Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение



2019-11-13 340 Обсуждений (0)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                  высшего образования                

«Севастопольский государственный университет»

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО
МОРЕПЛАВАНИЮ

,

                                               

                   

                  

                                                  Севастополь

 

УДК

 

Основные термины и определения по мореплаванию. Ме­тодические указания для студентов специальности "Судово­ждение"/ Михайлов В.В., капитан дальнего плавания, Аркин Л.В. капитан дальнего плавания

Возросшие требования Конвенции ПДНВ с Манильскими поправками к безопасности мореплавания, в том числе к квалификации судоводителей, ставят на повестку дня вопрос более тщательного изучения ими основ профессиональных знаний по управлению судном.

Судоводитель, прежде чем стать квалифицированным специалистом в соответствии с требованием A-II/4 Кодекса ПДНВ должен стать квалифицированным моряком, владею­щим определенными знаниями и имеющим опыт работы на морских судах.

Такими знаниями, прежде всего, являются данные о мор­ском судне, его окружающей среде, гидрофизических, атмо­сферных и метеоданных о Мировом океане.

Все эти данные, разумеется, имеются во многих источни­ках по мореплаванию.

Тем не менее, подробное и простое изложение основных терминов и определений по мореплаванию, входящих в па­мятку квалифицированного моряка, помогут будущим судо­водителям быстрее освоить объем профессиональных знаний и повысить свой профессиональный интеллект.

Методически указания предназначены для студентов младших курсов специальностей "Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов»,  а также слушателей специальных курсов при подготовке и повышении квалификации на соответствие требованиям A-II/4 Кодекса ПДНВ с Манильскими поправками.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Судовождения и безопасности судоходства, протокол № 1 от 30 августа 2016 г.

 

 

Заведующий кафедрой СБС      Подпорин С.А.

 

Рецензент: Коберник И.Н. - старший преподаватель кафедры Судовождение и безопасность судоходства СевНТУ, капитан дальнего плавания.

 

 


Аванпорт ( outer harbor ) - внешняя часть порта, огражденная молами, волноломами или защищенная естественными укрытиями, служащая для стоянки судов на якоре в ожидании входа в порт или для частичной разгрузки судов.

Аврал ( all hand ’ s job , all hands on deck )  - работа на судне, в которой одновременно участвует весь экипаж или большая его часть.

Авторулевой ( autopilot ) - электронавигационный прибор для автоматического удержа­ния судна на заданном курсе.

Агент морской ( marine agent ) - представитель организации, занимающейся обслуживанием морских судов в портах.

Айсберг ( iceberg )- плавучая ледяная гора, оторвавшаяся от ледника, спускающаяся в море с полярных островов и Антарктиды.

Анероид (барометр анероид) ( aneroid )- прибор для измерения атмосферного давления.

Антициклон ( anti - cyclone ) - область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря и соответствующим распределением ветра.

Аппарель ( ramp ) - составная опускающаяся платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.

Архипелаг ( archipelago ) - группа островов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и рассматриваемых как одно целое.

Атолл ( atoll , lagoon island ) - коралловый низкий, не выше нескольких метров, остров, окружаю­щий внутреннюю лагуну.

Ахтерпик ( afterpeak ) - крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем.

Ахтерштевень ( stern - post ) - конструкция кормовой оконечности судна в виде открытой или закрытой рамы, являющейся продолжением киля, которой заканчивается набор в корме.

 

Бак (forecastle )- надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половине высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутреннего обычно располагают якорное и швар­товное устройство.

Бакштаг (backstay) :

- курс судна относительно ветра, когда направления движения судна и ветра составляет угол более 90 и менее 180;

- снасть стоячего такелажа, распремляющая одиночную мачту в продольном направлении.

Бакштов ( guess - rope ) - канат, подаваемый с одного судна на другое для бесконтактной передачи грузов.

Балласт ( ballast ) :

- груз, принимаемый на судно для увеличения осадки и понижения центра тя­жести.

- жидкий или твердый груз, принимаемый на судна для увеличения его осад­ки, повышения остойчивости или изменения дифферента.

Баллер руля ( rudder spindle ) - вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней - с румпелем.

Банка (bank) :

-отдельно расположенная мель, глубина над которой значительно меньше глубины моря;

- поперечные доски в шлюпке, служащие сидением для гребцов.

Барометр ( barometer ) - прибор для измерения атмосферного давления.

Батометр ( bathometer ) - прибор для взятия проб воды с различных глубин.

Бейдевинд ( beidewind )- курс судна относительно ветра, когда направление движения

судна и ветра составляют угол менее 90°С.

