Тема 7 ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Проблема разработки экологической политики является достаточно новой как для теории, так и для практики экологического менеджмента. Во многом такая ситуация обусловлена только недавним осознанием опасности нарастания экологических проблем. Фактически, только начиная с 1970 - х гг., экологический фактор начинает играть все более существенную роль для экономического развития и качества жизни людей. Это стало проявляться как для отдельных стран, так и всей планеты в виде быстро обостряющихся глобальных экологических проблем. В мире стал формироваться техногенный тип экономического развития, связанный с истощением и деградацией природных ресурсов и ростом загрязнения окружающей среды. Тезис о нарастающей угрозе экологического кризиса для существования человеческой цивилизации стал общеупотребимым в документах международных организаций (ООН и ее многочисленные структуры, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейское сообщество и др.), в стратегиях и программах многих стран. Осознание экологических пределов для развития мира и страны содержится и в российских документах, в частности, в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «Экологической доктрине». Можно также отметить «Концепцию долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой говорится об экологизации экономики. Суммируя различные определения экологической политики, содержащихся в иностранной и российской литературе, в самом общем виде ее можно определить как целенаправленную деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В центре внимания экологической политики стоят две задачи: 1) улучшить использование природных ресурсов, предотвращать их потери, в зависимости от вида способствовать их простому и расширенному воспроизводству; 2) уменьшить негативное воздействие на окружающую среду на основе минимизации загрязнений и отходов. Важной проблемой является выбор приоритетов для экологической политики. Каждая страна или регион может выбрать свои приоритеты в зависимости от экологической ситуации, состояния экономики, периода действия приоритета (на краткосрочную или длительную перспективу) и многих других обстоятельств. Рост экономической ценности природных благ должен решить две масштабные задачи для российской экономики: 1. воздействовать на все субъекты экономической деятельности 2. стимулировать их "экологосбалансированное" поведение. Среди направлений реализации данного приоритета экологической политики в экономике можно выделить несколько направлений: - оценка «экологической правильности» направления экономического развития на базе макроэкономических показателей, рассчитанных с учетом экологического фактора. Такие индикаторы могут рассчитываться как для страны в целом, так и для отдельных регионов; - реализация принципа «загрязнитель платит» через компенсацию внешних эффектов; - экологизация налоговой системы, резкое увеличение природно-ресурсной доли налогов; - поддержка повсеместного и масштабного распространения «наилучших существующих технологий»; - ужесточение эколого-экономических требований к проектам в процессе экологической экспертизы. Постепенное повышение экономического барьера для грязных технологий; - совершенствование и индексация экологических платежей, штрафов; - адекватный учет экологического ущерба, вреда, наносимого здоровью и имуществу человека. Реалистичная оценка реального и потенциального ущерба необходима в экологическом праве, экологической экспертизе, экологическом страховании, проектном анализе, и ивестиционной деятельности, экологическом аудите; - повышение конкурентноспособности экологических и ресурсосберегающих проектов/программ по сравнению с техногенными проектами/программами; - стимулирование расширения системы экологического страхования; - учет возрастания экономической ценности природы в экономическом, социальном, экологическом планировании и прогнозировании, в частности, в планах действий по охране окружающей среды (национальных, региональных, локальных) и др. Долгосрочная цель экологической политики - устойчивое развитие. Экологическая политика - это политика, ориентированная на переход к устойчивому развитию и поддержание такого развития на длительную перспективу. Широкое распространение в мире получает система Цели развития тысячелетия ООН (ЦРТ). В этой системе Цель №7 призвана обеспечить экологическую устойчивость нашей планеты и отдельных стран. Принципиальным моментом в этих подходах является попытка: - учесть ущерб от загрязнения среды и истощения природных ресурсов на макроэкономическом уровне, - экологически скорректировать основные экономические показатели развития; - снизить воздействие человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов; - улучшить экологические условия для развития человека, - уменьшить экологические угрозы для его безопасности, здоровья и проживания. Критической национальной проблемой стала низкая продолжительность жизни населения, особенно у мужчин. Важным индикатором перехода к устойчивому развитию является «эффект дикаплинга», отражающий рассогласование трендов роста экономических результатов и потребления природных ресурсов. В экономической теории среди основных причин негативного экологического воздействия экономики можно выделить три: - «провалы рынка» (market failure); - неэффективность государственной политики, - институциональная неэффективность. В концептуальном плане «провалы» рыночной экономики в области охраны окружающей среды связаны, прежде всего, с практически невозможным адекватным учетом экстерналий (внешних эффектов). В самом общем виде экстерналии (внешние эффекты) можно определить как некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую. Среди причин неэффективности государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды можно выделить следующие: - недостатки налоговой системы; - контроль цен; - предоставление субсидий (электроэнергия, вода, коммунальные услуги и пр.); - внешнеторговая политика, ориентированная на сырьевой экспорт; - недостатки управления и мониторинга окружающей среды и т.д. Институциональная неэффективность, наряду с неэффективностью государственной политики и рынка, также является существенной причиной экологической дестабилизации. Неопределенность прав собственности на природные ресурсы, нечеткое распределение прав собственности на них между центральной властью и регионами приводят к нерациональному использованию ресурсов, их чрезмерной эксплуатации. Экономическая теория требует активного вмешательства государства для коррекции рыночных сбоев в экологической сфере, установления специальных налогов и пр., а не минимализации государственного вмешательства. В зависимости от территориального охвата можно выделить пять видов экологической политики: - глобальный уровень, - межстрановой уровень, - государственный (национальный, федеральный) уровень, - региональный (субъект федерации) уровень, - локальный (муниципальный) уровень. Государственная политика в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды подразумевает постановку системы стратегических и тактических целей, достижение которых осуществляется путем: - реализации средне- и долгосрочных программ, мер по гарантированному обеспечению экономики природными ресурсами и поддержанию благоприятной среды обитания для населения; - защиты внешнеполитических, оборонных и геополитических интересов страны с учетом международных обязательств, требований экологической безопасности и устойчивого развития. Стратегическими целями государственной политики в этой сфере являются: - обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; - повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных и антропогенных факторов. Создание условий (законодательных, нормативных, административных, экономических) для повышения эффективности охраны окружающей среды и использования природных ресурсов во многом предопределяет успех в достижении целей национального уровня по обеспечению высоких темпов роста экономики и повышению конкурентоспособности ее продукции. Долгосрочные экологические приоритеты России отражены в Указах Президента РФ, посвященных обеспечению устойчивого развития страны. Первым основополагающим документом в области формирования новой эколого-экономической политики России стал Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. No 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Для решения средне- и краткосрочных задач экологической политики страны подходы к разработке и реализации природоохранных мероприятий можно сгруппировать по трем основным направлениям: 1) отраслевой подход. Природоохранные мероприятия разрабатываются для отдельных предприятий, отраслей и комплексов, а затем эти мероприятия обобщаются в Планы действий по охране окружающей среды (ПДООС); 2) региональный подход. В районах с неблагоприятной экологической ситуацией реализуются специальные экологические программы. 3) целевой (или проблемный) подход. В рамках всей страны или региона ставится конкретная экологическая проблема и разрабатываются соответствующие природоохранные мероприятия в отраслях и комплексах, развитие которых связано с решением этой проблемы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |