрогении, то есть ухудшение состояния больного, обусловленного неосторожной информацией или действием. Необходимо помнить, что в результате самой болезни у значительного числа больных имеют место проявления псевдоятрогенных переживаний. Псевдоятрогения - это мысленное преувеличение неприятностей, связанных с болезнью.

В этом отношении неосторожно сказанное слово может резко ухудшить его состояние, "рана, нанесенная ножом, заживет, а вызванная словом - никогда".

Негативное влияние на больного, вызванный неправильным стилем работы медицинской сестры, особенностями его личности, бестактностью, называют "сороригеннимы психическими вредностями".

Если отрицательный ятрогенные действие на больного чаще оказывают врачи (их слова для больного более авторитетные), то сороригенний влияние более характерен для деятельности медицинской сестры.

Чтобы разрядить обстановку и ободрить больного, иногда стоит тактично пошутить, внести в разговор целесообразную дозу юмора. Однако нужно знать, что не все больные (особенно тяжелые) воспринимают шутки. Даже когда больной воспринимает юмор, нужно всегда придерживаться принципа: "Смеяться вместе с больным, но никогда не смеяться над ним". Чувство меры особенно касается советов. Медицинская сестра гораздо больше времени проводит с больными.

Естественно, что они нередко обращаются к ней с просьбой дать определенную совет. Сестра может выразить свой собственный взгляд, но при малейших сомнениях следует рекомендовать больному обратиться к врачу.

Особого такта и деликатности требуют случаи, когда больной просит совета, которая касается семьи и быта личной жизни. В личной жизни человек должен разобраться сам.

4. Существуют определенный порядок и режим для больного, а не больной для порядка и режима. Общие принципы установленного режима и порядке должны выполняться. Но нельзя допускать чрезмерного формализма. Если больной вследствие какой-то причине не спал практически всю ночь и заснул под утро, нецелесообразно будить его в 6 часов для измерения температуры. Если пациенту назначено снотворное средство, а он заснул без него, то глупо будить его, чтобы дать принять снотворный препарат. В любой работе нужно проявлять здравый смысл, а не "голый" формализм. Это один из главных принципов медицинской деонтологии.

5. У медицинских работников имеют место проявления профессиональной деформации, вызванные характером профессии. Сначала эти изменения незначительны, но потом они становятся неотъемлемой частью характера и стиля поведения человека. Медицинская сестра постоянно видит страдания людей. Со временем она может к ним привыкнуть и не обращать на них внимание. Например, в общей палате умирает больной. Медицинская сестра привыкает к проявлениям агонии, а на других больных это производит очень гнетущее впечатление. Такого больного необходимо поместить в отдельную палату, или хотя бы оградить его ширмой.

Для медицинской сестры выполнения каких-либо манипуляций и процедур привычным делом. А для больных значительное их количество очень неприятными (например, дуоденальное зондирование). Ожидание неприятности основном субъективно переносится тяжелее, чем сама неприятность. Вот почему, согласно одному из принципов медицинской деонтологии, неприятные процедуры и манипуляции желательно выполнять как можно быстрее после назначения врача, чтобы сократить больному время ожидания. При выполнении любого назначения медицинская сестра должна четко представить себя или своих близких на месте больного. Это действенное средство профилактики проявлений профессиональной деформации. Нужно постоянно выражать чувства эмпатии - воспринимать, понимать и сопереживать состояние другого человека, что является необходимой профессиональной чертой медика.

6. Во всем соблюдайте меру.Медицинская сестра должна всегда быть дружелюбным с больными.

Но важно, чтобы эта дружба не переходила в фамильярность, внимательность к больным в назойливость и озабоченность. Или, наоборот, уделять больше внимания больным, которые ее действительно нуждаются. Иначе появляется мысль, что они никому не нужны, или их состояние безнадежное, а потому никто на них внимания не обращает.

Каким бы у него был душевное состояние, на работе он должен быть уравновешенным, бодрым, логичным и решительным. Важно, чтобы медицинская сестра интуитивно чувствовала душевное состояние больного и адекватно действовала на него с помощью "масок". В одной ситуации нужно продемонстрировать заботу и ласку, в других - строгость и решительность. Пользоваться "масками", которые определяют стиль поведения, в каждом конкретном случае нужно адекватно, искренне, но чрезмерно переигрывая роль кроткой, податливой лица или неприступного строгого блюстителя порядка.

7. Прежде будьте Человеком. Жизненным девизом медицинской сестры являются: "Быть Человеком среди людей" (Н. Пирогов). Человечность и человеческие отношения являются обязательными компонентами психологического портрета медика. Прежде всего нужно, при любых обстоятельствах, быть именно Человеком, затем - медиком, а потом специалистом (старше, операционной, перевязочной, манипуляционной, переменной, постовой медсестрой и т.д.).

Любая специальность, а особенно медика - это, прежде всего, реализация внутреннего влечения и способностей, потенциюються приобретенными знаниями и умениями и высокой нравственностью. М Эдик должен служить больным людям и медицине, а не заботиться прежде всего о материальные выгоды, гонорары, взятки. Мерилом человечности человека является его совесть.

8. Будьте психологом, понимайте психологию больного. Соблюдение принципов медицинской деонтологии требует знаний основ общей и медицинской психологии. Необходимо четко представлять и понимать, что психическое состояние больного изменено вследствие переживания им своего заболевания, которое индивидуально для каждого больного.

9. Любите и уважайте всех больных, но относитесь к ним индивидуально.

Профессия медика предусматривает безусловную любовь и уважение ко всем больным. Однако состояние разных больных неодинаков. Кроме этого, различны характеры больных и особенности внутренней картины их болезни. Неодинаковые проявления этих факторов требуют индивидуального подхода к больным. Например, прежде всего, нужно уделить больше внимания тяжелобольным независимо от особенностей их характера. Затем необходимо обслужить всех других больных с относительно уравновешенной психикой.

Следуйте различных стилей поведения, адекватных реальной обстановке, но всегда соблюдайте общие принципы медицинской деонтологии. Медицинская деонтология не может давать рекомендации относительно поведения на все случаи медицинской деятельности. Каждый конкретный случай требует разного подхода, что достигается адекватной оценкой ситуации, гибкостью подходов, тактичностью, наблюдательностью и интуицией. Однако в любом случае необходимо неукоснительно придерживаться общих принципов медицинской деонтологии и заниматься своей деятельностью в рамках ее основных принципов.

Человеку, который посвятил свою жизнь медицине, нужно быть твердо убежденным, что лечат не только таблетки, инъекции и медицинские процедуры, но и медики со своим стилем отношения к больным и своих обязанностей с помощью современных методов лечения. Соблюдение основных принципов медицинской деонтологии являются морально-этической базой успешной медицинской деятельности. Суть их в основном заключается в трех главных требованиях к медикам, а именно:

1. Иметь обостренную потребность обладать и руководствоваться в своей деятельности комплексом качеств, которые называют человечностью.

2. Быть патриотом медицины и ее лучших традиций.

3. Быть высококвалифицированным профессионалом, который постоянно повышает уровень своего мастерства.

Поддерживайте надлежащий психологический климат в коллективе.

Работа медиков основном имеет коллективный характер. Каждый член коллектива вкладывает свой труд и душу в успех общего дела. Вот почему медицинская деонтология и психология уделяют большое внимание морально-психологическому климату в коллективе.

Взаимоотношения в коллективе находятся в прямой зависимости от общения и психологической совместимости отдельных его членов. Этот фактор нередко является решающим в межличностных отношениях.

 



2019-10-11 23247 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ № 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ. 5.00 из 5.00 14 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ № 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (23247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)