Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перечень практических заданий



2019-11-13 365 Обсуждений (0)
Перечень практических заданий 0.00 из 5.00 0 оценок




Экзаменационные материалы

По дисциплине Теория государства и права

 

Экзаменационные задания

Перечень теоретических вопросов

1. Понятие, предмет и метод теории государства и права.

2. Структура теории государства и права.

3. Соотношение теории государства и права с другими общественными науками. Место теории государства и права в системе юридических наук.

4. Общие закономерности возникновения государства.

5. Основные теории происхождения государства.

6. Пути формирования права.

7. Понятие и признаки государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

8. Типология государства. Понятие типа государства.

9. Понятие и элементы формы государства.

10. Форма правления как совокупность способов организации верховной государственной власти.

11. Монархия и ее основные признаки.

12.Республика и ее основные черты.

13. Формы государственного устройства.

14. Унитарное государство.

15. Федеративное государство.

16. Конфедерация, как особое межгосударственное образование.

17. Политический режим.

18. Демократический режим.

19. Авторитарный режим. Особенности тоталитаризма.

20. Понятие и классификация функций государства.

21. Содержание основных внутренних и внешних функций современного российского государства.

22. Формы и методы реализации функций государства.

23. Понятие механизма государства. Роль механизма государства в осуществлении функций государства. 

24. Государственный аппарат. Классификация основных звеньев государственного аппарата.

25. Понятие и структура политической системы. Место и роль государства в политической системе.

26. Понятие правового государства и правового статуса личности.

27. Гражданское общество: понятие, признаки и структура.

28. Право в системе социальных норм. Понятие и классификация социальных норм. Соотношение права и морали.

29. Понятие и признаки права.

30. Понятие и классификация принципов права.

31. Понятие и классификация функций права. 

32. Понятие и виды источников права.

33. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии правотворческого процесса. 

34. Понятие нормативного акта. Классификация нормативных актов.

35. Действия нормативных актов во времени. Обратная сила закона. Действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

36. Понятие и виды систематизации законодательства.

37. Понятие и признаки правовой нормы. Классификация правовых норм.

38. Структура нормы права.

39. Понятие, признаки и элементы системы права.

40. Отрасль права. Общая характеристика основных отраслей права.

41. Система права и систем законодательства: соотношение и взаимосвязь. 

42. Понятие и признаки правовых отношений.

43. Классификация правовых отношений.

44. Структура правоотношения.

45. Понятие и виды субъектов правоотношений.

46. Понятие, признаки и структура субъективного права. Понятие, признаки и структура юридической обязанности. 

47. Объекты правоотношения и их характеристика. 

48. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Юридические факты: понятие, особенности. Классификация юридических фактов.

49. Понятие реализации права. Содержание и цели реализации права. Формы реализации права.

50. Применение права как особая форма его реализации. Понятие и виды правоприменительных актов. Отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых.

51. Пробелы в праве и способы их устранения или восполнения. 

52. Понятие, необходимость и значение толкования права. Виды толкования. 

53. Понятие механизма правового регулирования. Его основные стадии и элементы. Способы и типы правового регулирования.

54. Понятие и признаки правомерного поведения.

55. Понятие правонарушения. Основные признаки правонарушения.

56. Классификация правонарушений.

57. Юридический состав правонарушения. Элементы состава правонарушения.

58. Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

59. Понятие и принципы законности. Понятие и основные методы обеспечения правопорядка.

60. Правосознание и правовая культура.

Перечень практических заданий

I. Ситуационные задачи

1. Старший вожатый детского оздоровительного лагеря, проводя беседу с вожатыми отрядов, рассказал о признаках и функциях государства. В ходе обсуждения его доклада Ершов заявил: «Получается, что детский оздоровительный лагерь – это тоже государство, так как он обладает определенной территорией, определенным населением, имеет аппарат власти, а налоги в лагере – это деньги, уплаченные родителями отдыхающих за путевки». Между участниками занятий возник спор.

Определите, правильны ли суждения Ершова? Что такое государство? Каковы его признаки?

 

2. Начальнику отделения полиции Федосееву поступила жалоба от Лисовой, 53 лет, на сержанта полиции Клюева. В жалобе указано, что два подростка не уступили Лисовой место в автобусе. Когда она обратилась к сержанту Клюеву с требованием задержать или оштрафовать подростков, Клюев отказался это сделать и ограничился лишь беседой с ними.

Что такое правила морали? Каково соотношение понятий морали и права? Какое решение следует принять по жалобе?

 

3. Копейкин и Лисицын, приехав в воскресенье на берег реки, взорвали в воде толовую шашку, чтобы наловить рыбы. При составлении акта о нарушении правил об охране природы, Копейкин заявил, что река – общенародное достояние, каждый гражданин России может использовать ее в своих интересах.

 Для чего устанавливаются правовые ограничения? Какая функция права помогает ответить на данный вопрос?

 

4. Фахри-заде, вступая в брак с Таировой, потребовал составления договора, в силу которого он признавался главой семьи, в случае возникновения споров его слово должно считаться окончательным, а при необходимости он имеет право наказывать членов семьи по своему усмотрению. Таирова подписала договор. 

Что понимается под правоотношением? Возникло ли в данном случае правоотношение? Возможно ли признать законным такой договор? Обоснуйте свой ответ.  

 

5. Бухгалтер Короткова отказалась оказывать материальную помощь своим пожилым родителям, ссылаясь на то, что они «не устроили ей свадьбу». Родители Коротковой обратились в суд.

Рассмотрите статьи Конституции РФ. Определите цели правовых норм, содержащихся в ней. Правилен ли отказ Коротковой?

 

6. На семейном совете Копытиных было решено, что Люба Копытина, 15 лет, должна возвращаться домой не позднее 22 часов. На просьбу Любы разрешить ей гулять до 23 часов отец разъяснил ей, что по трудовому законодательству с 22 часов начинается ночное время, и она как несовершеннолетняя до наступления ночи должна быть дома.

Правильна ли ссылка отца Любы Копытиной на закон в данном случае? Какими правилами регулируются изложенные отношения участников – правилами морали или правовыми нормами?

 

7. Отмечая день рождение ученика 10-го класса, ребята примерно в 23:30 продолжили танцы во дворе дома, где проживал именинник. Шум и громкая музыка разбудили жильцов, которые неоднократно требовали прекратить танцы, но подростки не реагировали на замечания, пока не появились работники полиции.

Какое правонарушение совершили подростки? Какая отрасль права регулирует привлечение к ответственности за совершение такого деяния? Могут ли 10-классники быть привлечены к ответственности?

 

8. В рейсовом автобусе один из пассажиров распивал спиртные напитки, затем стал приставать к молодой девушке с непристойными предложениями. В ответ на просьбу прекратить домогательства, пассажир разразился нецензурной бранью. Водитель по просьбе пассажиров доставил пьяного в отделение полиции.

Какая отрасль права нарушена? Какой вид ответственности грозит пьяному пассажиру?

 

9. Найдите в рассказе Василия:

правоотношения,

юридические факты,

юридические действия,

юридические поступки,

правомерные и противоправные действия.

Василий опоздал на первую пару и, чтобы оправдаться, рассказал, что вчера его семья праздновала день рождения бабушки, который исполнилось 55 лет. Вечером дома собирались родные и друзья поздравить именинницу. Василий написал стихотворение, которое он посвятил бабушке. За столом много говорили, что бабушке уже время оформлять пенсию. Разошлись поздно, потому Василий проспал. Он очень спешил в колледж, и потому решил перейти улицу на красный свет. Его остановил полицейский и сделал предупреждение. У ворот колледжа Василий нашел затерянную кем-то папку. Поэтому он вернулся к полицейскому и отдал ему папку. В конечном итоге он опоздал на 20 минут.

10. Ученик 8-го класса 14-летний И. тайком вытащил из открытого рюкзака своего одноклассника Н. компакт-диск с компьютерной игрой.

Чем, с точки зрения права является поступок И.? укажите три признака, по которым вы это определили.

Какая отрасль права регулирует? Может ли И. быть привлеченным к ответственности?

 

11. К. заказал в частной фирме новые пластиковые стеклопакеты, которые должны были быть установлены в течение 5-ти дней. Однако фирма, приняв заказ, нарушила срок его выполнения.

Нормы какой отрасли права нарушены в данной ситуации? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.


 

 

II. Практико-ориентированные задания на сопоставление

12.

Сопоставьте теории происхождения государства и их представителей

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Л. Гумплович 1) Теологическая
2) А.Н. Радищев 2) Патриархальная
3) Аристотель 3) Договорная
4) Ф. Энгельс 4) Теория насилия
5) Фома Аквинский 5) Экономическая

 

13.

Соотнесите обстоятельства, исключающие преступность деяния

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  кража авторучки стоимостью 20 рублей  1)  обоснованный риск
 2)  совершение преступления в состоянии белой горячки  2)  крайняя необходимость
 3)  нецелевое использование денег  3)  невменяемость
 4)  запуск космического корабля с космонавтом на борту  4)  малозначительность деяния

 

14.

Соотнесите элементы состава преступления

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  физическое вменяемое лицо достигшее возраста уголовной ответственности  1)  объект правонарушения
 2)  право на жизнь  2)  субъект правонарушения
 3)  вина  3)  объективная сторона правонарушения
 4)  удар ножом, повлекший смерть потерпевшего  4)  субъективная сторона правонарушения

  

15.

Соотнесите юридические факты

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  приобретение билета  1)  событие
 2)  рождение человека  2)  юридический поступок
 3) создание песни  3)  юридический акт
 4)  вступление в брак  4)  действие

 

16.

Укажите, с какого момента возникает:

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  с рождения  1)  правоспособность человека
 2)  с 18 лет  2)  общая дееспособность человека
 3)  с 16 лет  3)  способность нести уголовную ответственность
 4)  с 16 лет, а в случаях предусмотренных законом с 14 лет  4)  способность нести административную ответственность

17.

Соотнесите формы реализации права

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  воздержаться от управления транспортным средством в состоянии опьянения  1)  Осуществление (использование)
 2)  уплата налогов  2)  Исполнение
 3)  привлечение виновного к административной ответственности  3)  Соблюдение
 4)  получение образования  4)  Применение

 

18.

Соотнесите элементы правовой нормы и их содержание

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

 1)  само правило поведения  1)  гипотеза
 2)  обстоятельства, при наступлении которых действует правовая норма  2)  диспозиция
 3)  последствия, наступающие при невыполнении предписаний правовой нормы  3)  санкция

 

19.

Соотнесите признаки правовой нормы и их содержание

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  действует во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения  1)  формальная определенность
 2)  действуют применительно к описанной в норме ситуации  2)  общий характер
 3)  обязательны, для исполнения всеми  3)  многократность применения
 4)  сформулированы в письменном виде  4)  общеобязательность

20.

Соотнесите виды государственной власти и органы, эту власть осуществляющие (на примере России)

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  исполнительная  1)  Правительство
 2)  законодательная  2)  Государственная Дума
 3)  не относится ни к одной из ветвей  3)  Верховный Суд
 4)  судебная  4)  Президент РФ

 21.

Соотнесите элементы формы государства и их содержание

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

 1)  система территориальной организации государства  1)  форма правление
 2)  система организации высших органов государственной власти  2)  форма государственного устройства
 3)  методы осуществления государственной власти  3)  политико-правовой режим

22.

Соотнесите признаки государства и содержание этих признаков

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  наличие государственных границ  1)  наличие территории
 2)  верховенство внутри государства  2)  наличие правовой системы
 3)  наличие законодательства  3)  наличие публичной власти
 4)  наличие аппарата управления  4)  государственный суверенитет

 

23.

Соотнесите понятия

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

 1)  рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое  1)  формационный подход
 2)  континентальная, англо-саксонская, религиозная  2)  правовые семьи
 3)  обычное, каноническое, светское  3)  этапы истории права

 

24.

Соотнесите вид прав человека и его содержание

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

 1)  право пользоваться родным языком  1)  гражданские права
 2)  право на жизнь  2)  экономические права
 3)  право на предпринимательскую деятельность  3)  политические права
 4)  право на гражданство  4)  социальные права
 5)  право на труд  5)  культурные права

 

25.

Соотнесите теорию происхождения права и представителя данной теории

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  теория естественного права  1)  Ф.К. Савиньи
 2)  социологическая теория права  2)  А.Н. Радищев
 3)  историческая школа права  3)  П.И. Новгородцев
 4)  нормативистская теория права  4)  С.А. Муромцев

 

26.

Соотнесите понятия

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 1)  принципы юридической ответственности  1) гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная, уголовная
 2)  функции юридической ответственности  2) справедливость, неотвратимость, виновность, целесообразность, неотвратимость
 3)  виды юридической ответственности  3) необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость
 4) обстоятельства, исключающие юридическую ответственность  4) карательная, предупредительная, воспитательная

Пример решения

 

Соотнесите элементы правовой нормы и их содержание

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

 1)  само правило поведения  1)  гипотеза
 2)  обстоятельства, при наступлении которых действует правовая норма  2)  диспозиция
 3)  последствия, наступающие при невыполнении предписаний правовой нормы  3)  санкция

1) – 2)

2) – 1)

3) – 3)_

Критерии оценивания

Оценка «отлично» ставится, если ответ глубокий, полный по содержанию, не требующий дополнений и уточнений. Ответ должен характеризоваться последовательностью, логикой изложения, умением студента подтверждать основные теоретические положения практическими примерами, устанавливать межпредметные связи, наличием собственной точки зрения на излагаемый вопрос. Обучающийся должен продемонстрировать умение анализировать материал, обобщать его, делать точные ёмкие выводы. Обучающийся хорошо ориентируется в содержании материала, быстро и точно отвечает на дополнительные вопросы.

Задача решена с четкой отсылкой на правовые нормы, не допущено грубых ошибок в правовой квалификации, обоснована собственная позиция, а также продемонстрированы знания судебной практики и (или) правовой литературы. Или практико-ориентированное задание на сопоставление выполнено четко, обоснована собственная позиция, а также продемонстрированы знания и умение анализировать материал.

Оценка «хорошо» - это содержательный, полный ответ, требующий незначительных уточнений и дополнений, которые студент может сделать самостоятельно после наводящих вопросов преподавателя. Допускаются такие незначительные недочеты в ответе студента как отсутствие самостоятельного вывода, нарушение последовательности в изложении, речевые ошибки и др. По остальным позициям ответ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к отличному ответу.

Задача решена с четкой отсылкой на правовые нормы, не допущено грубых ошибок в правовой квалификации, в достаточной мере обоснована собственная позиция, но не продемонстрированы знания судебной практики или правовой литературы. Или практико-ориентированное задание на сопоставление выполнено четко, обоснована собственная позиция, также продемонстрированы знания, но не показано умение анализировать материал.

Оценка «удовлетворительно» - когда содержание материала раскрыто, но недостаточно глубоко. Удовлетворительный ответ требует серьезных дополнений, не всегда последователен и логичен, не всегда содержит обобщения и выводы. Обучающийся испытывает затруднения в установлении связи теории с практикой, не достаточно доказателен в процессе изложения материала, не всегда оперативно и адекватно реагирует на дополнительные вопросы, однако, понимает основные положения учебного материала, оперирует основными понятиями дисциплины.

Задача решена, но допущены грубые ошибки в правовой квалификации либо не обоснована (недостаточно обоснована) собственная позиция, а также не продемонстрированы знания судебной практики и (или) правовой литературы. Или практико-ориентированное задание на сопоставление выполнено не четко, допущены ошибки, недостаточно обоснована собственная позиция, не в полной мере продемонстрированы знания и умение анализировать материал.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится, если обучающийся не может изложить содержание материала, не знает основных понятий дисциплины, не отвечает на дополнительные и наводящие вопросы преподавателя.

Задача не решена. Или практико-ориентированное задание на сопоставление не выполнено.

 



2019-11-13 365 Обсуждений (0)
Перечень практических заданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перечень практических заданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)