Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 21. Формирование тоталитарного режима и социально-экономические преобразования в стране в конце 1920-х – 1930-е годы. Советская культура в 1920 – 1930 гг.



2019-11-13 2912 Обсуждений (0)
Тема 21. Формирование тоталитарного режима и социально-экономические преобразования в стране в конце 1920-х – 1930-е годы. Советская культура в 1920 – 1930 гг. 4.67 из 5.00 3 оценки




1. Вставь пропущенную дату:

«В __________ было объявлено о проведении социалистических преобразований в деревне. Эти преобразования означали создание коллективных хозяйств – колхозов и проведение раскулачивания».

2. 2 марта 1930 г. в газете «Правда» была опубликована статья И. Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей.

Спустя две недели ЦК ВКП(б) принимает постановление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», в котором требует прекратить наблюдающуюся в ряде мест практику принудительных методов коллективизации, ведя одновременно дальнейшую упорную работу по вовлечению крестьянства в колхозы на основе добровольности и укреплению существующих колхозов.

1) Проанализируйте ситуацию и напишите, чем было вызвано появление статьи И. Сталина;

2) Назовите результаты осуществления политики коллективизации;

1. 3. Коллективизацию в СССР характеризует;

1) создание системы крупных агрогородов;

2) объединение индивидуальных крестьянских хозяйств;

3) развитие фермерского хозяйства;

4) возрождение крестьянской общины.

4. Напишите пропущенное слово:

 Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях народного хозяйства называется __________________________ .

5. Назовите фамилию, давшую название движению за перевыполнение хозяйственных планов.

6. Что из перечисленного относится к политике коллективизации сельского хозяйства (1929–1930 гг.)? Выберите три ответа:

1) курс на осуществление коллективизации был провозглашен на XV съезде ВКП (б) в 1927 г.;

2) данная политика сопровождалась репрессиями в отношении зажиточных крестьян;

3) коллективизация привела к росту уровня потребления в колхозах;

4) годом «великого перелома» в сознании середняков власти назвали 1929 г.;

5) основной формой объединения индивидуальных хозяйств стали коммуны;

6) результатом коллективизации стало увеличение поголовья крупнорогатого скота.

7. Что из перечисленного относится к политике индустриализации 1920 – 1930 гг.? Выберите три ответа:

1) принятие пятилетних планов;

2) легализация частной собственности;

3) форсированное развитие тяжелой промышленности;

4) стахановское движение;

5) приватизация промышленных предприятий;

6) промышленный переворот.

8. Прочтите отрывок из документа и назовите год его принятия.

«Конституция провозглашала победу социализма в СССР. Вводилось новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. В разделе «Основные права и обязанности граждан» Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций:

1) 1918 г.;

2) 1993 г.;

3) 1936 г.;

4) 1977 г.

9. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:

1) преодоления технико-экономической отсталости от ведущих стран Европы и Северной Америки;

2) восстановление довоенного уровня промышленного производства;

3) проведения обобществления крестьянских хозяйств;

4) ограничение приток иностранного капитала.

10. В результате коллективизации:

1) в несколько раз выросла урожайность зерновых культур;

2) обеспечены опережающие по сравнению с промышленностью темпы роста сельскохозяйственного производства;

3) укрепилась техническая база индивидуальных крестьянских хозяйств;

4) возник новый социальный слой – колхозное крестьянство.

11. Прочтите отрывок из письма современника и укажите название политики, с проведением которой связана сложившаяся ситуация:

«Вот уже пять месяцев, как мы выселены... неужели вы думаете, что мы кулаки? Нет, мы не кулаки, а мы труженики, наши мозолистые руки теперь как скелеты; мы не раскулачены, но разграблены местными властями»

1) НЭП;

2) красногвардейская атака на капитал;

3) коллективизация;

4) борьба с нетрудовыми доходами.

12. Что из названного характеризует процесс индустриализации 1930 гг.:

1) низкие темпы развития тяжелой промышленности;

2) создание новых промышленных предприятий на Дальнем Востоке;

3) создание преимущественно предприятий, выпускающих товары массового потребления;

4) трудовой энтузиазм, социалистическое соревнование.

13. Духовную жизнь советского общества в 1920 – 1930 гг. характеризовало:

1) прекращение преследования небольших партий;

2) ослабление борьбы с неграмотностью;

3) запрещение антирелигиозной пропаганды;

4) подготовка новой советской интеллигенции.

14. Командно-административная система в экономике СССР характеризовалась:

1) внеэкономическими методами управления;

2) невмешательством государства в экономику;

3) свободой предпринимательства;

4) децентрализацией экономики.

15. Реализация курса на «культурную революцию» в СССР имела своей целью:

1) государственную поддержку всех художественных направлений и стилей в литературе;

2) ликвидацию неграмотности населения;

3) активный культурный обмен с западными странами;

4) утверждение идейного плюрализма в науке и культуре.

16. «Конструктивизм» в СССР в 1920 гг. – это:

1) программа создания сети конструкторских бюро для обеспечения индустриализации;

2) ведущий художественный принцип в литературе;

3) направление в архитектуре;

4) политическое направление, призывающее к конструктивному сотрудничеству с оппозицией.

17. В 1930 гг. в СССР существовала:

1) обязательная прописка в городах;

2) высокая зарплата рабочих;

3) высокая плата за проезд;

4) свобода выезда из страны.

18. Что из названного относится к последствиям «большого террора» 1930 гг.:

1) формирование легальной политической оппозиции сталинскому курсу;

2) уничтожение значительной части партийной и государственной элиты;

3) начало широкой внутрипартийной дискуссии;

4) исключение СССР из Лиги Наций.

19. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности:

Фамилии Сферы деятельности
1) В. И. Лебедев-Кумач; 2) Д. Бедный; 3) К. С. Петров-Водкин; 4)  В. И. Пудовкин а) Живопись; б) Киноискусство; в) Поэзия; г) Архитектура; д) музыка

20. Установите соответствие между аббревиатурами (сокращенными обозначениями) и годами, когда они появились:

Аббревиатура Годы
а) ГУЛАГ; б) ВЧК; в) ОГПУ; г) ГПУ   1) 1923 г.; 2) 1930 г.; 3) 1917 г.; 4) 1936 г.; 5) 1922 г.  

21. Из воспоминаний историка Е. Гутновой.

«Началась перестройка в деревне – сплошная коллективизация, которая, как это очевидно, по существу означала ликвидацию крестьянства, а вместе с тем истинной культуры земледелия. Над многострадальной русской деревней нависла страшная беда... повальные высылки в Сибирь, а затем, как считают, смерть, спланированный голод, который приводил в Москву массу истощенных, голодных людей, одетых в сермяги и лапти, просивших милостыню у прохожих, и сейчас не знаю до конца, нужны ли были столь крутые меры или существовала возможность перестроить сельское хозяйство по-иному. Но склоняюсь к последнему... В стране было голодно, вновь ввели карточную систему, жизнь снова стала совсем скучной. А в газетах гремели фанфары триумфальных шагов коллективизации... Что могла думать обо всем этом я, пятнадцатилетняя школьница?.. С одной стороны, меня увлекали те величественные изменения, которые происходили в стране, пафос Днепростроя, Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре, хотелось... разделить энтузиазм комсомольцев, работавших на всесоюзных стройках... А с другой – меня смутно тревожили нищие на улицах Москвы, вообще вся известная мне изнанка этой блестящей жизни».

Какой год стал началом «перестройки в деревне», описанной в документе? Укажите название политики в области промышленности, совпавшей по времени с политикой сплошной коллективизации.

Какие последствия коллективизации указаны автором (укажите три последствия)?

22. Опираясь на знания курса истории, укажите не менее трех особенностей духовной атмосферы эпохи 1930 гг.

23. Назовите не менее трех причин крестьянских волнений и восстаний, вспыхнувших в 1930-1933 гг.

24. Существует точка зрения, что за перерождение партии большевиков, за ликвидацию внутрипартийной демократии несет персональную ответственность И. В. Сталин.

Какая иная точка зрения вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

25. Установите соответствие между событиями и датами:

События Даты
а) Декрет о введении в стране всеобщего начального обучения; б) гибель парохода «Челюскин», научного судна, вышедшего в рейд по Северному морскому пути; в) создание ВАСХНИЛ (академия сельхознаук; президент Н. И. Вавилов); г) издан Краткий курс ВКП (б) 1) 1934 г.; 2) 1925 г.; 3) 1929 г.; 4) 1938 г.; 5) 1932 г.  

26. Объясните понятия и термины:

 «Шахтинское дело» –

27. Объясните понятия и термины:

«Ежовщина» –

28. Объясните понятия и термины:

«Сменвеховство» –

29. Объясните понятия и термины:

«Обновленчество» –

30. Объясните понятия и термины:

«Год великого перелома» –

31. Установите соответствие между фамилиями известных деятелей 1930 гг. и сферами их профессиональной деятельности:

Фамилии Сферы деятельности
а) Н. И. Вавилов, П. Л. Капица; б) В. П. Чкалов, М. М. Громов; в) А. Г. Стаханов, А. Х. Бусыгин; г) К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный 1) ученые; 2) летчики; 3) военачальники; 4) дипломаты; 5) рабочие; 6) участники социалистического соревнования

32. Рекордные полеты и перелеты «сталинских соколов» в конце 20 – 30 гг. служили демонстрацией всему миру мощи авиации РККА. Так, 23 августа 1929 г. тяжелый бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1), получивший название «Страна советов» (Состав экипажа: С. А. Шестаков, Ф. Е. Болотов, В. Б. Стерлигов и Д. В. Фураев):

1) вынужден совершить экстренную посадку на льдину;

2) столкнулся в воздухе с другим воздушным судном;

3) приземлился в Нью-Йорке;

4) приземлился в Берлине.

33. Кто такие «челюскинцы» и «папанинцы», и в чем между ними разница?

34. Какое произведение Д. Шостаковича стало предметом жесткой критики со стороны партийных кругов, послужили причиной обвинений в отрыве от жизни, формализме, пренебрежение насущными потребностями народа:

1) «Леди Макбет Мценского уезда»;

2) «Война и мир»;

3) «Повесть о настоящем человеке»;

4) Седьмая симфония.

35. Соотнесите произведения кинематографа и фамилии режиссеров:

1. «Путевка в жизнь»; 2. «Веселые ребята»; 3. «Ленин в Октябре»; 4. «Александр Невский»;   а) С. Эйзенштейн; б) Н. Экк; в) Г. В. Александров; г) М. Ромм; д) И. Пырьев.

36. Установите соответствие между названием политических процессов 1930 гг. и их результатами:

Название Результаты
а) «Дело антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра»; б) Дело «параллельного антисоветского троцкистского центра»; в) Процесс «Правотроцкистского антисоветского блока»; г) «Дело военных»   1) 23–30 января 1937 г. арестованы, преданы суду и приговорены к расстрелу Ю. Л. Пятаков, Л. П. Серебряков, Н. И. Муралов и др. (13 смертных приговоров, четверо – различные сроки заключения); 2) 11 июня 1937 г. советская пресса сообщила о вынесении смертного приговора обвиненным в шпионаже и предательстве советским военачальникам (маршал М. Тухачевский, командармы: И. Якир, И. Уборевич, Р. Эйдеман, А. Корк и В. Путна). Из 85 членов Военного Совета при наркоме обороны до 1 июня 20 чел. арестованы. Уцелели: Буденный, Ворошилов, Шапошников, Галлер, Ульрих; 3) 19–24 августа 1936 г. к уголовной ответственности были привлечены Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Е. Евдокимов и др. (всего 16 человек). Все обвиняемые приговорены к расстрелу; 4) 2-13 марта 1938 г. состоялся третий Московский процесс. В числе 21 обвиняемого – члены Политбюро при В. И. Ленине: Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский. Вынесено 18 смертных приговоров; 5) 1929 г. в библиотеке Академии наук обнаружены подлинники отречений Николая и Михаила. Из 960 штатных сотрудников «вычистили» 128 человек.

37. Стахановское движение развернулось в СССР в:

1) 1920 гг.;

2) 1930 гг;

3) 1940 гг;

4) 1950 гг.

38. Что из названного относится к последствиям «большого террора» 1930 гг.:

1) запрещение деятельности массовых общественных организаций;

2) отказ от тезиса о возможности построения социализма в одной стране;

3) кризис хлебозаготовок;

4) усиление в обществе атмосферы страха, поиска врагов.

39. Сплошная коллективизация в зерновых районах СССР произошла в:

1) 1923-1925 гг.;

2) 1926-1927 гг.;

3) 1930-1933 гг.;

4) 1938-1939 гг.

40. Что означало широко употреблявшееся в СССР в 1930 гг. понятие «реконструкция»:

1) социалистическое преобразование всего народного хозяйства;

2) техническое обновление старых заводов и фабрик;

3) техническое обновление крестьянских хозяйств;

4) увеличение заданий плана ГОЭЛРО в несколько раз.

41. Преобразования, проводившиеся в 1920 – 1930 гг. в духовной сфере жизни советского общества, получили название:

1) сменвеховства;

2) «гласности»;

3) культурной революции;

4) «оттепели».

42. В результате коллективизации:

1) в несколько раз выросла урожайность зерновых культур;

2) обеспечены опережающие по сравнению с промышленностью темпы роста сельскохозяйственного производства;

3) укрепилась техническая база индивидуальных крестьянских хозяйств;

4) созданы машинно-тракторные станции.

43. Вторая советская Конституция была принята в:

1) 1918 г.;

2) 1921 г.;

3) 1929 г.;

4) 1936 г.

44. Какая аббревиатура соответствует названию молодежной коммунистической организации, «боевого помощника Коммунистической партии»:

1) ВЛКСМ;

2) ВЦИК;

3) НКИД;

4) ВСНХ.

45. Какая организация в 1920 – 1940 гг. занималась подготовкой молодежи к службе в РККА, и когда она была создана:

1) ВЛКСМ, 1918 г.;

2) ВСНХ, 1917 г.;

3) ОСОАВИАХИМ, 1927г.;

4) УНОВИС, 1921 г.

46. Что из названного было одним из результатов культурной революции в СССР в 1930 гг.:

1) возникновение множества творческих направлений в искусстве;

2) ликвидация массовой неграмотности населения;

3) появление первых высших учебных заведений для женщин;

4) установление широких контактов с деятелями европейской культуры.

47. Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. З. Гинзбурга:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. …Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек…

Страна была охвачена пафосом строительства…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. …И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты…

С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад… Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться с нарушением «завета отцов».

1) Как назывался экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которого был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы;

2) Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трех черт, особенностей.

48. Во внутрипартийной борьбе в 1927–1929 гг. за сохранение на данном этапе индивидуальных крестьянских хозяйств выступал:

1) И. В. Сталин;

2) Н. И. Бухарин;

3) В. В. Куйбышев;

4) Л. П. Берия.

49. Что из названного было характерно для советского общества 30 гг. ХХ века:

1) жесткая власть с авторитарным лидером;

2) многоукладность экономики;

3) реализация всех прав и свобод;

4) привлечение инвестиций из-за рубежа.

50. Расположите факты в хронологической последовательности:

1) назначение Л. П. Берии на пост наркома внутренних дел;

2) XVII съезд ВКП (б);

3) принятие второй Конституции СССР;

4) убийство С. М Кирова.



2019-11-13 2912 Обсуждений (0)
Тема 21. Формирование тоталитарного режима и социально-экономические преобразования в стране в конце 1920-х – 1930-е годы. Советская культура в 1920 – 1930 гг. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 21. Формирование тоталитарного режима и социально-экономические преобразования в стране в конце 1920-х – 1930-е годы. Советская культура в 1920 – 1930 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2912)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)