Функции трудового права
Метод трудового права Метод трудового права определяет, как, каким образом, при помощи каких приемов и способов осуществляется правовое регулирование трудовых и связанных с ними общественных отношений. Метод трудового права представляет собой комплекс специфических приемов и способов, позволяющих урегулировать трудовые и непосредственно связанные с ними общественные отношения, который включает в себя шесть способов. Первый способ. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда. Централизованное регулирование трудовых отношений заключается в регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений посредством изданных центральными, т. е. федеральными, органами государственной власти нормативно-правовых актов в области труда. Целью централизованного регулирования трудовых отношений является обеспечение минимального уровня трудовых прав и гарантий работников. Например, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: – установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) не ниже размера прожиточного минимума трудоспособ-ного человека; – установление величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ; – меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; – ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; – государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы. Локальное регулирование трудовых отношений заключается в регулировании трудовых и связанных с ними обще-ственных отношений посредством принятых работодателем либо работодателем совместно с коллективом работников локальных нормативно-правовых актов в области труда. Целью локального регулирования трудовых отношений является конкретизация общих федеральных нормативно-правовых актов, принимаемых в рамках централизованного регулирования, применительно к особенностям отдельных организаций. В локальных нормативно-правовых актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены. С помощью локального правового регулирования могут устанавливаться: – режим рабочего времени на предприятиях, в организациях, учреждениях; – льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централи-зованными нормативными актами); – графики отпусков и др. Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимает коллективный договор, являющийся основной формой локального правового регулирования трудовых отношений в организациях. Второй способ. Сочетание единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними общественных отношений. Единство заключается в установлении государством единых правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций, независимо от форм собственности и форм организации. Единство характеризует общий уровень регулирования труда, относящийся ко всем работникам. Дифференциация заключается в особом правовом регулировании трудовых отношений отдельных категорий работников, повышающем их общий уровень трудовых прав, свобод и гарантий. Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника). К ним относятся: 1) характер и особенности производства (отраслевая дифференциация); 2) физиологические особенности женского организма, его материнская функция по воспитанию малолетних детей; 3) половозрастная особенность работников; 4) квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация); 5) месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностей и др.) – территориальная дифференциация. Дифференциация правового регулирования труда по указанным факторам проводится специальными нормами права с отступлением от единых норм. Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Важно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой государства об этих категориях работников и потому не являются дискриминацией. Третий способ. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации. На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны – работодатель, владеющий средствами производ-ства на праве собственности, или уполномоченное им лицо, с другой – работник, обладающий способностями к труду и готовый их реализовать за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованности между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием которого является трудовой договор. На этапе заключения, изменения или расторжения трудового договора работник и работодатель наделяются равными правами самостоятельного принятия решения о необходимости заключения, изменения или расторжения трудового договора в данный конкретный момент времени. Равноправие работника и работодателя заключается в наделении их равным правом выбора заключать трудовой договор с данным конкретным субъектом, изменять трудовой договор или расторгнуть с ним трудовые отношения. Четвертый способ. Представительство интересов работников посредством профсоюзов. Обозначенный способ правового регулирования трудовых отношений заключается в том, что интересы работников могут быть представлены и защищены профсоюзами, причем это осуществляется на основании действующего трудового законодательства и не требует специальной доверенности. Пятый способ. Договорный характер труда. Договорный характер труда предполагает и возникновение трудового отношения посредством заключения трудового договора, и дальнейшее регулирование возникших трудовых отношений посредством коллективного договора. Коллективный договор работников с работодателем в локальном порядке повышает минимальные гарантии социально-трудовых прав, установленные государством в трудовом законодательстве. Шестой способ. Специфический способ защиты трудовых прав работников. Специфичность зашиты трудовых прав работников заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей. Не нашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органами защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение своих трудовых прав. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства. Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей. Итак, метод трудового права России включает в себя следующие способы правового регулирования трудовых отношений: – сочетание централизованного и локального регулирования; – единство и дифференциацию правового регулирования; – договорный характер возникновения трудовых правоотношений; – равенство сторон трудовых отношений; – представительство интересов работников посредством профсоюза; – своеобразие защиты трудовых прав работников.
Функции трудового права Функции трудового права - основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Социальная функция Выражается в реализации конституционного права граждан на труд. Она отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации права на доступ к государственной службе, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, т. е. решает определенные социальные задачи. Защитная функция Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, в порядке разрешения трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых нрав. Защитная функция отражается в нормах большинства институтов трудового права и касается возможности защищать свои права всеми допустимыми способами. Производственная (хозяйственная) функция Характеризует защиту интересов работодателей. Она проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы, в нормах трудовой дисциплины, определяющих обязанности работников по выполнению производственных заданий, и др. Эта функция конкретизирует-ся в нормах институтов трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности работников. Воспитательная функция Характеризует применение мер убеждения и принуждения к субъектам трудовых отношений. Она выражается в нормах о поощрениях и стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Функция развития производственной демократии Характеризует участие работников в управлении производством через своих представителей. Она выражается в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в нормах социального партнерства. Экономическая функция Характеризует заинтересованность государства в нормальных, развитых трудовых отношениях, так как именно их развитие более всего влияет на экономические интересы государства. В трудовых отношениях создаются товары и вещи, которые являются базой для экономики государства, платятся налоги, реализуются услуги и происходят многие иные явления, обеспечивающие экономическую составляющую страны. Реализуется данная функция через нормы, определяющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, так как через органы надзора и контроля государство отстаивает свои интересы. В процессе развития отрасли трудового права и складывающихся в этой сфере общественных отношений вышеназванные функции проявляются по-разному и в неодинаковой степени. Так, в настоящее время заметно сужается функция развития производственной демократии. Из-за кризиса в экономике ослабло действие воспитательной функции, экономическая заинтересованность государства также незаметна, так как органы надзора крайне малочисленны и не способны обеспечить надлежащий контроль за соблюдением трудового законодательства.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |