Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 4. Социально-экономическое и политическое развитие Руси           XI – начала XII века. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах



2019-10-11 1252 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Социально-экономическое и политическое развитие Руси           XI – начала XII века. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Приблизительно до V в. восточные славяне переживали стадию развитого родового строя. У них господствовали пашенное земледелие и оседлое скотоводство. Славяне жили в укрепленных поселениях. Наблюдалось развитие ремесла, обмена, шло строительство оборонительной линии на юге Приднепровья. 

В VII в. славянская знать постепенно превращается в богатых и политически сильных землевладельцев, которые властвовали над массой рядового населения, непосредственно производительным трудом не занимались, а эксплуатировали чужой труд.

Начиная с IX в. можно говорить о наличии на Руси феодального способа производства. Оформившийся к этому времени господствующий класс был заинтересован в создании сильного государства – орудия классового господства землевладельцев. Государство в лице киевского великого князя раздавало боярству (привилегированным землевладельцам) земли, помогало укреплять и расширять его власть над сельскими тружениками.

Продолжение наступления феодалов, активно поддержанное государством, в XI в. вызвало волны народных антифеодальных восстаний. Однако они были подавлены, а власть феодалов расширена. Боярин превращался в государя для своих подданных. Так в IX–XI вв. произошло зарождение на Руси феодального землевладения и феодальных отношений.

С проблемой формирования феодальных отношений на Руси тесно связана проблема возникновения и развития городов. Город Древней Руси – это населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое население, в той или иной мере оторванное от земледелия. Город мог появиться только при наличии частной собственности, т.е. в классовом обществе. Появление города обозначает разрушение родоплеменного строя. Поскольку города являлись политическими, военными и административными центрами, они должны были иметь постоянное население, прежде всего ремесленное и торговое.

Возникновение древнейших городов на Руси было вызвано прежде всего развитием ремесла, сбыта ремесленной продукции и международной торговли. В города превращались те крестьянские поселения, которые лежали на удобных путях и становились торжищами. Такие торжища возникали в местах наиболее населенных и на проложенных путях. К Х в. Ладога – значительный город, с уличной планировкой домов, достаточно развитым ремеслом и торговлей. Киев стал городом приблизительно к VIII в., а в Х в. превратился в большой ремесленный центр. В Х в. Смоленск и Полоцк уже были населены военным, торговым и ремесленным людом, превратились в города.

Итак, города на Руси стали появляться уже в классовом обществе, в VII–XI вв. Они представляли собой поселения, оторванные от деревни, в отличие от нее занятые, главным образом, ремесленным производством и торговлей.

Поднепровье, Поильменье и Окско-Волжский бассейн издавна служили местами оживленного торгового обмена. С VIII в. у славян завязываются торговые связи с теми народами Востока, которые вошли в состав Арабского халифата. Они осуществлялись главным образом по Волге и ее притокам. С верховьев Волги восточные купцы шли дальше к Балтийскому морю. С Х в. в связи с победоносными походами на хазар киевского князя Святослава в Хазарию стали энергично проникать славяне из Древнерусского государства. К XI в. Саркел стал городом преимущественно со славянским населением. Активные торговые связи имелись у Руси также с Волжской Булгарией, Византией и другими странами.

Славянский крестьянин, не имевший ни излишков для продажи, ни денег для покупки, был мало заинтересован в этой торговле. Зато князья, дружинники и купцы очень дорожили возможностью активно участвовать в торговле. Князья сбывали дань, вносимую им подвластным населением. Дружинники продавали военную добычу и оброки, взимаемые с зависимого от них населения. Купцы торговали самыми разными продуктами и товарами.

Формирование феодальных отношений, развитие торговли и сельского хозяйства в славянском обществе оказывали непосредственное влияние на формирование основных категорий населения в государстве.

Первый свод законов древнерусского государства «Русская Правда» делит все общество Киевской Руси на три большие категории: княжи мужи, люди и холопы. Они отличались друг от друга тем, что закон по-разному охранял их личную безопасность. Княжи мужи несли личную службу князю. К ним причислялись высшие военно-правительственные сановники – бояре. Люди – податное простонародье, городское и сельское. Холопы являлись рабами.

Княжи мужи, или бояре, – крупные привилегированные землевладельцы. Они признавали над собой княжескую власть, но и сами участвовали в управлении страной.

Свободное рядовое население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда произошел термин, обозначающий сбор дани, – «полюдье». Основная масса сельского населения, не попавшая в частновладельческую зависимость и подчиненная только государству, носила название «смерды» (от мордовского mirde – муж). Смерды, жившие в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости, теряли личную свободу. Они назывались «закупами», так как брали у феодалов в долг («купу») скот, зерно, деньги.

Значительная часть смердов-крестьян к IX–XI вв. уже успела потерять свою независимость. Процесс внутреннего расслоения в общине привел часть смердов к необходимости покинуть общину и искать заработка на стороне. Таким путем у феодалов появились новые работники из среды смердов. Они или работали на барщине у феодала, или платил ему ренту продуктами. Внутренние экономические процессы, беспрерывные внутренние и внешние войны приводили к массовому разорению смердов.

Холопство, или рабство, в Древней Руси – суровый институт. Холоп в юридическом смысле слова был приравнен к вещи или к домашнему скоту. Холопами становились или по закону, или по договору. Принудительно холопами становились в трех случаях: 1) преступления (разбой, поджог, конокрадство и др.); 2) несостоятельность купца-должника по его вине; 3) происхождение от холопа. Добровольное холопство по договору возникало тремя путями: 1) продажа в холопы; 2) женитьба на холопке без уговора с ее господином; 3) вступление в частную дворовую службу приказчиком без такого же уговора слуги с хозяином.

Одной из категорий зависимого населения Киевской Руси были изгои. Термин «изгой» происходит от слова «гоить» – «жить» и обозначает человека неимущего. Главная масса изгоев – это вышедшие из холопства люди, т.е. бывшие рабы, посаженные на господскую землю крепостные. Изгои прикреплялись к владельцу и к земле, подлежали суду своих господ.

Таким образом, общество Древней Руси – это феодальное общество, для которого характерны натуральное хозяйство, сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством, а также сословная организация самого общества.

Обратимся к общественно-политическому развитию Киевской Руси XI–XII вв. – деятельности князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Сразу же после смерти Владимира I Святославовича (1015) началась десятилетняя усобица между его сыновьями, главным участником которой стал его старший сын Ярослав. Ярослав не мог отважиться на борьбу с братьями всего лишь с одной тысячей варяжских воинов, и к тому же наемных, которые в решительный момент могли продать себя дороже другому князю или уйти домой, «за море». В этих условиях ему следовало опереться на какое-то более надежное войско. Единственной возможностью был союз с Новгородом, его боярством и даже простыми людьми, а для этого нужно было дать какие-то гарантии, оградить статьями княжеского закона всех новгородцев от бесчинства варяжских дружин. Так появился «Устав» Ярослава – «Древнейшая Русская Правда», семнадцать статей которой защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей и простых славян от бесцеремонных посягательств варягов.

Борьба за власть между сыновьями Владимира закончилась в 1026 г., когда Ярослав и Мстислав Тьмутараканский разделили Русское государство по Днепру: Мстислав овладел всем левобережьем Днепра с Черниговом и Переяславлем, а Ярославу остались Киев и правобережные земли. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу удалось завладеть его землей и опять сделать Древнерусское государство единым.

Время княжения Ярослава Мудрого (1036–1054) – время расцвета Древнерусского государства. Князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы по образцу Царьграда. В Киеве, как и в Царьграде, строятся Золотые Ворота, грандиозный Софийский собор, отделанный мрамором, мозаикой и великолепными фресками (1037). При Ярославе переписывались и переводилось с греческого языка на русский многие книги, открывались школы для начального обучения грамоте.

С Ярославом стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии. Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви – митрополита. Им стал киевский писатель и церковный деятель Илларион.

Кончина Ярослава Мудрого в 1054 г. означала прекращение единоличной формы правления на Руси. К власти пришел триумвират его старших сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода. Причиной этому послужили правовая нечеткость завещания самого Ярослава и отсутствие качеств, необходимых монарху, у его старшего сына Изяслава, которому он поручил самые главные части земли – Киев и Новгород. Три брата совместно правили почти 20 лет. Они втроем составили устав об управлении княжескими имениями – «Правду» Ярославичей. Князья внесли существенные изменения в «Русскую Правду» Ярослава Мудрого: окончательно отменили месть и заменили ее денежным штрафом.

Триумвират Ярославичей оказался непрочным. В 1078 г. в Киеве единолично вокняжился единственный оставшийся в живых из сыновей Ярослава Всеволод. Он управлял государством совместно со своим сыном Владимиром Мономахом до своей смерти в 1093 г., после чего Владимир добровольно уступил киевский великокняжеский престол старшему в роде Ярославичей – сыну Изяслава Святополку.

Двадцатилетний период жизни Владимира Мономаха в Переяславском княжестве (1094–1113) характеризуется активной, наступательной борьбой с половцами. Мономах был сторонником решительных ударов, разгрома половцев и походов в глубь степей. Первая победа была одержана в 1094 г. за Сулой. Мономаху удалось организовывать общие походы в 1103, 1109, 1110, 1111 гг. Русские войска дошли до Азовского моря, отвоевали половецкие города на Северском Донце, отбросили половцев за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Победоносные походы на половцев принесли Мономаху славу блестящего полководца.

В 1113 г. в Киеве вспыхнуло одно из крупных восстаний: сразу после смерти князя Святополка Изяславича поднялись мелкие городские люди, их поддержала деревня. Владимир вынужден был нарушить правило, принятое на Любечском съезде князей в 1097 г., и явился в Киев. По решению Любечского съезда каждый из князей должен был держать свою вотчину, т. е. полученную от отца землю, и не покушаться на чужую землю. Киев не был вотчиной Мономаха, но Киевское вече выбрало его великим князем.

 Киевские события 1113 г. продемонстрировали тенденцию к союзу между горожанами и сильной великокняжеской властью. Эта опора на горожан Киева является основным источником политической силы В. Мономаха.

Создавшееся положение подсказало князю, что необходимо прежде всего несколько облегчить положение должников, страдавших от ростовщических процентов, а также закупов. С этой целью в 1113 г. Мономахом был выработан «Устав», по которому взявший деньги в долг под 50 % годовых должен был платить эти проценты только два года. Кто уже уплатил эти проценты за три года, освобождался от всего своего долга. «Устав» Мономаха учитывал также интересы купечества, которому давались льготы при потере товара во время кораблекрушения, войны или пожара.

 Владимир Мономах сделал попытку восстановить поколебавшееся положение Киева, поднять авторитет власти киевского великого князя путем подчинения себе князей-вотчинников. Он прибрал к своим рукам феодальных владетелей и обязал их к повиновению. Малейшую попытку неподчинения себе великий князь пресекал в корне и распоряжался другими князьями как своими подчиненными. Таким образом, вокняжение Мономаха привело к реставрации единоличной монархии. Уже первые его шаги в качестве великого князя киевского обнаружили стремление к неограниченной власти. И Мономах достиг ее.

При Владимире Мономахе (1113–1125) и его сыне Мстиславе (1125–1132) Киев снова стал на некоторое время политическим центром большого феодального государства. Но это политическое положение длилось очень недолго. Единая держава уже не могла существовать в том виде, в каком она была при Владимире I или Ярославе.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Выделите предпосылки создания Древнерусского государства.

2. Назовите основные классы общества Древней Руси.

3. Охарактеризуйте деятельность первых киевских князей Олега, Игоря, Святослава и княгини Ольги.

4. Кто и когда крестил Русь?

5. Раскройте значение принятия христианства на Руси.

6. На какой период приходится расцвет Киевской Руси?

7. Охарактеризуйте эпоху Владимира Мономаха.

Список литературы

 

Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. – 2005. – № 2 – С.57 – 73.

Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 2004.

Климов Е.В. Монотеизм восточных славян // Вопросы истории. – 2007. –   № 12. – С. 168 – 170.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. / Учебник. – М.: Норма, 2009. – 752 c . [http://znanium.com/bookread.php?book=200373]

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. – 2007. – № 3. – С. 50 – 70.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М. , 1995.

Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII веков. – СПб., 2003.  

 

 



2019-10-11 1252 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Социально-экономическое и политическое развитие Руси           XI – начала XII века. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 4. Социально-экономическое и политическое развитие Руси           XI – начала XII века. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)