Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевой инструмент – схема «Шаг развития»



2019-08-13 2012 Обсуждений (0)
Ключевой инструмент – схема «Шаг развития» 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Проектная деятельность

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Школа наставников
26-28 октября 2018, Москва

 

Москва

2018


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. О проектной деятельности. 3

2. Что такое проект?. 3

3. Ключевой инструмент – схема «Шаг развития». 5

4. Методология «Сценирование». 12

5. Заключение. 23


Введение. О проектной деятельности

Система проектного обучения в школах и ВУЗах развивается в России с помощью различных форматов работы: путем создания технопарков, кванториумов; обучения в образовательном центре «Сириус»; проведения олимпиады НТИ; региональных инженерно-конструкторских школ и др.

Перед новым поколением российской молодежи стоит задача развития технологического будущего страны. Ребятам необходимы навыки проектного мышления и принятия решений в ограниченные сроки при правильной постановке проблемы. Необходимо дать нужный инструментарий для проектной работы на этапе обучения в школе и ВУЗе, чтобы подготовить школьников и студентов к научно-исследовательской, инженерно-конструкторской деятельности в условиях постоянного ускорения технического прогресса. Работа над проектом под руководством подготовленных руководителей и экспертов дает обучающимся опыт интенсивной командной работы в ограниченные сроки по созданию новых решений, позволяющих эффективно справляться с современными вызовами развития промышленности и науки.

Что такое проект?

Проект – это механизм развития, и направлен на деятельное изменение реального мира. Он нацелен на создание или преобразование нового продукта, изделия и приводит к новому социально-востребованному результату.

Проект всегда строится от проблемы, т.е. от разрыва в деятельности, являющегося объективным препятствием к развитию. При этом проблема не может быть решена существующими средствами, и требует комплексного многозадачного решения.

Предпочтительной формой работы над проектом является командная работа, так как за реализацией проекта стоят различные области знаний, сложные задачи, ограниченные сроки и компетенции каждого из участников команды. 

Чтобы у проектной команды было объективное понимание реальности, в проекте должна быть организационная структура, и рассматриваться 4 слоя:

- технический слой, т.е. техническая адекватность продукта и соответствие аналогам;

- организационный слой, описывающий взаимодействие разных позиций в проекте;

- управленческий слой, формирующий понимание, как и кем управляется сфера проекта и как его внедрять;

- финансовый слой, т.е. экономическая модель проекта и понимание того, как деньги будут управлять продуктом проекта.

Результаты проекта бывают 2-х типов:

1. Фактический (продуктовый) результат:

- новое знание, оформленное в статье;

- новое устройство или прототип;

- художественный объект;

- сложносоставной результат (например, технологии).

Продуктовый результат – это тот финальный результат, который получается в ходе реализации проекта, и который будут использовать люди.

2. Образовательный результат:

- предметные результаты и знания (как правило, уже имеющиеся знания применяются при работе над проектом, поэтому такие результаты достигаются редко в рамках проектной деятельности);

- знакомство с предметной областью и вхождение в контекст профессии через определение того, какой вид деятельности стоит за выполняемой работой;

- прикладные навыки, умения и компетенции;

- освоение способа работы, метода

Образовательный результат меняется на каждом из этапов проекта.

 

Ключевой инструмент – схема «Шаг развития»

Об инструменте:

Схема «Шаг развития» - ключевая организационно-деятельностная схема, объясняющая и демонстрирующая суть проектирования. Она содержит три пространства: пространство анализа ситуации (слева), пространство рефлексии и проектирование (вверху) и образ будущего (справа).

На данной схеме представлена упрощенная и операционализированная версия схемы «Шаг развития».

 

 

В пространстве слева происходит анализ ситуации неопределенности, в которой Вы находитесь. Ситуация не может сама по себе перейти в желаемый образ будущего. Для этого необходимо преобразующее действие через верхнее пространство.

Верхнее пространство – это пространство рефлексии и проектирования, в котором лежит принципиально решение, способное через организационно-технические действия (организационное проектирование, планирование, нормировку, прямые организационные и инженерно-технические действия, руководство или управление) осуществить преобразование ситуации прошлого в образ будущего, лежащий в пространстве будущего.

Пространство желаемого образа будущего – это не финальный этап развития (светлое будущее), это изменившаяся ситуация, которая за счет вашего действия приобрела правильную динамику, то есть двигается в нужном направлении. В это пространство помещаются представления о ситуации, которые считаются желаемыми и соответствующими современным запросам и требованиям.

Логика движения по схеме «Шаг развития»:

1. Анализ ситуации

В своей профессиональной деятельности люди руководствуются определенными нормами, правилами и т.д. Человек оказывается «в ситуации», если выходит за рамки нормально функционирующей системы, т.е., например, меняет работу или открывает свой бизнес.

Нормированная система существует объективно, правила давно разработаны, образовательные стандарты, к примеру, приняты. Ситуация же всегда возникает у какого-то определенного человека, где он не знает как действовать и выходит за рамки нормального привычного течения дел. Человек сам должен выработать пути решения, стратегию и тактику достижения новых целей. После того, как человек понял, как ему необходимо действовать и что делать, то человек выходит из ситуации и включается в систему норм и в систему организации деятельности.

Для анализа ситуации нужно определить:

- чья это ситуация;

- цели и задачи того, чья это ситуация;

- понимание ситуации с этой позиции;

- существующие объективные факты, которые люди не могут изменить;

- игроков, т.е. агентов и контрагентов, как они могут понимать и действовать в данной ситуации.

Анализ ситуации в рамках проработки детско-взрослого проекта

включает в себя два основных шага:

1. Анализ устройства системы деятельности;

2. Выделение сбоев в системе деятельности.

Система деятельности может описывать как взаимодействие игроков в

проекте, так и техническую систему, которая представляет собой взаимодействие технических элементов, необходимых для воплощения идеи конкретного проекта в продукт. Таким образом, по схеме анализа ситуации можно анализировать все что угодно, начиная от отрасли до работы класса на уроке, и называем мы это система деятельности.

Анализ устройства системы деятельности может проводиться на примере следующих схем:

1. Схема «Простейший анализ отрасли промышленности»

 

2. Схема «Технологически-состоятельное развитие».

Данная схема демонстрирует процесс развития любой системы деятельности. На базе фундаментального научного решения разрабатывается технология, которая, далее, внедряется в промышленность.

 

 

После того, как участники провели анализ и определили, как устроена система деятельности, выявляются сбои и разрывы, т.е. проблемные зоны. Затем их необходимо прорисовывать «поверх» схемы, отражающей анализ.

2. Определение образа будущего, т.е. желаемого образа рассматриваемой ситуации.

2. Постановка проблемы, которая позволяет ответить на вопрос, почему

рассматриваемая ситуация не может сама по себе перейти в желаемый образ будущего. Хорошо сформулированная постановка проблемы – это либо противоречие, либо отсутствие средства. При этом четкая фиксация проблемы сразу же указывает на зону, в которой должно находиться проектируемое принципиальное решение.

3. Проектирование и разработка принципиального решения – действий

или шагов, которые приведут к переходу ситуации к желаемому состоянию. Важно подчеркнуть, что схема требует разработки принципиального решения, а не детализированного плана.

Схема «Шаг развития» может применяться как к ситуации в проекте, так и к ситуации на рынке или в отрасли, на преобразование и развитие которой нацелен проект.

Пример применения инструмента схема «Шаг развития» по отношению к ситуации на рынке энергосервисных контрактов (ЭСК):

В данном примере будет рассмотрена ситуация на рынке энергосервисных контрактов на момент 2015 года.

1. Анализ ситуации

Ранее в рамках выполнения программы Министерства образования и науки РФ по энергоэффективности ВУЗы имели возможность получения финансирования на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности. В настоящий момент данная программа больше не действует. Тем не менее, в рамках Приказа № 309 от 18 апреля 2012 г. Минобрнауки РФ во исполнение Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ВУЗы все равно должны повышать уровень общей энергоэффективности. В виду отсутствия бюджетного финансирования, энергосервисный контракт является наиболее оптимальным инструментом для решения задач по повышению энергоэффективности.

В настоящий момент существуют единичные случаи энергосервисных контрактов с университетами, например, Ухтинский государственный университет провел мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережения в рамках ЭСК. Проведенные комплексные мероприятия по энергоэффективности позволили сэкономить средства в размере 40 млн. рублей на протяжении 5 лет.

Для ВУЗов и для энергосервисных компаний заключение таких контрактов не является приоритетным. Участники рынка слабо информированы друг о друге, и видят множество сложностей работы на этом рынке. Кроме того, ситуация характеризуется тем, что участники рынка не имеют достаточной мотивации для заключения контрактов, так как отсутствуют дешевые деньги по энергосервисным контрактам и существует неопределенность финансирования бюджетных учреждений со стороны главного распределителя бюджетных средств.

На схеме представлен анализ ситуации, отражающий анализ системы деятельности и выявленные сбои (обозначены знаком «х» на схеме):

 

2. Определение образа будущего

ВУЗы смогут повышать уровень общей энергоэффективности за счет

развития рынка энергосервисных контрактов и повышения уровня мотивации участников рынка.

3. Постановка проблемы

Рынок энергосервисных контрактов в высшем образовании в настоящий момент не привлекателен для ЭСКО в связи с высокой стоимостью денег и длительным сроком окупаемости.

4. Проектирование и разработка принципиального решения

Сценарий 1: Выявление спектра энергосервисных воздействий, которые имеют короткий срок окупаемости (от 2 месяцев до 1 года) и создание базы данных позволит привлечь участников в сегмент рынка, в котором не действуют ключевые проблемы, характерные для рынка в целом.

На схеме представлен вариант проектного решения согласно сценарию 1, прорисованый поверх схемы, отражающей анализ ситуации:

 

 

Сценарий 2: Решение проблемы недостаточного количества ЭСКО может заключаться в создании ЭСКО на базе университетов, с включением в их деятельность выпускников, аспирантов, студентов и сотрудников вузов. Один из важнейших трендов развития инженерного образования в России – это введение методов проектного обучения. Включение студентов и аспирантов в проектирование и создание ЭСКО позволит значительно улучшить качество инженерного образования, поэтому данная программа может претендовать на поддержку Министерства образования и науки.

 



2019-08-13 2012 Обсуждений (0)
Ключевой инструмент – схема «Шаг развития» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ключевой инструмент – схема «Шаг развития»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2012)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)