Тема 4. Организация и проведение обследования по основным разделам.
Схема и методики сбора анамнеза. Сведения о патологии перинатального и раннего постнатального периодов жизни. Данные о раннем психологическом и речевом развитии. Сведения л микросоциальном окружении ребенка. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Исследование состояния неречевых психических функций. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования (общительность, особенности внимания, характер игровой деятельности, индивидуальные особенности). Состояние слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного гнозиса, внимания и памяти; оптико-пространственного гнозиса и праксиса; мышление (невербального и вербального). Изучение особенностей моторной сферы. Методика обследования общей моторики (приемы, параметра оценки). Исследование состояния мелкой моторики рук (задания на определение кинестетической и кинетической основы движений, параметры оценки). Определение состояния артикуляционной моторики (движения для нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба; параметры оценки движений). Исследование работы мышц лицевой мускулатуры. Изучение состояния просодических компонентов речи. Понятия «темп речи», «ритм», «пауза», «интонация». Методика изучения восприятия и воспроизведения темпа речи, ритма, паузами, интонирования. Обследование фонематического восприятия. Понятие «фонематическое восприятие». Онтогенетические особенности развития фонематического слуха. Степени недоразвития фонематического восприятия. Система работы по изучению уровня фонематического восприятия (характеристика подготовительного и основного этапа обследования). Основные направления работы (фонематическая, дифференциация, анализ, синтез и представления). Методы и приемы обследования, параметры оценки полученных данных. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Понятие «смысловое восприятие речи», его характеристика. Схема обследования, основные методы и приемы, требования к предъявляемому материалу. Обследование понимания слов (задания и характер их выполнения). Обследование понимания предложений (задания на осознание различных грамматических отношений и умение удерживать в рече-слуховой памяти серию слов, характер их выполнения). Обследование понимания грамматических форм (исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов и прилагательных, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, понимания предлогов; характер выполнения заданий). Обследование понимания текста. Ступни понимания текста. Речевые показатели, используемые для исследования понимания текста. Задания, выявляющие особенности понимания текстов детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ результатов обследования импрессивной стороны речи. Обследование лексического запаса. Понятие «лексическая система». Характеристика пассивного и активного словаря детей 3-7 лет при сохранном интеллекте, нормальном слухе и речевом развитии. Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения, анализ полученных данных. Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения (называние предметов, действий и качеств предметов; подбор синонимов, антонимов и родственных слов; называние обобщенных слов по группе однородных предметов; употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности; изучение сочетательных свойств слова методом направленных ассоциаций). Обработка и анализ результатов обследования. Обследование грамматического строя языка. Понятие «грамматический строй». Критерии оценки (грамматическое, лексическое оформление; смысловая адекватность; наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия). Этапы обследования. Определение навыков и характера построения предложений (простого нераспространенного; простого распространенного, состоящего из 3-4 слов; с однородными членами; сложного предложения). Определение способности к словоизменению (преобразование существительных единственного числа во множественное; выбор падежных окончаний; использование предложно-падежных конструкций; использование родовых окончаний; согласование существительных с прилагательными и существительных с числительными в роде и числе; изменение глаголов). Определение способности к словообразованию (использование суффиксального и префиксального способов). Исследование состояния связной речи (составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; пересказ текста). Анализ результатов обследования грамматического строя языка. Обследование речи детей раннего возраста. Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста. Обследование доречевого развития младенца. Обследование речи ребенка преддошкольного возраста. План семинарских занятий Занятие 1
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |