Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели исторического процесса



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
Модели исторического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




(смысл истории)

Все можели ист. процесса укладываются в одну из двух версий: формационную и цивилизационную.

Согласно форм. модходу, челов. история - общий ист. процесс,вкл. в себя все народы и культуры, предст. собой послед. смену качественно различных ступеней общественного организма -формаций.

Здесь акцент делается на хронологию, выделение общих закономерностей, на основе к-х можно было бы производить сравнение этих формаций др. с др. по уровню сложности.

Согласно цив. подходу, челов. история совершается не на основе неких общих законов, а складывается как совокупность различных,замкнутых в себе крупных соц. систем -цивилизаций.

Акцент - на пространстве, территории, хар-ке природных, геогр. признаках в сочетании с уникальными духовными факторами, факторами духовной культуры. На поиски уник. специф. качеств.

Цив. подход больше описательный, форм. - более научный.

1. Версии формационного подхода

Наиб. глубоко разработан в марксистской теории.

Формация - определенный этап оазвития человечества, в основе каждого из к-х/лежит исторически конкретный способ производства материальных благ и духовных факторов.

Способ производства - производительные силы. (орудия труда+люди )= Производственные отношения.

СП=базис, надстройка

Люди творят, создают новые орудия труда, что вызывает изщменения сначала в производительных силах, а затем требует преобразования производственных отношений. На определенной стадии развития произв. силы входят в конфликт с проежними произв. отношениями и сламывают их в ходе соц.революций.

Согласно Марксу,в ходе общечеловеческой истории др. друга сменяют пять классических общественно-экономических формаций.

Однако у Маркса есть и др. версии форм. подхода.

1) Первобытно-лбщинный строй => Рабовладельческий=> Феодальный => Капиталистический=> Коммунистичсекий

2) Предыстория=> История

3) Отношения личной зависимости (до феодализма) => отношения ичной независимости при материальной вещественной зависимости (кап.)=> универсальное разыитие личности

4) выделение азиатского способа производства

 

 

В данном случае в основу ложится принцип развитости орудий труда (у Маркса по-другому).

Дэниэл Белл, напр., три этапа развития:

общество доиндустриальное (аграрное, традиционное)

общество индустриальное (промышленное, рыночное)

постиндустриальное (информационное, современное)

 

Другой форм. подход -Ростоу:

-традиционное общество с примитивным производством и иерархической соц. структурой

-переходное общество, св. с ростом накопления и становления предпринимательства

-стадия сдвига, пром. рев., становление индустр. типа хозяйства

-стадия зрелости, развитое индустр. общество

-стадия массового потребления

2) Версии цивилизационного подхода

Согласно ЦП, упор делается на уникальность, своеобразие и самобытность ист. пути, пройденного народами, культурами или даже целыми геогр.регионами.

С этой т.з., история - послед.смена или сосуществование качественно различных этнических, гос. и в целом культурныхорганизмов, т.е. цив-ций с присущей им спецификой материальной, духовной и социальной жизни.

Каждой цив-ции присущи свои ценности, образ мира, типы личности.

а) Восток-Запад-Россия

Это наиб. общие, идеальные модели цивилизации З и В, к-е рассматриваются тут не столько как географически, сколько как геосоциокультурные явления.

В - совокупность народов и гос-в, жизнь к-х построена на основе традиц. культуры. То, что определялось как азиатский способ проивзодства, т.е.совокупность мелких земледельческих общин,над к-ми возвышается бюрр. надстройка в образе деспотического гос-ва.

Т.о. главный соц. эл-т восточного общ-ва - община. Способ существования людей - традиция, обращенность в прошлое.

Воспроизводство культуры здесь осуществляется по профиссионально-семейному типу, т.е. от отца к сыну.

Все теорет. концепции, вся духовная надстройка на В поддерживает установку на созерцательность, пассивное восприятие мира,на приспособление к сложившимся условиям.

Отсюда все восточные цив-ции ориентированы не столько на изменение и развитие, сколько на повторение и стабилизацию.

Отдельная личность выделена тут слабо, ч-к погружен в общину, поэтому наука на В приживается слабо, поскольку наука требует пространства для свободного творческого поиска.

З - это особый тип развития, восходящий к античной культуре, главными свойствами котороой являются полис и универсальное развитие свободного гражданина полиса.

Универсализирующая установка на общечеловеческий коллективный опыт быала закреплена в христианстве в принципе персонализма, что было зафиксировано в составе европейского университета, а затем в Новое время способствовало становлению социального института науки, пронизанной духом сободного поиска, творчества. Благодаря науке, к 18 веку сформировались основные контуры техногенной цивилизации З. Главне принципы ее сущ-ния - ускоренное, динамичное развитие благ. целенаправленнуму внедрению научных знаний в прооивзодство.

