Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ



2019-10-11 240 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема : Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание.

 

 

 

МОСКВА –2002

                                                  ПЛАН

Введение................................................. ……………………………………3

1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания…………4

2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания............. 11

    3. Права, законные интересы и обязанности осужденных к лишению свободы ........................…………………………………………………………… 15

   4 Правовое положение лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества ..................... …………………………………………….20

5.Правовое положение осужденных в свете международных договоров и международных стандартов ..……………………………………………….. 23

Заключение .............................................…………………………… ………...29   

Список использованной литературы………………………………………….30

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях обеспечение правопорядка в Россий­ской Федерации остается не на должном уровне. Меры по проти­водействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуют­ся последовательно и целеустремленно. Вследствие этого крими­нальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтраш­нем дне.

Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся крими­нальной ситуации в России, деятельность силовых структур, пра­воохранительных и иных государственных органов, судов по борь­бе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснитель­ном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осуж­денные), усиление юридических гарантий прав и законных интере­сов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.

Уголовное наказание представляет собой меру государствен­ного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осуж­денными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного по­ведения, состоящая из субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до осуждения. Из указанных субъек­тивных прав и законных интересов, а также юридических обязан­ностей (нередко и запретов) складывается правовое положение лиц, отбывающих наказания.

Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершен­ное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфиска­ция имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые от­ношения. Имеется наказание в виде лишения свободы, которое су­щественно изменяет правовой статус гражданина вследствие при­менения к нему наиболее суровых карательных правоограничений.

Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы об­ращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно-исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя Россией как правопреемницей СССР международным нор­мам и стандартам.

Однако сложность современного этапа социально-экономи­ческого развития России не позволяет реализовать некоторые по­ложения международных актов в законодательстве и практике ор­ганов, исполняющих наказания.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, соци­ально-правовая значимость которого проявляется в следующем.

Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Фе­дерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, вы­ражается в каре, а последняя представляет собой комплекс устано­вленных законом ограничений прав и свобод человека и гражда­нина. Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей соци­ально-политической ценностью, то возникающие вопросы о преде­лах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих нака­зание, обусловливается также необходимостью повышения эффек­тивности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осуж­денными возложенных на них обязанностей и реализация принад­лежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для до­стижения поставленных перед наказанием целей.

.Необходимо отметить, что социально-правовое значение ин­ститута правового положения лиц, отбывающих наказание, в по­следнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоох­ранительной деятельности. Российская Федерация как правопре­емник СССР является участником многочисленных международ­ных договоров, она признает ряд резолюций и решений междуна­родных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблю­дения прав осужденных, в числе таких решений следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию пра­вопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было сфере (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправле­ния правосудия в отношении несовершеннолетних: Пекинские пра­вила (1985) и другие.[1] Развитие правового статуса осужденных, осо­бенно в свете указанных выше международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее международный ав­торитет. Более того, соблюдение основных прав человека во время отбывания наказания, в основном лишения свободы, нередко ста­новится условием уступок международных партнеров в иных важ­ных для России областях государственного сотрудничества - эко­номических, оборонных, гуманитарных и т.п.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом ста­тусе граждан России положение осужденного во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в толковании, позволяющем раскрыть специфику правового статуса осужденных.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом статусе какой-либо категории граждан и индивидуальном правовом положении гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновид­ность специального правового статуса, в свою очередь подразде­ляемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Специальный правовой статус осужденных имеет свои осо­бенности. В чем они выражаются? Прежде всего в том, что он ба­зируется на общем статусе граждан России. Осуждение лица к уго­ловному наказанию не влечет лишения его гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. Неотчуждаемость права на гражданство определяется междуна­родно-правовыми актами и законодательством Российской Феде­рации. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Неотъемлемость права на гражданство граждан России провозглашена в Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Это же положение устанавливается в Конституции Российской Фе­дерации, где в ст.6 прямо указывается на то, что гражданин Рос­сийской Федерации не может быть лишен своего гражданства.[2] Ис­ходя из этого, в Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, со­гласно ст. 23 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по жела­нию осужденного.

Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой док­трины Российского государства по отношению к лицам, совер­шившим преступления, находится в соответствии с международ­ными актами, закрепляющими принципы обращения с осужденны­ми, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме то­го, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способству­ет обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нару­шения последней в любых формах их проявления неизбежно связа­ны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании ис­черпывающего закрепления законом ограничений общеграждан­ских прав и свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами и свободами граждан, не под­вергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограни­чения) - теми правами и законными интересами, которые сохрани­лись у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства госу­дарства преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не формально, а по существу обра­щаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспи­тательный потенциал наказания. Примеры обращения к граждан­ским чувствам осужденных имелись в периоды, наиболее тяжелые для нашей страны, скажем, в Великую Отечественную войну. Есть такие примеры и сейчас. Свидетельство этому многочисленные случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в благотворительные фонды, помощь во время ликвидации послед­ствий стихийных бедствий (например, взрыва газопровода в Баш­кирии) и других чрезвычайных обстоятельств.

