Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка к ЦТ по Истории Беларуси



2019-10-11 216 Обсуждений (0)
Подготовка к ЦТ по Истории Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Перечислите группы источников, по которым мы изучаем историю. Письменные(законодательные акты, статистические материалы, делопроизводственная документация, акты учета населения, документы юридического происхождения, периодическая печать, справочная литература, материалы личного происхождения), вещественные, устные, лингвистические,этнографические источники: кино- и фотодокументы.

2. Матриархат — (от латинского mater, родительный падеж matris — мать и греческого arche — начало, власть; буквально — женовластие), одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки матриархата: доминирующее положение женщины в обществе, матрилинейность наследования имущества и должностей, матрилокальность или дислокальность брачного поселения. Впервые период матриархата был выделен И. Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. Матриархат исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности. Пережитки матриархата сохраняются у минангкабау (остров Суматра), некоторых народов Микронезии и других. Иногда термин «матриархат» неточно используется для обозначения материнско-родового строя в целом или периода его расцвета.

3. Патриархат — от греч. pater — отец и archo — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для патриархата характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей.

4. Первобытнообщинный строй — первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества. Члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного

5. развития этот строй отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

6. Язычество (от церковно-славянского «языцы» — народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун — громовержец, Дажбог — бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны — лешие, домовые. После принятия в X в. христианства (см. Крещение Руси) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Перун — Илья пророк, Велес, покровитель скота, — Власий и т.д.), Язычество было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, с другой стороны — в число христианских праздников были включены главные языческие праздники (Масленица и др.).

7. Вече — народное собрание на Руси в X — начале XVI вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. По наблюдению В.Л. Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и зажиточных людей. В Северо-Восточной Руси управлялось великокняжеской властью.

8. Князь — глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный К.) в 9-16 вв. у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; позднее — дворянский титул. Первоначально К. — племенной вождь, возглавлявший органы военной демократии. Затем К. постепенно превратился в главу раннефеодального государства. Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи в Чехии и т.д.). К., являвшиеся главами крупных феодальных государственных образований на Руси и в Литве, называются великими князьями (в некоторых странах, например в Польше, Чехии, К. — главы феодальных монархий, приняли титул королей).

9. Дружина отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делились на «старшую» (наиболее знатные и близкие лица — «княжие мужи») и «молодшую» — «гриди» и «отроки».

10. Перечислите племена восточных славян на территории Беларуси и где они расселялись — Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII — IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи (север Беларуси), дреговичи (юг Беларуси), радимичи (Восток Беларуси), частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи — предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей — предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени — древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени — волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей — в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

11. Назовите год первого упоминания о Полоцке — Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты. От наименования этой реки он и получил свое название. Первоначально Полоцк был городищем. Его площадь составляла около 1 га. Поселение было укреплено. В 10 веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Поселение разрасталось. Новый укрепленный центр Полоцка значительно превосходил по размерам прежний. Его площадь составляла около 10 га.

12. Назовите год принятия христианства на Руси. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии (конец X в.) и его распространение (XI-XII вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси начато принявшим православие Владимиром I Святославичем в 988-89. Вначале были крещены киевляне, затем новгородцы. В XI в. христианство распространялось в городах и пригородах, к XIII в. было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, консолидации славянских, балтских, угро-финских и других племён, развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. 1000-летие Крещения Руси отмечалось в 1988.

13. Кто такая Евфросинья Полоцкая? (в миру Предслава) (ок. 1110 — ок. 1169), княжна полоцкая, инокиня, основательница Полоцкого Спасо-Евфросиниева монастыря. Занималась перепиской книг. По преданию, в 1167 предприняла паломничество в Константинополь и Иерусалим, во время которого умерла. Канонизирована Русской православной церковью.

14. Назовите первого князя ВКЛ РиЛ. Миндовг, правивший с середины 1230-х гг. до 1263 г. (с 1253 г. король). Столицей его державы был г. Новогородок (Новогрудок).



2019-10-11 216 Обсуждений (0)
Подготовка к ЦТ по Истории Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка к ЦТ по Истории Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)