Модели исторического процесса
(смысл истории) Все можели ист. процесса укладываются в одну из двух версий: формационную и цивилизационную. Согласно форм. модходу, челов. история - общий ист. процесс,вкл. в себя все народы и культуры, предст. собой послед. смену качественно различных ступеней общественного организма -формаций. Здесь акцент делается на хронологию, выделение общих закономерностей, на основе к-х можно было бы производить сравнение этих формаций др. с др. по уровню сложности. Согласно цив. подходу, челов. история совершается не на основе неких общих законов, а складывается как совокупность различных,замкнутых в себе крупных соц. систем -цивилизаций. Акцент - на пространстве, территории, хар-ке природных, геогр. признаках в сочетании с уникальными духовными факторами, факторами духовной культуры. На поиски уник. специф. качеств. Цив. подход больше описательный, форм. - более научный. 1. Версии формационного подхода Наиб. глубоко разработан в марксистской теории. Формация - определенный этап оазвития человечества, в основе каждого из к-х/лежит исторически конкретный способ производства материальных благ и духовных факторов. Способ производства - производительные силы. (орудия труда+люди )= Производственные отношения. СП=базис, надстройка Люди творят, создают новые орудия труда, что вызывает изщменения сначала в производительных силах, а затем требует преобразования производственных отношений. На определенной стадии развития произв. силы входят в конфликт с проежними произв. отношениями и сламывают их в ходе соц.революций. Согласно Марксу,в ходе общечеловеческой истории др. друга сменяют пять классических общественно-экономических формаций. Однако у Маркса есть и др. версии форм. подхода. 1) Первобытно-лбщинный строй => Рабовладельческий=> Феодальный => Капиталистический=> Коммунистичсекий 2) Предыстория=> История 3) Отношения личной зависимости (до феодализма) => отношения ичной независимости при материальной вещественной зависимости (кап.)=> универсальное разыитие личности 4) выделение азиатского способа производства
В данном случае в основу ложится принцип развитости орудий труда (у Маркса по-другому). Дэниэл Белл, напр., три этапа развития: общество доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество индустриальное (промышленное, рыночное) постиндустриальное (информационное, современное)
Другой форм. подход -Ростоу: -традиционное общество с примитивным производством и иерархической соц. структурой -переходное общество, св. с ростом накопления и становления предпринимательства -стадия сдвига, пром. рев., становление индустр. типа хозяйства -стадия зрелости, развитое индустр. общество -стадия массового потребления 2) Версии цивилизационного подхода Согласно ЦП, упор делается на уникальность, своеобразие и самобытность ист. пути, пройденного народами, культурами или даже целыми геогр.регионами. С этой т.з., история - послед.смена или сосуществование качественно различных этнических, гос. и в целом культурныхорганизмов, т.е. цив-ций с присущей им спецификой материальной, духовной и социальной жизни. Каждой цив-ции присущи свои ценности, образ мира, типы личности. а) Восток-Запад-Россия Это наиб. общие, идеальные модели цивилизации З и В, к-е рассматриваются тут не столько как географически, сколько как геосоциокультурные явления. В - совокупность народов и гос-в, жизнь к-х построена на основе традиц. культуры. То, что определялось как азиатский способ проивзодства, т.е.совокупность мелких земледельческих общин,над к-ми возвышается бюрр. надстройка в образе деспотического гос-ва. Т.о. главный соц. эл-т восточного общ-ва - община. Способ существования людей - традиция, обращенность в прошлое. Воспроизводство культуры здесь осуществляется по профиссионально-семейному типу, т.е. от отца к сыну. Все теорет. концепции, вся духовная надстройка на В поддерживает установку на созерцательность, пассивное восприятие мира,на приспособление к сложившимся условиям. Отсюда все восточные цив-ции ориентированы не столько на изменение и развитие, сколько на повторение и стабилизацию. Отдельная личность выделена тут слабо, ч-к погружен в общину, поэтому наука на В приживается слабо, поскольку наука требует пространства для свободного творческого поиска. З - это особый тип развития, восходящий к античной культуре, главными свойствами котороой являются полис и универсальное развитие свободного гражданина полиса. Универсализирующая установка на общечеловеческий коллективный опыт быала закреплена в христианстве в принципе персонализма, что было зафиксировано в составе европейского университета, а затем в Новое время способствовало становлению социального института науки, пронизанной духом сободного поиска, творчества. Благодаря науке, к 18 веку сформировались основные контуры техногенной цивилизации З. Главне принципы ее сущ-ния - ускоренное, динамичное развитие благ. целенаправленнуму внедрению научных знаний в прооивзодство. Это сопровождается ускоренным соц. развитием, способствует распаду традиц. культуры и выделению из ее состава изолированной, автономной личности. Отсюда - установка на прогресс. Но при этом, развитие приобретает узкотехническую направленность, что ведет к полит. агрессивности стран З, приводит к экологическому кризису в наши дни. Индивидуализм оборачивается культом материальной выгоды, ведет к антропологическому кризису, нравственной и психологической деградации населения. Россия - воплощение русской цив-ции, к-я не вписывается ни в З, ни в В культуру. Гл. принцип сущ-ния Р цив-ции - синтез нац. культур, где Р культура обладает уник. способностью усваивать достижения др. культур, не теряя при этом своей специфики. Возможно, что квинтэссенцие Р культуры явл. РЯ,уникальный по своим содержат. и синтезирующим способностям. Специфика Р духовной культуры оздает возможность создавать науку передового типа даже на традиц. основе. История развивается - спад-подъем. Личность представителя РК отличается слабой нац. идент, т.е.РК в целом, каждый еепредставитель находится в поиске. Кто виноват, что делать, что с нами пооисходит?
26.05 Основной идеей РК явл. идея активного эволюционирования. Проблемы космизма: иммортализма, личностного бессмертия освоения косм. пространства панпсихизма пересоздания челов. любви освоения времени евгеники
Русские космисты: Ник. Федоров, Циалковский, Чижевский, Сухово-Кобылин, Вернадский Умов, Муравьев, Горский, Ситницкий, Холодный, Купревич, Манеев
Есть религиозый космизм и рациональный (материалист.) Неясно, куда относить Циалковского, поскольку у него естьь некое синтетическое учение.
Федоров: Философия общего дела Не альтруизм, не эгоизм, а родство. Относиться ко всем нужно как к родственникам. Религиозник. Мотивация общего дела религиозная, но при этом сам проект не религиозен. Идея о полной органности. Идет развитие техники, но сам человек не развивается (не с т.з. духа, а с т.з. органики), поэтому техника подавляет человека. Прежде чем выходить в космос, воскрешать предков необходимо позаботиться о пересоздании челов. органики. Институты-эталоны: храм, армия, музей. Они должны объединять людей, перенаправлять их. Идея метереологическая, управления природой. Идея пищи, устранения голода, гмп итд Выход в космос. Идея троичности челов. природы. Методика восстановления. Человек должен научиться видоизменять свое тело видоизменять в завис. от среды.
Вернадский: учение о ноосфере, биогеохимии и др Человек в персп. может менять планету. Человек - не высшая ступень эволюции, это только переходный этап. Проблема о двух ноосферах: предноосфера уже существует и ноосфера будущего, когда человечество научится создавать необходимую биосферу. Коэволюция.
В православии есть идея исихизма - человек может сам своей божественной искрой может пересоздасться, возвыситься до божественного. На это опирался Федоров. Также на развитие РК идея инстинктивного интеллекта, феномен человека Дешардера.
Циалковский: Концепция о духовных атомах, неуничтожимых. Проникаю в мозг и начинают там какую-то квантовую поеботу. Необходимо единство человечества, но от них это не зависит, основной механизм - ротация атомов. Уменьшение страстей и повышение разумности.
Чижевский: ритмология, идея о влиянии ритмов солнца, звезд и тд на раздвитие человеческой истории. Возможность создания полевого человечества. Возможность поевращения человека из гетеротрофа в автотрофа.
Сухово-Кобылин: эволюция от звероподобных ящеров до экстремов. Освоение солнечного пространства. Полеты без аппаратов. Вся вселенная эволюционно едина. Культура заменяет природу.
Умов: человек исследующий, только когда все станут учеными, что-то может получится. Наука жоджна оюъединиться с философией.
Муравьев: овладение временем. Всеобщая производительная математика. Пока не изменится культура,ничего не выйдет.
Горский: проблема любви. Спорил с Фрейдом в вопрлсе нивилирования женской психологии.
Ситницкий
Холодный: развитие идеи автотрофности. Этапы. Идея антропокосмизма. Другие вселенные с др. законами.
Купревич: изменить клеточный уровень - изменится человек
Манеев: биополевая информация
Наиболее ориганальная философия, то,что дала Россия, очень популярна на Западе. В рамках русск.философии РК прод. развиваться. Манистичен.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |