Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.



2019-08-13 293 Обсуждений (0)
Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема № 6: « Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права »

 

1.Гражданская правосубъектность публично-правовых образований: особенности.

2. Порядок участия публично-правовых образований в гражданско-правовых  отношениях.

3.Особенности участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях.

4. Ответственность публично-правовых образований.

 

ИСТОЧНИКИ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года, 5 февраля, 21 июля 2014 года.)] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 30. – Ст. 4042.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: [принята Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2016. – № 22. – Ст. 3094.

3. О соглашениях о разделе продукции [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 6 декабря 1995 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 18; 2016. – № 15. – Ст.2066.

4. О рынке ценных бумаг [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 20 марта 1996 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 17. – Ст. 1918; 2016. – № 27 (ч. 1). – Ст. 4225.

5.  О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 11 октября 2002 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 48. – Ст. 4746; 2016. – № 22. – Ст. 3097.

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 22 мая сентября 2002 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 01июня 2017 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст.2253; 2017. – № 23. – Ст.3227.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822;

8. О государственной регистрации недвижимости [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 3 июля 2015 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 29 (ч. 5). – Ст. 4344; Российская газета. – 2016. – 12 июля (вступает в силу с 1 января 2017 года).

9. О приватизации государственного и муниципального имущества [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 4. – Ст. 251; Российская газета. – 2016. – 12 июля.

10. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: федер. закон: [принят Государственной Думой 17 июня 1997 года (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3594; Российская газета. – 2016. – 12 июля.

11.  О согласовании сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности и закрепленным на праве хозяйственного ведения за отдельными федеральными государственными унитарными предприятиями [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года // СПС «КонсультантПлюс».

12. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность [Электронный ресурс: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года // СПС «КонсультантПлюс».

13. О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия  [Текст]: Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327 (утр. силу).

 

Судебная практика

1. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2015. – № 8.

2. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года) // СПС «КонсультантПлюс».

3. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1996. – № 9; 2016. – № 5.

4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 [Электронный ресурс]: Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года // СПС «КонсультантПлюс».

5. Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [Текст]: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1997 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1997. – № 7.

6. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» [Электронный ресурс]: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2001 года // СПС «КонсультантПлюс».

 

Основная литература

14. Гражданское право [Текст] : в 4 т. : учебник. Т1 / под ред. Е.А. Суханова. - М: Волтерс Клувер 2008.

15. Гражданское право [Текст] : в 3 т.: учебник Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева. - М. : Проспект, 2011.

16. Гражданское право [Электронный ресурс] : в 2 т. : учебник Т. 1 / под ред. Б.М.Гонгало. - М.: Статут, 2016 / СПС «КонсультантПлюс». – URL : http//www.base.consultant.ru ( дата обращения 10.01.2017).

17. Зумбулидзе Р.З. Международное частное право [Текст] : практикум / Р.З. Зумбулидзе, Г.В. Костикова, Е.П. Гладнева ; Российский государственный университет правосудия, Центральный филиал. – Воронеж : ООО «Издательство «РИТМ», 2016. – 158 с.

Дополнительная литература

1. Андреев В.К. Право государственной собственности в России [Текст]: учебное пособие / В.К. Андреев. – М.: Дело, 2004. – 240 с.

2. Андреев Ю.Н. Актуальные проблемы применения гражданского права: теория и судебная практика [Текст] / Ю.Н. Андреев. – Воронеж: Институт экономики и права, 2005. – 400 с.

3. Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях [Текст] / Ю.Н. Андреев. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 355 с.

4. Андреев Ю.Н. Ограничения в гражданском праве России [Текст] / Ю.Н. Андреев. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2011. – 400 с.

5. Винницкий А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. – М.: Статут, 2013. – 732 с.

6. Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика [Текст] / В.И. Крусс // Государство и право. – 2003. – № 9. – С. 27-35.

7. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы [Текст]: монография / О.И. Крассов. – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – 400 c.

8. Майборода В.А. Институт перераспределения земель публичной собственности в земельном праве [Текст] / В.А. Майборода // Российская юстиция. 2015. – № 1. – С. 9-12.

9. Мейер Д.И. Русское гражданское право [Текст]: в 2 ч. / Д.И. Мейер. – 2-е изд., испр. [По испр. и доп. 8-му изд., 1902]. – М.: Статут, 2000. – 831 с.

Основная литература

18. Гражданское право [Текст] : в 4 т. : учебник. Т1 / под ред. Е.А. Суханова. - М: Волтерс Клувер 2008.

19. Гражданское право [Текст] : в 3 т.: учебник Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева. - М. : Проспект, 2011.

20. Гражданское право [Электронный ресурс] : в 2 т. : учебник Т. 1 / под ред. Б.М.Гонгало. - М.: Статут, 2016 / СПС «КонсультантПлюс». – URL : http//www.base.consultant.ru ( дата обращения 10.01.2017).

21. Зумбулидзе Р.З. Международное частное право [Текст] : практикум / Р.З. Зумбулидзе, Г.В. Костикова, Е.П. Гладнева ; Российский государственный университет правосудия, Центральный филиал. – Воронеж : ООО «Издательство «РИТМ», 2016. – 158 с.

 

 

1 учебный вопрос: Гражданская правосубъектность публично-правовых образований: особенности.

 

Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выступают также публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:

1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций публичной власти (экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др.) и не могут исходить из каких-либо частных интересов.

2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;

3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие от правоспособности юридических лиц.

По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной) (В.В. Залесский, В.А. Плетнев), другие трактуют ее как специальную (М.И. Брагинский, Е.А. Суханов). Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство (А.А. Иванов).

Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;

4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публично-правовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.

 

2 учебный вопрос:  Порядок участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях.

 

По общему правилу (ст. 125 ГК) от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках своей компетенции, регламентированной в установленном законом порядке. Соответственно, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Вместе с тем в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать не только государственные органы, органы местного самоуправления, но также юридические лица и граждане.

Действующее законодательство не предусматривает случаев непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации. Для материально-технического обеспечения деятельности этих органов создаются юридические лица - управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий.

 

2. Действия органов государственной власти, местного самоуправления и иных специально уполномоченных лиц, совершенные в пределах их компетенции, считаются действиями самих публично-правовых образований. Поэтому важно определить, входят ли соответствующие действия, совершаемые названными органами и лицами, в круг их полномочий, определенный в установленном порядке.

3. От имени Российской Федерации в большинстве случаев функции в рамках гражданских правоотношений осуществляются органами исполнительной власти. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства.

4. На уровне субъектов Российской Федерации исполнительные функции возложены на правительства, администрации, мэрии и иные органы исполнительной власти.

5. Согласно п. 2 ст. 125 ГК от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции. Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К органам местного самоуправления относятся представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) и другие органы.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде без доверенности вправе главы местной администрации и другие должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Те из названных органов, которые наделены правами юридического лица, выступают в организационно-правовой форме муниципального учреждения и подлежат государственной регистрации в этом качестве в установленном законом порядке.

 

3 учебный вопрос:  Особенности участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях.

Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами. Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.

Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.

Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование (ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.

 

4 учебный вопрос: Ответственность публично-правовых образований

 

Публично-правовые образования, как и все иные субъекты гражданского права, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам (ст. 126 ГК).

Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.

1. Это общее правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации (п. 6 ст. 126 ГК).

2. По обязательствам публично-правовых образований не может быть обращено взыскание на имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

3. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Однако при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК).

5. По обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества этих учреждений, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного или автономного учреждения (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).

6. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК).

Источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к публично-правовым образованиям, выступает соответственно казна Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Публично-правовые образования выступают как непосредственные субъекты внедоговорной ответственности. Общее положение об этом закреплено в ст. 16 ГК, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующих законодательству актов этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государство несет ответственность перед реабилитированными жертвами политических репрессий.

Публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другими противоправными действиями, предусмотренными в п. 1 ст. 1070 ГК.

Особенности ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных субъектов должны определяться законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который пока не принят. Отдельные указания на этот счет содержатся в разных нормативных актах (см., например, Закон о разделе продукции (ст. 23), ГПК (ст. 401), АПК (ст. 251)).



2019-08-13 293 Обсуждений (0)
Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)