Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История волонтерского движения в России



2019-10-11 395 Обсуждений (0)
История волонтерского движения в России 0.00 из 5.00 0 оценок




История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России идея волонтёрства (добровольчества) уходит в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам [3:2].

Возникновение волонтерства на Руси историки относят еще к дохристианскому периоду, когда члены общины добровольно брали на себя обязанности по уходу и оказанию помощи различным категориям нуждающихся в этом соплеменников: вдовам, сиротам, погорельцам и многим другим. Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром. Мощным толчком развитию добровольчества стало принятие в 988 году христианства, а вместе с ним новой культуры вспомоществования "сирым и убогим". В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в "книжное учение", существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. Стоит отметить, что и поныне сбор пожертвований или фандрайзинг - один из наиболее распространенных видов волонтерства как в России, так и за рубежом.

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время, церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример - подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сам русский народ.

Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством - с делением "интеллигенция - народ". Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который "опрощался" и шел в народ - одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России, что нашло отражение и в нашей классической литературе, к примеру, в романе "Новь" И.С. Тургенева.

Первые "человеколюбивые общества" под императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX возникли первые "некоммерческие общественные организации" - земства. Деятельность земств - весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во второй половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры.

Земствам и врачам-энтузиастам история волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом, и в результате преобразовалось в международный комитет "Красного креста".

Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились добровольцы, которые хотели помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать "сидельцев", одаривать их деньгами и едой, и даже ухаживать за ними.

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело "добровольно-принудительный" характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войной народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны, не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами.

Если проанализировать советский опыт, то мы увидим, что в СССР не было специально оформленного определения "добровольческое служение", вместо него существовал "добровольный безвозмездный труд в интересах благополучателя", под которым понималась людьми вся страна, был системен и имел поистине огромный размах. На протяжении десятилетий советской эпохи люди всех возрастов и социальных категорий сотнями тысяч на добровольных началах отправлялись за тысячи километров, поднимали народное хозяйство, отдавали силы, здоровье и жизни, получая при этом материальное вознаграждение, вполне сопоставимое с тем, которое сейчас могут получать волонтеры.

С другой стороны, сфера заботы о нуждающихся, о "сирых и убогих", которой занималось добровольчество в дореволюционной России, в СССР из ведения общества ушла. Конечно, пионеры заботились о пенсионерах и малышах, профсоюзы брали под опеку детдома, медсестры ухаживали за ранеными, но в целом благотворительностью занималось государство. Собственно, это сложно назвать благотворительностью в традиционном понимании этого слова, когда сферы ответственности снова разделены. В СССР были решены проблемы массовой бедности, массового просвещения и массовой медицины, забота об уязвимых категориях населения функционально лежала на государстве. Обществу оставалась моральная сторона вопроса. И здесь сказались недостатки официальной атеистической морали.

До революции в России имело место явление, на Западе, опять же, в аналогичных масштабах даже приблизительно не известное. Это подвижничество интеллигенции - добровольное служение народу в качестве учителей, врачей и иногда священников (последняя форма стала актуальна в наши дни). Подобными вещами в Европе со времен Средневековья занимались религиозные братства и ордена. В России же уезжавшие в сельскую местность учить и лечить образованные люди могли быть религиозны, а могли и не быть. Именно в России была явлена практическая сила идеи служения другим без привязки к религии. Наследниками тех земских учителей и докторов XIX века являлись в веке ХХ советские парни и девушки, уезжавшие в Среднюю Азию теми же учителями и врачами.

Однако на общественном уровне отказ от Бога в морали, отказ от традиционных институтов социальной ответственности, утверждаемых в общественной психологии, по определению видных русских мыслителей, через понятия "соборности" и "общинности", привел к весьма негативным последствиям. К 1960-1970 годам идеализм советского общества, сознание общности, сопереживания стали приходить в упадок. Заложенный поколениями верующих предков заряд духовности, поднявшийся на высоту благодаря просвещению и идеям народного блага, без твердого морального стержня выдохся. В итоге в стране, не раз являвшей миру удивительные примеры массового самопожертвования, появилось разрозненное атомизированное общество, оказавшееся неспособным компенсировать социальные последствия ослабления государства. В медленном, противоречивом становлении новой социальной реальности, нового общества в России в отношении добровольчества, как и в отношении всего остального, можно сказать следующее: из сплава собственного наследия и опыта других здесь должно родиться свое, которое, в свою очередь, станет примером для других.

С начала 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем, которые, в общем-то, не известны волонтерству за границей. Одной из наиболее острых на сегодняшний день является проблема разобщенности и безынициативности большей части российского общества, особенно молодежи, отторгнутой от традиционных культурно-исторических ценностей. Образовавшуюся пустоту молодые люди стремятся заполнить навязанными массовой культурой фетишами и мнимым индивидуализмом. Это дискредитация основ коллективизма и взаимовыручки, которые слишком уж насильственно и рьяно насаждались у нас в годы советской власти. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем, во многом эгоцентрическом, обществе многих настораживают. Сегодня добровольцем быть не престижно, однако волонтерство в Москве, волонтерство в Санкт-Петербурге и многих других городах России медленно, но все-таки возрождается и продолжает активно развиваться.

Таким образом, волонтерство как социальный феномен появилось в России еще до принятия христианства, получило мощный толчок во времена меценатства и подвижничества в середине XIX - начале XX веков, прошло через "добровольно-принудительный" характер реализации в советское время и в современном виде, несмотря на определенные проблемы и трудности, продолжает активно развиваться.

Понятие "волонтер" сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. Их деятельность регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: "Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации" [1:2].

Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. По оценкам экспертов в России сегодня добровольцами являются около 4 млн. человек. К сожалению, добровольческое движение в России не поддерживается государством, которое пока не оценивает его как значимый политический и социально-экономический ресурс. Российские добровольцы, в отличие от добровольцев других стран, работают только в некоммерческих организациях - благотворительных, экологических, правозащитных и других. Они помогают организациям решать вопросы обеспечения их деятельности (привлечение финансовых ресурсов, пропаганды ее деятельности в СМИ, организация мероприятий и т.д.) и выполнять их программы (оказание социальной и другой помощи населению, охрана природы, защита прав инвалидов, беженцев и т.д.). При этом число добровольцев, вовлеченных в деятельность организации, определяется не только ее финансовыми возможностями по оплате труда персонала, но и видом деятельности, а также идеологией, то есть желательностью для нее привлечения в качестве добровольцев широких слоев населения. Некоторые характеристики российского добровольческого движения позволило получить исследование, проведенное Институтом проблем гражданского общества в 2002г.

Всего было обследовано 1500 общественных организаций из 52 российских регионов. Направления их деятельности охватывают практически все основные области жизнедеятельности (социальная сфера, образование, культура, экология, безопасность, здравоохранение и др.). Более половины (52%) организаций не имеют оплачиваемых сотрудников, полностью строя свою деятельность на добровольцах. При этом из организаций, работающих в области социальной защиты, не имеют штатных специалистов 64%. В организациях, действующих в других областях (правовой, просветительско-образовательной и др.) доля функционирующих исключительно за счет труда добровольцев составляет от 10 до 25%. Такая структура распределения по областям объясняется в первую очередь тем, что в организациях занимающихся деятельностью, требующей квалифицированных специалистов на постоянной основе (например, медико-социальная помощь, юридические и образовательные услуги и т.д.), штатный персонал более необходим. Организации же социальной направленности выполняют преимущественно работы не требующие профессиональной подготовки, их могут осуществлять на добровольческой основе широкий круг заинтересованных людей.

Общее количество добровольцев в обследованных организациях составляет 109286 человек. Четверть из них трудятся в организациях чаще, чем 2 раза в неделю (постоянные добровольцы). Для этой категории характерны такие виды деятельности как работа с документацией и организация мероприятий. Большинство же (81150 человек) являются добровольцами время от времени (временные добровольцы), привлекаются организацией по мере необходимости. В 48% организаций постоянный доброволец ежедневно тратит 2-2,5 часа своего времени, а на условиях полной занятости (8 часов в день) работает около 6% добровольцев.

И временные, и постоянные добровольцы используются организациями при проведении различных мероприятий как организационный ресурс (в 85% НКО), на сборе и распространении информации (в 75% НКО), а 38% организаций доверяют добровольцам сбор средств.

Среди организаций, имеющих более 30 постоянных добровольцев, больше всего тех, кто занимается оказанием социальной и медико-социальной помощи, предоставляют услуги в области образования и просвещения, занимаются охраной окружающей среды и пропагандой здорового образа жизни.

Среди постоянных добровольцев в обследованных организациях 14% составляют подростки и молодежь в возрасте до 18 лет (школьники - 9,4%), студенты - 17,4%, работающее население - 22%, а самыми активными добровольцами являются пенсионеры - 24,6%. Меньше всего склонны к добровольчеству безработные (3%) и российские домохозяйки (4,6%). Уровень же добровольческой активности предпринимателей (2,8%), учитывая их повышенную занятость, представляется достаточно высоким.

Мотивации участия в добровольческой деятельности очень разнообразны. Наиболее часто называются желание помочь нуждающимся, стремление усовершенствовать окружающий мир, самореализоваться, интересно провести свободное время, получить новые знания и профессиональные навыки, расширить круг общения.

В каждой возрастной и социальной группе можно выделить преимущественные мотивации. Так, например, пенсионеры в добровольческой деятельности видят возможность «подтверждения их нужности и полезности для общества», шанс «вернуться к системе взаимоотношений людей советского времени, основанной на взаимопомощи, к коллективному образу жизни». Исследование, проведенное Институтом годом раньше среди московских пенсионеров, показало, что 8,4% опрошенных, сами остро нуждаясь в социальной, материальной и другой помощи, готовы работать безвозмездно в общественных организациях, которые оказывают помощь другим нуждающимся.

Оценить в денежном выражении деятельность добровольцев крайне затруднительно из-за разнообразия выполняемых ими работ, отсутствия системы учета их труда и общепринятой методики его оценки. Однако даже по отдельным данным можно судить об экономической эффекте добровольчества. Так, например, только за один год в программе Института проблем гражданского общества «Небольшая библиотека» московские добровольцы отработали 14200 часов рабочего времени. Анкетирование 150 благотворительных организаций Москвы показало, что 250 наиболее активных их добровольцев отработали за год на разных работах около 13 тысяч часов рабочего времени. В денежном выражении труд этих добровольцев оценивается в сумму около 70 тыс. долларов [6:4].



2019-10-11 395 Обсуждений (0)
История волонтерского движения в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История волонтерского движения в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)