Это сопровождается ускоренным соц. развитием, способствует распаду традиц. культуры и выделению из ее состава изолированной, автономной личности.

Отсюда - установка на прогресс.

Но при этом, развитие приобретает узкотехническую направленность, что ведет к полит. агрессивности стран З, приводит к экологическому кризису в наши дни.

Индивидуализм оборачивается культом материальной выгоды, ведет к антропологическому кризису, нравственной и психологической деградации населения.

Россия - воплощение русской цив-ции, к-я не вписывается ни в З, ни в В культуру.

Гл. принцип сущ-ния Р цив-ции - синтез нац. культур, где Р культура обладает уник. способностью усваивать достижения др. культур, не теряя при этом своей специфики.

Возможно, что квинтэссенцие Р культуры явл. РЯ,уникальный по своим содержат. и синтезирующим способностям.

Специфика Р духовной культуры оздает возможность создавать науку передового типа даже на традиц. основе.

История развивается - спад-подъем.

Личность представителя РК отличается слабой нац. идент, т.е.РК в целом, каждый еепредставитель находится в поиске. Кто виноват, что делать, что с нами пооисходит?

 

 

26.05

Основной идеей РК явл. идея активного эволюционирования.

Проблемы космизма:

иммортализма, личностного бессмертия

освоения косм. пространства

панпсихизма

пересоздания челов. любви

освоения времени

евгеники

 

Русские космисты:

Ник. Федоров, Циалковский, Чижевский, Сухово-Кобылин, Вернадский

Умов, Муравьев, Горский, Ситницкий, Холодный, Купревич, Манеев

 

Есть религиозый космизм и рациональный (материалист.)

Неясно, куда относить Циалковского, поскольку у него естьь некое синтетическое учение.

 

Федоров: Философия общего дела

Не альтруизм, не эгоизм, а родство. Относиться ко всем нужно как к родственникам. Религиозник. Мотивация общего дела религиозная, но при этом сам проект не религиозен.

Идея о полной органности. Идет развитие техники, но сам человек не развивается (не с т.з. духа, а с т.з. органики), поэтому техника подавляет человека. Прежде чем выходить в космос, воскрешать предков необходимо позаботиться о пересоздании челов. органики.

Институты-эталоны: храм, армия, музей. Они должны объединять людей, перенаправлять их.

Идея метереологическая, управления природой.

Идея пищи, устранения голода, гмп итд

Выход в космос.

Идея троичности челов. природы.

Методика восстановления. Человек должен научиться видоизменять свое тело видоизменять в завис. от среды.

 

Вернадский: учение о ноосфере, биогеохимии и др

Человек в персп. может менять планету. Человек - не высшая ступень эволюции, это только переходный этап.

Проблема о двух ноосферах: предноосфера уже существует и ноосфера будущего, когда человечество научится создавать необходимую биосферу.

Коэволюция.

 

В православии есть идея исихизма - человек может сам своей божественной искрой может пересоздасться, возвыситься до божественного. На это опирался Федоров.

Также на развитие РК идея инстинктивного интеллекта, феномен человека Дешардера.

 

Циалковский:

Концепция о духовных атомах, неуничтожимых. Проникаю в мозг и начинают там какую-то квантовую поеботу.

Необходимо единство человечества, но от них это не зависит, основной механизм - ротация атомов. Уменьшение страстей и повышение разумности.

 

Чижевский:

ритмология, идея о влиянии ритмов солнца, звезд и тд на раздвитие человеческой истории. Возможность создания полевого человечества. Возможность поевращения человека из гетеротрофа в автотрофа.

 

 

Сухово-Кобылин:

эволюция от звероподобных ящеров до экстремов.

Освоение солнечного пространства. Полеты без аппаратов. Вся вселенная эволюционно едина. Культура заменяет природу.

 

Умов:

человек исследующий, только когда все станут учеными, что-то может получится.

Наука жоджна оюъединиться с философией.

 

 

Муравьев:

овладение временем. Всеобщая производительная математика.

Пока не изменится культура,ничего не выйдет.

 

Горский:

проблема любви. Спорил с Фрейдом в вопрлсе нивилирования женской психологии.

 

Ситницкий

 

Холодный:

развитие идеи автотрофности. Этапы.

Идея антропокосмизма.

Другие вселенные с др. законами.

 

Купревич:

изменить клеточный уровень - изменится человек

 

Манеев:

биополевая информация

 

Наиболее ориганальная философия, то,что дала Россия, очень популярна на Западе. В рамках русск.философии РК прод. развиваться. Манистичен.



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
Модели исторического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модели исторического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)