Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7 ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ



2019-11-13 158 Обсуждений (0)
Тема 7 ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблема разработки экологической политики является достаточно новой как для теории, так и для практики экологического менеджмента. Во многом такая ситуация обусловлена только недавним осознанием опасности нарастания экологических проблем. Фактически, только начиная с 1970 - х гг., экологический фактор начинает играть все более существенную роль для экономического развития и качества жизни людей. Это стало проявляться как для отдельных стран, так и всей планеты в виде быстро обостряющихся глобальных экологических проблем.

В мире стал формироваться техногенный тип экономического развития, связанный с истощением и деградацией природных ресурсов и ростом загрязнения окружающей среды.

Тезис о нарастающей угрозе экологического кризиса для существования человеческой цивилизации стал общеупотребимым в документах международных организаций (ООН и ее многочисленные структуры, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейское сообщество и др.), в стратегиях и программах многих стран.

Осознание экологических пределов для развития мира и страны содержится и в российских документах, в частности, в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «Экологической доктрине». Можно также отметить «Концепцию долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой говорится об экологизации экономики.

Суммируя различные определения экологической политики, содержащихся в иностранной и российской литературе, в самом общем виде ее можно определить как целенаправленную деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В центре внимания экологической политики стоят две задачи:

1) улучшить использование природных ресурсов, предотвращать их потери, в зависимости от вида способствовать их простому и расширенному воспроизводству;

2) уменьшить негативное воздействие на окружающую среду на основе минимизации загрязнений и отходов.

Важной проблемой является выбор приоритетов для экологической политики. Каждая страна или регион может выбрать свои приоритеты в зависимости от экологической ситуации, состояния экономики, периода действия приоритета (на краткосрочную или длительную перспективу) и многих других обстоятельств.

Рост экономической ценности природных благ должен решить две масштабные задачи для российской экономики:

1. воздействовать на все субъекты экономической деятельности

2. стимулировать их "экологосбалансированное" поведение.

Среди направлений реализации данного приоритета экологической политики в экономике можно выделить несколько направлений:

- оценка «экологической правильности» направления экономического развития на базе макроэкономических показателей, рассчитанных с учетом экологического фактора. Такие индикаторы могут рассчитываться как для страны в целом, так и для отдельных регионов;

- реализация принципа «загрязнитель платит» через компенсацию внешних эффектов;

- экологизация налоговой системы, резкое увеличение природно-ресурсной доли налогов;

- поддержка повсеместного и масштабного распространения «наилучших существующих технологий»;

- ужесточение эколого-экономических требований к проектам в процессе экологической экспертизы. Постепенное повышение экономического барьера для грязных технологий;

- совершенствование и индексация экологических платежей, штрафов;

- адекватный учет экологического ущерба, вреда, наносимого здоровью и имуществу человека. Реалистичная оценка реального и потенциального ущерба необходима в экологическом праве, экологической экспертизе, экологическом страховании, проектном анализе, и ивестиционной деятельности, экологическом аудите;

- повышение конкурентноспособности экологических и ресурсосберегающих проектов/программ по сравнению с техногенными проектами/программами;

- стимулирование расширения системы экологического страхования;

- учет возрастания экономической ценности природы в экономическом, социальном, экологическом планировании и прогнозировании, в частности, в планах действий по охране окружающей среды (национальных, региональных, локальных) и др.

Долгосрочная цель экологической политики - устойчивое развитие. Экологическая политика - это политика, ориентированная на переход к устойчивому развитию и поддержание такого развития на длительную перспективу.

Широкое распространение в мире получает система Цели развития тысячелетия ООН (ЦРТ). В этой системе Цель №7 призвана обеспечить экологическую устойчивость нашей планеты и отдельных стран. Принципиальным моментом в этих подходах является попытка:

- учесть ущерб от загрязнения среды и истощения природных ресурсов на макроэкономическом уровне,

- экологически скорректировать основные экономические показатели развития;

- снизить воздействие человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов;

- улучшить экологические условия для развития человека,

- уменьшить экологические угрозы для его безопасности, здоровья и проживания.

Критической национальной проблемой стала низкая продолжительность жизни населения, особенно у мужчин. Важным индикатором перехода к устойчивому развитию является «эффект дикаплинга», отражающий рассогласование трендов роста экономических результатов и потребления природных ресурсов.

В экономической теории среди основных причин негативного экологического воздействия экономики можно выделить три:

- «провалы рынка» (market failure);

- неэффективность государственной политики,

- институциональная неэффективность.

В концептуальном плане «провалы» рыночной экономики в области охраны окружающей среды связаны, прежде всего, с практически невозможным адекватным учетом экстерналий (внешних эффектов).

В самом общем виде экстерналии (внешние эффекты) можно определить как некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую.

Среди причин неэффективности государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды можно выделить следующие:

- недостатки налоговой системы;

- контроль цен;

- предоставление субсидий (электроэнергия, вода, коммунальные услуги и пр.);

- внешнеторговая политика, ориентированная на сырьевой экспорт;

- недостатки управления и мониторинга окружающей среды и т.д.

Институциональная неэффективность, наряду с неэффективностью государственной политики и рынка, также является существенной причиной экологической дестабилизации. Неопределенность прав собственности на природные ресурсы, нечеткое распределение прав собственности на них между центральной властью и регионами приводят к нерациональному использованию ресурсов, их чрезмерной эксплуатации.

Экономическая теория требует активного вмешательства государства для коррекции рыночных сбоев в экологической сфере, установления специальных налогов и пр., а не минимализации государственного вмешательства.

В зависимости от территориального охвата можно выделить пять видов экологической политики:

- глобальный уровень,

- межстрановой уровень,

- государственный (национальный, федеральный) уровень,

- региональный (субъект федерации) уровень,

- локальный (муниципальный) уровень.

Государственная политика в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды подразумевает постановку системы стратегических и тактических целей, достижение которых осуществляется путем:

- реализации средне- и долгосрочных программ, мер по гарантированному обеспечению экономики природными ресурсами и поддержанию благоприятной среды обитания для населения;

- защиты внешнеполитических, оборонных и геополитических интересов страны с учетом международных обязательств, требований экологической безопасности и устойчивого развития.

Стратегическими целями государственной политики в этой сфере являются:

- обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов;

- повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных и антропогенных факторов.

Создание условий (законодательных, нормативных, административных, экономических) для повышения эффективности охраны окружающей среды и использования природных ресурсов во многом предопределяет успех в достижении целей национального уровня по обеспечению высоких темпов роста экономики и повышению конкурентоспособности ее продукции.

Долгосрочные экологические приоритеты России отражены в Указах Президента РФ, посвященных обеспечению устойчивого развития страны.

Первым основополагающим документом в области формирования новой эколого-экономической политики России стал Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. No 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Для решения средне- и краткосрочных задач экологической политики страны подходы к разработке и реализации природоохранных мероприятий можно сгруппировать по трем основным направлениям:

1) отраслевой подход. Природоохранные мероприятия разрабатываются для отдельных предприятий, отраслей и комплексов, а затем эти мероприятия обобщаются в Планы действий по охране окружающей среды (ПДООС);

2) региональный подход. В районах с неблагоприятной экологической ситуацией реализуются специальные экологические программы.

3) целевой (или проблемный) подход. В рамках всей страны или региона ставится конкретная экологическая проблема и разрабатываются соответствующие природоохранные мероприятия в отраслях и комплексах, развитие которых связано с решением этой проблемы.



2019-11-13 158 Обсуждений (0)
Тема 7 ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7 ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)