Тема 15. Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX – начале ХХ вв. Революция 1905–1907 гг.
1. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, подберите номер нужного элемента: а) восстание на броненосце ________________ произошло в июне 1905 г.; б) мирную демонстрацию в Петербурге 9 января 1905 г. возглавил ___ ; в) мирный договор с Японией получил название ______________ ; Пропущенные элементы: 1) броненосец «Князь Потемкин-Таврический»; 2) Г. Гапон; 3) Л. Троцкий; 4) броненосец «Очаков»; 5) Парижский; 6) Портсмутский. 2. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. К каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами:
Характеристики: 1) данный документ был подписан императором; 2) автором документа был М.Т. Лорис-Меликов; 3) принятие этого документа означало победу российской революции; 4) из-за подписания этого документа император был убит. 5) По итогам принятия этого документа российский парламент получил законодательные полномочия; 6) Ярым противником принятия документа был К.П. Победоносцев. 3. Согласно Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. в выборах не принимали участия: 1) губернаторы; 2) лица старше 25 лет; 3) казаки; 4) крестьяне. 4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите название теории, изложенной в документе: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России… открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить, – имеем мы три главных: 1) Православная вера; 2) Самодержавие; 3) Народность». 5. Как называлось движение, о котором идет речь в отрывке: «Молодые люди отправлялись… в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя, волостные писаря… Девушки сдавали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню… У всех их не было никакой еще мысли о революции… Они просто желали обучить народ грамоте, просветить его, помочь ему… выбраться из тьмы и нищеты и в то же время узнать у самого народа, каков его идеал лучшей социальной жизни». 6. Кто из перечисленных исторических деятелей является представителем революционного народничества: 1) С.Л. Перовская; 2) С.Ю. Витте; 3) А.Н. Радищев; 4) П.Н. Милюков. 7. Кто из перечисленных исторических деятелей является идеологом анархистского направления в народничестве: 1) С.Г. Нечаев; 2) М.А. Бакунин; 3) П.Н. Ткачев; 4) П.Л. Лавров. 8. Кто из перечисленных исторических деятелей является идеологом бунтарского направления в народничестве: 1) С.Г. Нечаев; 2) М.А. Бакунин; 3) П.Н. Ткачев; 4) П.Л. Лавров; 9. Кто из перечисленных исторических деятелей является идеологом пропагандистского направления в народничестве: 1) С.Г. Нечаев; 2) М.А. Бакунин; 3) П.Н. Ткачев; 4) П.Л. Лавров. 10. В результате раскола в 1879 году «Земли и воли» возникли: 1) «Северное общество» и «Южное общество»; 2) «Народная воля» и «Большое общество пропаганды»; 3) «Народная расправа» и «Черный передел»; 4) «Кружок петрашевцев» и «Союз за освобождение рабочего класса». 11. Прочтите отрывок из прокламации «Земли и воли» (1878 г.) и укажите фамилию девушки, о которой в нем идет речь. «24 января, во вторник, утром было произведено покушение на жизнь петербургского градоначальника Трепова. При подаче прошений молодая девушка, бывшая в числе просительниц, почти в упор выстрелила из шестиствольного револьвера в градоначальника и нанесла ему тяжелую рану в бок. Совершившая покушение, не стараясь скрыться, после выстрела отошла в сторону в ожидании своей участи … Она заявила, что взять в руки оружие, чтобы казнить смертию полновластного разбойника, ее заставила зверская расправа Трепова в доме предварительного заключения с пленным социалистом Боголюбовым…». 12. Теория «русского», «крестьянского» социализма А.И. Герцена и Н. Г. Чернышевского включала в себя положение: 1) «Крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя»; 2) «В России необходимо создать условия для развития капитализма»; 3) «Переход к социализму в России осуществится путем эволюции»; 4) «Русский бунт – основная форма революционного движения». 13. Выберите из списка организации, в программе которых содержались марксистские идеи (возможно несколько вариантов ответа): 1) Российская социал-демократическая партия; 2) Конституционно-демократическая партия; 3) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; 4) «Союз русского народа». 14. Началом революции 1905–1907 гг. считают: 1) «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года; 2) митинги и демонстрации 1 мая 1905 года; 3) всероссийскую политическую стачку; 4) вооруженное восстание в Москве. 15. Мирное шествие рабочих Петербурга к царю возглавил: 1) министр юстиции Муравьев; 2) лидер партии эсеров В.М. Чернов; 3) руководитель рабочего легального общества священник Г. Гапон; 4) лидер РСДРП В.И. Ленин. 16. Организатор восстания на флоте в Севастополе в ноябре 1905 года: 1) адмирал С. Макаров; 2) лейтенант П. Шмидт; 3) адмирал Ф. Ушаков; 4) адмирал Л. Корнилов. 17. Главной особенностью стачки в Иваново-Вознесенске в 1905 г. является: 1) образование первого Совета рабочих депутатов; 2) использование восставшими оружия; 3) масштабные формы протеста; 4) антивоенный характер. 18. В итоге Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г. власти: 1) ввели войска в Петербург и разгромили бастующих; 2) обещали прекратить войну с Японией; 3) пошли на компромисс с бастующими и обнародовали Манифест; 4) ввели военно-полевые суды. 19. Выборы в Государственную Думу в начале ХХ в. были: 1) всеобщими, прямыми и косвенными; 2) многоступенчатыми, куриальными и неравными; 3) всеобщими и неравными; 5) сословными. 20. Укажите верховный орган законодательной власти в России после революции 1905–1907 гг.: 1) Совет министров; 2) Государственная Дума; 3) Сенат; 4) Особое совещание. 21. Бессменным лидером партии кадетов являлся: 1) М.В. Родзянко; 2) П.Н. Милюков; 3) В.М. Пуришкевич; 4) В.И. Ленин. 22. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и родом их деятельности:
23. Укажите три положения, относящиеся к программным положениям Союза 17 октября: 1) требование единой и неделимой России; 2) требование диктатуры пролетариата; 3) требование 8-часового рабочего дня; 4) требование протекционизма для защиты интересов отечественной промышленности; 5) требование сохранения монархического правления; 6) требование национализации земли. 24. Укажите три положения, относящиеся к программным положениям РСДРП: 1) требование передачи помещичьей земли в частную собственность крестьян; 2) требование сохранения православия в качестве официальной религии; 3) требование свержения самодержавия; 4) требование единой и неделимой России; 5) требование права наций на самоопределение; 6) требование 8-часового рабочего дня. 25. Укажите три положения, относящиеся к программным положениям кадетов: 1) укрепление в России начал конституционного строя; 2) Социализация земли; 3) расширение политических прав и свобод; 4) предоставление всем нациям права на самоопределение вплоть до отделения; 5) формирование правительства, ответственного перед Государственной Думой; 6) сохранение самодержавной формы правления. 26. Вторая Государственная Дума работала в период: 1) 15 января – 1 июня 1907 года; 2) 20 февраля – 3 июня 1907 года; 3) 20 февраля – 31 декабря 1907 года; 4) 3 июля 1907 – 1 июля 1912 года. 27. Датой завершения революции 1905–1907 гг. считается: 1) 7 июля 1907 года; 2) 1 января 1907 года; 3) 3 июня 1907 года; 4) 17 октября 1907 года. 28. Какие итоги имела первая российская революция: 1) уничтожение самодержавия; 2) создание представительных законодательных органов власти; 3) предоставление независимости Польше и Финляндии; 4) отмена крепостного права в России. 29. Расположите события в хронологической последовательности: 1) всеобщая стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; 2) утверждение Николаем II «Основных законов Российской империи» в новой редакции; 3) созыв Первой Государственной Думы; 4) вооруженное восстание в Москве. 30. Расположите общественные движения в хронологической последовательности их возникновения: 1) народники; 2) декабристы; 3) социалисты-революционеры; 4) марксисты. 31. В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли: 1) диссидентами; 2) еретиками; 3) раскольниками; 4) нигилистами. 32. Как называлась политическая партия, представители которой заняли большинство мест в I Государственной Думе: 1) славянофилы; 2) кадеты; 3) стахановцы; 4) троцкисты. 33. Что из перечисленного относилось к деятельности революционных народников (укажите три варианта ответа): 1) пропаганда среди крестьян; 2) составление «Русской правды»; 3) увлечение теориями французского Просвещения; 4) издание «Словаря иностранных слов»; 5) увлечение теориями «общинного», «крестьянского» социализма; 6) террор против правительственных чиновников и царя. 34. Общей чертой либерального и социалистического направлений в общественном движении России начала XX в. было требование: 1) установления революционной диктатуры; 2) отмены частной собственности на землю; 3) введения политических прав и свобод; 4) передачи власти Советам. 35. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события: «...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции». 1) 1905 г.; 2) 1914 г.; 3) 1917 г.; 4) 1918 г. 36. Вехами в истории организации «Народная воля» были: 1) 1816 г., 1826 г.; 2) 1844 г., 1848 г.; 3) 1879 г., 1881 г.; 4) 1895 г., 1898 г. 37. «Рабочий вопрос» в конце XIX в. включал в себя комплекс проблем, в числе которых – необходимость: 1) развития трудового законодательства; 2) передачи предприятий в введение трудовых коллективов; 3) ликвидации личной зависимости рабочих; 4) объединения рабочих в землячества. 38. Справедливы ли утверждения: 1) Чтение «Колокола» входило в распорядок дня Александра II; 2) Во второй половине 1850-х гг. наблюдается сближение позиций западников и славянофилов, идейной основой которого стала формула Б.Н.Чичерина: «В настоящее время в России потребны две вещи: либеральные меры и сильная власть»; 3) Ответственность за массовые случаи пожаров в Петербурге летом 1862 г. взяла на себя «Земля и воля». 39. О ком в 1860-х гг. говорили: «волос не стригут и в баню не ходят». Кто презирал условности, жил в коммуне и отвергал всяческую собственность? 40. Н.К. Михайловский едко охарактеризовал одного из государственных деятелей второй половины XIX века: «…благодарная Россия изобразит его в статуе с волчьим ртом спереди и лисьим хвостом сзади». О ком идет речь: 1) М.Т. Лорис-Меликов; 2) К.П. Победоносцев; 3) М.Н. Катков; 4) Д.А. Толстой. 41. В 1880-е – 1890-е гг. получили распространение идеи либерального или «легального» народничества. Его представители (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов и др.) выступали за: 1) социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел»; 2) полностью отвергли идеи «Народной воли»; 3) начали распространение марксизма в России; 4) пропаганду идеи непротивления злу насилием. 42. 25 августа 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор императору в расчете на провокацию крестьянского бунта. Но убийство Александра II в марте 1881 г. вызвало: 1) распространение среди крестьянства слухов: «Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю»; 2) смену правящей династии и проведение массовых репрессий; 3) массовое вступление крестьян в монархические организации; 4) введение военной диктатуры и, одновременно, проведение либеральных реформ. 43. В 1863 – 1866 гг. в Москве и Петербурге действовал кружок «ишутинцев». Первоначально кружок составили Н. Ишутин, Д. Каракозов, П. Ермолов, П. Николаев и другие члены пензенского землячества, в том числе и известный русский историк: 1) П.Н. Милюков; 2) Н.М. Карамзин; 3) В.О. Ключевский; 4) С.М. Соловьев. 44. Определите, о ком идет речь в данном отрывке: «За участие в революционной деятельности в 1883 г. арестован. В 1886 г. завербован начальником Московского охранного отделения Н.С.Бердяевым. С 1896 г. стал начальником московской «охранки» в чине коллежского секретаря. В 1899 г. внедрил Е.Ф. Азефа в Северный союз социалистов-революционеров. Выступил с идеей создания легальных рабочих организаций под надзором полиции. Из-за конфликта с В.К. Плеве обвинен в попустительстве стачечному движению на юге России, выслан во Владимир без права приезда в столицы. Узнав об отречении императора Николая II , покончил жизнь самоубийством». 1) П.Н. Милюков; 2) С.В. Зубатов; 3) П.Д. Святополк-Мирский; 4) П.Н. Дурново. 45. Почему события 3 июня 1907 г. называют государственным переворотом: 1) была распущена Дума; 2) был издан новый избирательный закон без его предварительного обсуждения в Думе; 3) была арестована большевистская фракция в Думе; 4) власть перешла к П.А.Столыпину. 46. Какой российский предприниматель оказывал финансовую помощь партии большевиков? На его деньги издавалась ленинская «Искра», были учреждены первые легальные большевистские газеты «Новая жизнь» в Петербурге и «Борьба» в Москве, и даже проводились съезды РСДРП: 1) С.Т. Морозов; 2) А.И. Гучков; 3) А. Нобель; 4) Н.И. Путилов. 47. Когда Александр II вернул из ссылки декабристов и петрашевцев: 1) в 1878 г., сразу после окончания русско-турецкой войны; 2) в 1866 г., после покушения на царя Д.Каракозова; 3) в 1856 г., в связи с вступлением на престол; 4) в 1881 г., после подписания Конституции М.Т. Лорис-Меликова. 48. Какой внутриполитический курс предлагал провести М.Т. Лорис-Меликов в 1880–1881 гг.: 1) подавить оппозицию, ликвидировать III Отделение; 2) положить конец разгулу экстремизма, укрепить карательный аппарат, принять конституцию; 3) укрепить крестьянскую общину; 4) преодолеть кризис помещичьего хозяйства. 49. Продолжите фразу: «Обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев внушал своему высочайшему ученику (Николаю II ): «…лучше уж революция русская и безобразная смута, нежели…». 1) реформы; 2) Конституция; 3) уступки либералам; 4) уступки рабочим. 50. Расположите в хронологической последовательности: 1) отставка М.Т. Лорис-Меликова; 2) смерть Александра I; 3) ограничение рабочего дня до 11,5 часов; 4) создание РСДРП.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |