Классификация методов психологии.
Истоки и этапы развития психологии. Предмет и основные проблемы психологии. Источниками возникновения психологии принято считать философию и естественные науки. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук). III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.
Объект психологии – это психика. Психика проявляется в активном отображении реальности и саморегуляции субъектом на этой основе своего поведения и деятельности. Предмет психологии – закономерности развития и функционирования психики человека и животных. Проблемы психологии: Психофизическая проблема – вопрос о месте психических процессов в общей картине физического мира, о соотношении психического о физического. Психофизиологическая проблема – вопрос о том, как в мозговых и нервных тканях зарождаются психические процессы. Психогностическая проблема – проблема познаваемости мира.
Классификация методов психологии. Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии, нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней: 1. Уровень методики. 2. Уровень методического приема. 3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и др.) 4. Уровень организации исследования. 5. Уровень методологического подхода. Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил болгарский психолог Г. Пирьов, разделивший методы на собственно методы, методические приемы и методические подходы: Б. Г. Ананьев предложил классификацию, разделив все методы на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных; 4) интерпретационные. В. Н. Дружинин выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования); 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково‑символическими представлениями объекта. Психологические эмпирические методы В. Н. Дружинин делит на группы по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя: активность – пассивность; опосредованность – непосредственность.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |