Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О некоторых вопросах замены института прописки институтом регистрации



2019-10-11 185 Обсуждений (0)
О некоторых вопросах замены института прописки институтом регистрации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ст. 30 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Следует отметить, что свобода передвижения понимается как совокупность нескольких прав:

- право на свободу передвижения в пределах Беларуси, т.е. по своему усмотрению перемещаться по территории Беларуси без получения каких-либо особых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом;

- право на выбор места жительства на территории государства (отражение естественного состояния человека, при котором он осознает свою внутреннюю свободу на перемену места жительства и пребывания по своему усмотрению, а государство не устанавливает ограничений и препятствий в его реализации);

- право покидать территорию Республики Беларусь и возвращаться обратно (беспрепятственный выезд за пределы государства и обратное возвращение).

Длительное время в Беларуси указанное право граждан носило декларативный характер, поскольку отсутствовал действенный механизм его реализации (Конституция была принята в 1994 г.).

Особым препятствием реализации права на свободу передвижения и выбор места жительства является, безусловно, институт прописки, который Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 "О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания" (далее - Указ № 413) упраздняется с 1 января 2008 г.

Наличие института прописки препятствовало реализации гражданами трудовых, семейных, избирательных, жилищных и других прав, поскольку реализация указанных прав была поставлена в зависимость от наличия у граждан прописки.

Институт прописки признан неконституционным в 1999 г.

К вопросу об упразднении института прописки возвращались неоднократно еще в советские времена. Например, несоответствие положений о прописке Конституции СССР и принятым на себя СССР согласно международным договорам обязательствам было предметом рассмотрения Комитета конституционного надзора СССР, который в своих заключениях от 26.10.1990 и 11.10.1991 признал ряд нормативных правовых актов о прописке не соответствующими Конституции СССР и международным актам о правах человека. Вместе с тем отсутствие в названный период надлежащего законодательного регулирования права на свободу передвижения привело к тому, что указанные заключения остались неисполненными.

В Республике Беларусь также проводилась работа по упразднению института прописки, поскольку его наличие не в полной мере обеспечивало права и свободы граждан, провозглашенные высшей целью государства (ст. 21 Конституции). Особенно это касалось защиты трудовых прав граждан, так как отсутствие прописки в месте нахождения организации-нанимателя было поводом отказа в заключении трудового договора.

Так, например, Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматривая дело "О соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам части первой статьи 182 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" установил, что должностные лица отказывают гражданам в заключении трудового договора в связи с отсутствием прописки по месту нахождения организации (нанимателя), а в случае приема таких лиц на работу несут административную ответственность.

Заключением от 01.06.1999 Конституционный Суд признал неконституционной ч. 1 ст. 182 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), предусматривающую ответственность должностных лиц за прием на работу граждан, проживающих без прописки, отметив, что в трудовом законодательстве обоснованно не предусматривается такое основание отказа в приеме на работу, как отсутствие прописки.

Предъявление нанимателю паспорта либо иного заменяющего его документа, предусмотренного законодательством, требуется при приеме на работу для удостоверения личности, а не для установления факта наличия или отсутствия прописки.

Административная ответственность за прием на работу граждан без прописки ограничивает их право на труд, нарушает принцип равенства граждан перед законом, ставит в неравные условия лиц, имеющих прописку, и тех, у кого она отсутствует, препятствует гражданам реализовать право на свободное заключение трудового договора, а нанимателям принимать работников с учетом их способностей, образования и профессиональной подготовки.

Во исполнение указанного Заключения Конституционного Суда были внесены соответствующие изменения и дополнения в КоАП. Но несмотря на то что наличие института прописки является прежде всего препятствием реализации гражданами права на труд, как было отмечено в Заключении Конституционного Суда, до издания Указа № 413 институт прописки не был упразднен и на практике многие вопросы, касающиеся заключения трудового договора (контракта) при отсутствии прописки, оставались неразрешенными.

Указом № 413 упразднен институт прописки и утверждено Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее - Положение о регистрации), которым определен порядок регистрации граждан и снятия их с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в Республике Беларусь.

В связи с этим необходимо дать определение понятий "место жительства" и "место пребывания".

 



2019-10-11 185 Обсуждений (0)
О некоторых вопросах замены института прописки институтом регистрации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О некоторых вопросах замены института прописки институтом регистрации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)