Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии



2019-11-13 487 Обсуждений (0)
Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2. Государство и право стран Древнего Востока

Вопросы:

1. Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии:

- государственный строй в странах Древнего Востока;

- общественный строй в странах Древнего Востока;

- право древневосточных государств.

Особенности устройства государства и права древневосточных государств

2.1 История государства и права Древнего Египта

2.2 История государства и права Древнего Вавилона

2.3 История государства и права Древнего Китая

2.4 История государства и права Древней Индии

 

Цель: сформировать представление о возникновении древневосточных цивилизаций; об особенностях древневосточной деспотии;

дать понятие об основных этапах периодизации истории Египта, Вавилона, Индии, Китая; о специфике и основных отраслях древневосточного права;

познакомить с источниками древневосточного права (законы Хаммурапи, законы Ману);

 сформировать знания об органах государственного управления и общественном строе стран Древнего Востока.

 

Усвоение. Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии. Периодизация истории Египта, Вавилона, Индии, Китая. Сравнительная характеристика государственного и общественного строя. Специфика и основные отрасли древневосточного права. Общая характеристика древневавилонского права, древнекитайского права, права Древнего Египта и Древней Индии.

Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии

Возникновение государств

1. Место

Термин «Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.

2. Время

В своем государственном развитии страны Древнего Востока прошли в целом типичный путь – от небольших племенных образований (номовых городов-государств) к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет завоеваний своих соседей и аннексий.

Наши знания об обществах Древнего Востока восходят к V-IV тысячелетиям до н.э. К этому времени относятся обнаруженные раскопками древнейшие поселения человека в Азии - в Древнем Шумере (в районе, где реки Тигр и Евфрат достигают Персидского залива), в Палестине (близ Иерихона), на юге нынешней Турции (в Анатолии).

В IV-III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация почти повсеместно трансформируется в протогосударство.

 

3. Государственный строй в странах Древнего Востока

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное.

 

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

1) экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);

2) войны и завоевания (ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае).

Указанные факторы в свою очередь сказались на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод. процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты.

Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община.

Этапы развития государств:

1 - создание номовых государств, т.е. административно-хозяйственных объединений общин, которые только начинали терять свой родовой характер.

2 – государственная централизация. Появляются полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам.

3 – государства-империи. Власть и управление, полностью утратив связь с родовым строем, совершенствовалась и изменялась, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций.

Черты древневосточных государств (при их огромном разнообразии) являются:

1) сравнительно низкий уровень развития производительных сил (благоприятный климат, плодородная почва, реки — Нил, Тигр и т.д. Благодаря этим географическим условиям население собирало несколько урожаев в год, используя примитивную сельскохозяйственную технику);

2) зависимость древневосточных народов от ирригационных систем (каналов, плотин, дамб), рискованный характер земледелия (частые разливы рек, либо засухи). Организация общественных работ по созданию ирригационной системы становится наиважнейшей функцией государства;

3) длительное сохранение сельской общины, доминирование государственной и общинной земельной собственности и слабое развитие частной. Сельская община, возникающая естественным образом (в связи с характером орошаемого земледелия), всячески поддерживается государством:

— удобство налогообложения — государству было проще изымать налоги у общины, чем у частного лица;

— возможность возложения на общину полицейских функций (в деревне преступнику труднее укрыться, чем в городе);

— формирование в общине особого менталитета («коллектив — все, личность — ничто») — быт, обычаи, способы обработки земли, не изменяющиеся в общине веками, создают властьимущим самые благоприятные условия для властвования.

4) разнородность социальных групп;

5) патриархальный характер рабства (от лат. «pater» — отец):

— определенная мягкость отношения к рабам (их высокая стоимость, часто встречающаяся принадлежность рабов и рабовладельцев к одному народу, религиозные мотивы — идея о «переселении душ» у индусов);

— производство основных материальных благ осуществляется свободными (или зависимыми) людьми, а не рабами; рабов может быть довольно много (как в Древнем Вавилоне), но их труд используется в основном в царском и храмовом хозяйстве, т. к. использовать рабов в общинном хозяйстве было невыгодно;

— наличие такой категории рабов, как рабы-должники (зная всю опасность для общества в закабалении свободных, законодатели ограничивали долговое рабство определенным сроком (не более 3-х лет) и возлагали на хозяина раба-должника ответственность за его жизнь и здоровье;

6) преобладание в качестве политической надстройки деспотии — монархии восточного типа, при которой вся полнота власти — законодательной, исполнительной, судебной, религиозной (теократия) принадлежит одному человеку (царю, фараону), личность которого обожествляется;

7) земля принадлежит общине. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

 

Социальный состав древневосточных обществ:

1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;

2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность.

 

Восточная деспотия

Для стран Древнего Востока характерна к тому же ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии» (в переводе с древнегреческого – неограниченная, жестокая власть одного правителя). Как показывает история, в то время она являлась самым стабильным государственным режимом. Действительно древние государства в неизменном виде существовали тысячелетиями и в глазах народа были незыблемыми. Например, Египетское царство возникло в VI тыс. до н.э. и прекратило свое существование только в 525 г. до н.э. после завоевания персами.

Деспотия представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Характерные особенности всех деспотических государств - это:

1) сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполни-тельной и судебной) у единоличного главы государства;

2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;

3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян – общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб и др.);

6) отсутствие гарантированного права собственности;

7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона.

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладая огромной законодательной и судебной властью. Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда.

Государственный механизм деспотии приспособлен к выполнению трех основных функций (в той или иной степени присущих любому современному государству):

— организация общественных работ по строительству каналов, плотин, дамб, дорог, крепостей (часто эти работы были нерациональны на первый взгляд — Великая Китайская стена, египетские пирамиды);

— внешняя функция — захват соседних территорий, рабов, иных материальных ценностей (до сей поры на Востоке имеется масса территориальных проблем — народы без государства (курды, долгое время евреи), разделенные народы (одни таджики проживают в Таджикистане, а другие в Афганистане) и др.;

— внутренняя функция (ограбление собственного народа путем сбора разного рода налогов, отбытие трудовых повинностей) — создание бюрократического аппарата, превращающегося на Востоке в особый класс общества.

Исходя из указанных выше функций, можно определить особенности государственного аппарата власти

Государственный аппарат власти

В древневосточных государствах существовали как минимум три основных административных ведомства:

 финансовое (изыскивало средства, необходимые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);

 военное (поставляло в страну рабов–иностранцев);

 строительное (обеспечивало строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).

Функция массового устрашения была основной в древневосточном государстве.

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии и бюрократии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство оформилось в восточную деспотию.

Право

Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.

Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая.

Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

В древневосточном праве нельзяобнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

 



2019-11-13 487 Обсуждений (0)
Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее в формировании древневосточных цивилизаций. Особенности древневосточной деспотии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)