Кроме этого, рассмотрение осужденного в качестве гражда­нина России означает, что осужденный не освобождается от вы­полнения возложенных на него общегражданских обязанностей. Более того, в процессе исполнения наказания привлекаются допол­нительные средства обеспечения исполнения осужденными обще­гражданских обязанностей, например, обязанности оказания мате­риальной и иной помощи нетрудоспособным членам семьи лица­ми, отбывающими лишение свободы.

Вторая особенность специального правового статуса осуж­денных обусловливается социальной ролью (позицией), выполняе­мой его обладателями - осужденными. В отличие от социальных ролей иных специальных правовых статусов рассматриваемая на­ми является следствием неодобряемого и порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний, ущемления прав и законных интересов других граждан.

Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении лица, виновного в совершении преступления, и назна­чении ему уголовного наказания - своеобразного средства самоза­щиты общества против нарушения условий его существования. Яв­ляясь по своей сущности разновидностью государственного при­нуждения, наказание выражается в причинении виновному опреде­ленных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений как осуж­денными, так и иными лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод чело­века и гражданина. Например, для осужденных к лишению сво­боды устанавливаются ограничения в свободе передвижения, вы­бора места жительства и места пребывания, для осужденных к ис­правительным работам - в свободе выбора труда и т.п.

Следует иметь в виду особенность применяемого к осужден­ным государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения мер исправительно-трудового воздействия. В нормах "позитивного" права, например, граждан­ского, трудового, брачно-семейного, имеются положения, ограни­чивающие права и свободы осужденных граждан России.

Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Кон­кретизация предполагает собой и детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях отбывания наказа­ния. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их со­держания.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в обще­ственной жизни и присущих только условиям наказания того или иного вида.

Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер исправительно-трудового воз­действия (режимных правил, труда, воспитательной работы, обу­чения осужденных) порождает для осужденных дополнительные права, законные интересы и обязанности (обязанность трудиться, право на оплату труда осужденных и т.д.). Соответственно осуж­денный рассматривался как субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порож­дающих права, законные интересы и обязанности осужденных, ре­гулируются нормами государственного, административного, тру­дового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Рос­сийской Федерации "Об оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, при исполне­нии любого наказания осужденный наделяется специальным пра­вовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с мерами исправительно-трудового воздействия (например, лишение свободы) и не связан­ным с таковыми (например, штраф), в качестве единого правового института. Из понимания правового статуса осужденных как еди­ного правового института исходит разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство, закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как связанным с мерами исправительного воздействия, так и не свя­занным с таковыми[3].

По своему содержанию правовой статус осужденных пред­ставляет собой совокупность юридических средств, с помощью ко­торых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих на­казание, можно определить как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбы­вания уголовного наказания того или иного вида».[4]

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В исправительно-трудовом законодательстве правовое поло­жение лиц, отбывающих наказания, закрепляется двумя путями. Первый - это установление нормативного определения правового положения осужденных. Второй - регламентация конкретных юри­дических прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

Основы правового положения осужденных закреплены в ст. 10 УИК РФ. Законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства государства и правового статуса граж­данина Российской Федерации. Это имеет большое социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных определяют также и общие законы Российской Федерации, кото­рые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граж­дан государства.

Поскольку речь идет о правовом положении не просто граж­дан, а тех из них, которые совершили преступления и в связи с этим отбывают уголовное наказание, то в ст. 10 УИК РФ устанавли­ваются источники ограничений прав и свобод гражданина.

В их числе - законодательство, устанавливающее позитивный статус граждан Российской Федерации, а именно нормы государ­ственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В качестве примера следу­ет привести установление в ст.60 Жилищного кодекса РСФСР ограничения в праве сохранения жилой площади за осужденным к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, ограничения в избира­тельных правах лишенных свободы, предусмотренного в ст. Кон­ституции Российской Федерации и законах о выборах в соответ­ствующие органы государственной власти; ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, установленное в ст. 13 Закона Российской Федерации "Об оружии" и др.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных могут устанавливаться приговором суда, в частности фиксированный процент удержаний из заработной платы при осуждении к испра­вительным работам. Кроме того, назначенное приговором суда дополнительное наказание, например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, может порождать правоограничения для осужденных во время отбывания основного наказания.

Ограничения общегражданских прав и свобод могут вытекать из режима отбывания наказания, установленного уголовно-исполнитёльным законодательством. Для осужденных к наказа­ниям, не связанным с изоляцией от общества, такие ограничения вытекают из порядка и условий отбывания данных наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбыва­ния наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения свободы).

В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение ино­странных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего законода­тельства о гражданстве относятся также граждане других (кроме России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что правовое положение указанных лиц определяется законодательством, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории госу­дарства с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и уста­новленного законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в Россий­ской Федерации влияют международные договоры России и ино­странных государств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семей­ных, трудовых прав и иных ценностей.

Закрепление правового положение осужденных в законе не­обходимо оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая существенно изменила требования к источни­кам ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации закреплено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства. Прежде всего следует обра­тить внимание на конституционное требование установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным зако­ном. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что огра­ничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом. Что же следует из дан­ного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?

«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав граж­данина подзаконными, в том числе ведомственными нормативны­ми актами. Поэтому в настоящее время идет пересмотр ведом­ственных актов с точки зрения исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина. Необходимые из них следует предусмотреть в законе.

Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Кон­ституции РФ уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания на­казания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих, лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде международных ак­тов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»[5].

В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение за­конов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие.

Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные органы. Например, Конституци­онный Суд Российской Федерации, исходя из принципа непосред­ственного действия конституционных норм своим постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения „ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части приостановления выплаты трудовых пенсий во время лише­ния пенсионера свободы по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового положения гражданина, отбы­вающего наказание, с помощью судебного прецедента. Такая прак­тика будет расширяться, тем более, что концепция судебной ре­формы Российской Федерации допускает создание пенитенциар­ных судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и надзорной проверки, могут существенно попра­вить практику исполнения наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных актов.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осу­ществляется действующим уголовно-исполнительным законода­тельством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в от­дельных наказаниях - применение мер исправительно-трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно по­священные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осуж­денных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на лич­ную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрас­тать

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых норма­ми государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает ме­ру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказа­ния. Права осужденных, гарантированные материально, политиче­ски, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных, провозглашаемые лишь "на бумаге", углубля­ют существующий антагонизм между обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказани­ем целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержани­ем субъективного права, включающим в себя: во-первых, возмож­ность свободного в рамках предоставленного правом поведения осужденного, пользования социальными благами (питанием, веще­вым довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45 Конституции Российской Фе­дерации гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осуж­денных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судеб­ного, ведомственного, общественного и иных видов контроля.

Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую го­сударством реальную возможность определенного поведения осуж­денного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняю­щих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбы­вающих наказание, впервые в учебной литературе рассматривают­ся законные интересы осужденных.

Социально-правовое значение законных интересов заключа­ется в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных образует такую возможность по­ведения, которая характеризуется высокой степенью его реализа­ции по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей харак­тер стремления к автономному, самостоятельному поведению, сво­боде личного усмотрения в пользовании каким-либо иным соци­альным благом.

Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех элементов.

Первый - это стремление к получению предусмотренного за­коном социального блага как материального (например, получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой не­обходимости, премирование за лучшие показатели работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного свида­ния, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом за­конных интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.п.).

Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к примеру, перевод на улучшенные усло­вия содержания осужденных к лишению свободы, перевод из ис­правительной колонии закрытого типа в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помо­щи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режим­ных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, испол­няющих наказание, прокуратурой, судом, комиссией по делам не­совершеннолетних и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует назвать возможность ходатайство­вать (а не требовать) перед указанными управомоченными субъек­тами и участниками о реализации законных интересов осужден­ных.

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужден­ного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы государством.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкрет­ного действия стремления осужденных к обладанию теми или ины­ми благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения, должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда пове­дения осужденных во время отбывания наказания»[7].

Виды законных интересов осужденных довольно разнообраз­ны. Так, по социально-политическому назначению блага, являю­щегося объектом законных интересов, последние разделены натригруппы.

Первая группа - это законные интересы, направленные на по­лучение поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уго­ловного (условно-досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного (предоставление облегченных условий содержа­ния осужденных к лишению свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа - это законные интересы, направленные на по­лучение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большин­ство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значе­ние. Такие льготы предусмотрены для осужденных и уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без кон­воя и сопровождения).

Третья группа - это законные интересы, направленные на по­лучение благ, по своей социально-правовой сущности не являю­щихся для осужденного ни поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осуж­денных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулиров­кам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Рос­сии администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспо­собности и, по возможности, специальности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко за­крепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, одна­ко в силу слабости гарантий реализации (в основном материаль­ных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, ли­шенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представля­ет собой законный интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания на­казания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражает­ся в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, не­пререкаемо и обеспечивается мерами государственного принужде­ния.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражает­ся через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы и исправи­тельным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.).

Необходимо отметить, что юридические обязанности осуж­денных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения опре­деленных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих (нега­тивно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко запреты противопо­ставляются обязанностям осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужден­ных, а именно, в качестве обязанностей воздержания от определен­ных законом действий.

Таким об



2019-10-11 240 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)