Бензель ( seizing ) - перевязка двух толстых канатов шлагами более тонкого каната или линя.

Бентос ( benthos ) - совокупность организмов, обитающих на грунте или в грунте дна водоема.

Блок ( hoist ) часть подъемного приспособления в виде шкива с желобом по окруж­ности для троса, каната, цепи.

Борт ( board , side ) - боковая сторона корпуса судна по всей его длине.

Бот (boat )- название небольших гребных парусных или моторных судов различно­го назначения.

Бочка швартовая ( mooring buoy )- поплавок металлический, поддерживающая цепь (бри­дель), идущую от якоря служащий для постановки судов в гаванях и на рейдах пу­тем заведения на него якорного каната.

Брашпиль ( windlass ) - механизм с горизонтальным валом, предназначенный для подъе­ма якоря и натяжения тросов при швартовке.

Буйреп ( buoy line ) - металлический канат, предназначенный для постановки буя на мерт­вый якорь.

Бункер ( bunker ) - судовые помещения для хранения запасов твердого топлива.

Бункеровка судна ( bunkerage , bunkering ) - прием твердого или жидкого топлива.

Бухта ( bay , bight ) - небольшой залив, защищенный от ветра и волнения, открытый к мо­рю с одной стороны.

Бухта каната ( hank ) - канат, свернутый кругом или восьмеркой, а также упаковка нового троса.

 

Вал гребной ( propeller shaft ) - концевой вал судового валопровода, на котором закреплен лопастной движитель.

Валкость судна ( tenderness )- способность судна крениться под действием ветра или вол­нения.

Валопровод судовой ( drive shafting ) - устройство, соединяющее главный судовой двигатель с движителем.

Ватервейс ( water - way ) - водопроток на открытой палубе вдоль бортов судна.

Ватерлиния ( water - line ) - теоретическая кривая, получающаяся при пересечении поверх­ности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды.

Вахта ( watch ) - особый вид выполнения служебных обязанностей на ходу судна и на стоянке.

Вертлюг ( swivel )- изделие в виде шарнира, предотвращающее скручивание каната.

Верфь ( shipyard , dockyard ) - предприятие для постройки и ремонта судов, судостроительный или судоремонтный завод.

Вест ( West ) ~ запад (название одного из главных главного румбов).

Взморье (seashore, seaside):

- часть поверхности моря, прилегающая к берегу;

- полоса морского побережья.

Вибрация судна ( vibration ) - упругие колебания корпуса судна.

Видимость ( visibility ) - способность глаза воспринимать световые лучи от наблюдаемо­го предмета.

Винт воздушный ( propeller ) - лопастной движитель, рабочей средой которого является воздух.

Винт гребной ( screw propeller ) ~ судовой движитель, состоящий из нескольких лопастей.

Винт регулируемого шага ( variable - pitch propeller ) - гребной винт с поворотным и лопастями.

Влажность воздуха ( air moisture ) - содержание водяных паров в воздухе.

Вместимость судна валовая ( gross tonnage ) - объем помещений судна, выраженный в реги­стровых тоннах.

Вместимость судна чистая ( net tonnage ) - условный объем помещений судна, служащий для перевозки грузов или пассажиров.

Водоизмещение судна ( displacement ton ) масса судна, равная массе вытесненной им воды.

Водоизмещение судна полное ( deep displacement ) - водоизмещение судна в тоннах при наиболь­шей допустимой осадке.

Водоизмещение судна порожнем ( light (- ship ) displacement ) -- водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, воды и пассажиров.

Водонепроницаемость ( water tightness ) - свойство конструкции судна не пропускать через себя воду.

Волнение ( rough sea , heavy sea )- процесс колебания морской поверхности: ветровое, зыбь, цунами.

Время судовое ( board time ) - поясное время того часового пояса, по которому в данный: момент поставлены судовые часы.

Высота борта ( depth ) - действительная (практическая) - от нижней кромки киля до верхней поверхности палубного стрингера.

Высота волны ( wave height ) - расстояние по вертикали от подошвы до гребня волны.

Высота надводного борта ( freeboard ) - расстояние на миделе от грузовой ватерлинии до нижней кромки палубного стрингера.

Вьюшка ( damper )- барабан в виде катушки для хранения на ней различных канатов.

 

Гавань ( harbor ) - естественно или искусственно защищенный, уткрытый с моря уча­сток водного пространства, удобный для стоянки судов близ берега.

Газовоз (gas carrier )- наливное судно, предназначенное для перевозки сжиженных газов.

Гак ( hook ) - стальной кованый крюк, применяющийся для подъема грузов и шлюпок, крепления канатов, цепей и т.д.

Гакаборт ( taffrail ) - верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна.

Гак вертлюжный ( swivel hook ) - вращающийся гак для предохранения закручивания талей или снастей, которым, как правило, снабжаются канифасблоки.

Галс (tack) :

- положение судна относительно ветра; может быть правым или левым в зависимости от того, каким бортом судно обращено к ветру;

- каждый из прямых отрезков пути судна, идущего ломаным (зигзагообраз­ным) курсом.

Галфинд () - курс судна относительно ветра, когда угол между его диаметраль­ной плоскостью и направлением ветра составляет 90°.

Гафель ( gaff ) - рангоутное дерево.

Гелъмпорт ( helmport ) - вырез в нижней части кормы или в архтерштевне судна для про­хода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.

Гидролокатор ( sonar ) - гидроакустический навигационный прибор, действие которо­го основано на свойстве отражения акустических колебаний от поверхности, разде­ляющей две среды.

Гидролокация ( echo ranging ) - определение местоположений объектов, находящихся в вод­ной среде, при помощи акустических сигналов.

Гидросфера ( hydrosphere ) - водная оболочка земли, покрывающая 70,8 % земной поверхно­сти и включающая всю совокупность водных объектов (океаны, моря, реки, водо­хранилища и др.)

Гини( gin tackle ) - тали с увеличенными размерами блоков, числом шкивов и толщиной лопарей. Гини имеют, как минимум, два 3-х шкивных блока.

Гирокомпас ( gyrocompass )- гироскопический навигационный прибор, основанный на свой­стве двухстепенного гироскопа устанавливаться в плоскости меридиана под дейст­вием внешних сил. Применяется на судах для определения истинного курса и на­правлений.

Глаголь-гак ( pelican hook , slip hook ) - гак с откидной скобой, служащий для временного крепления снастей и для мягкого и быстрого разъединения их.

Глубина моря ( sea depth ) - расстояние по вертикали от поверхности воды до поверхности дна моря в момент замера.

Глубина трюма ( hold depth ) - расстояние от верхней кромки бимса верхней палубы до внутренней обшивки кильсона.

Гольфстрим ( Golgstream ) - разветвленная система теплых морских течений в Северном Атлантическом океане от Мексиканского залива до Шпицбергена и Кольского по­луострова.

Гонг ( gong ) - металлическое устройство в форме тарелки для подачи специальных звуковых сигналов на судне.

Гордень ( whip )- подъемное приспособление, состоящее из одношкивного блока, за­крепленного неподвижно и пропущенного через него троса (шкентеля). Гордень да­ет удобное направление тяги без выигрыша в силе.

Горизонт видимый ( visible ( apparent ) horizon ) линия, на которой небосвод кажется граничащей с зем­ной поверхностью.

Горн туманный ( fog horn ) - механическое приспособление для подачи сигналов во вре­мя тумана согласно правилам по предупреждению столкновения судов в море.

Град ( hail ) - атмосферные осадки в виде льдинок, образующиеся в атмосфере в ре­зультате сгущения пара на ядрах конденсации при отрицательной температуре. Гра­дины, перемещаясь вверх и вниз, дополнительно обрастают и, когда становятся тя­желыми, выпадают на землю.

Градус ( degree ) -- единица измерения углов и дут меридианов, параллелей, широт, дол­гот и т.д., равная 1/360 окружности; обозначается значком «°». Градус делится на 60 минут («'»), минута - на 60 секунд («"»).

Гребень волны ( crest ) - самая верхняя точка профиля волны.

Гроза ( thunderstorm ) - атмосферное явление, при котором между кучево-дождевыми облака­ми или между облаками и земной поверхностью возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Эти явления обычно сопровождают­ся ливнями, иногда с градом и сильным ветром.

Груз ( cargo , lading )- общее название всех предметов (товаров), погруженных на судно.

Грузовместимость судна ( shipload , tonnage ) - суммарный объем помещений судна, предназна­ченный для перевозки грузов.

Грузоотправитель ( consignor of goods ) - лицо, которое отправляет груз или от имени которого груз отправляется.

Грузоподъемность стрелы (крана) - наибольшее допустимое количество гру­за, которое может поднять стрела (кран).

Грузоподъемность судна ( carring capacity , tonnage ) - масса груза, на перевозку которого рассчитано судно.

Грузополучатель ( consignee ) ~ лицо, которому или по приказу которого адресован груз.

Грунт ( ground bottom )- верхний слой дна моря, океана и прочих водоемов.

Губа ( inlet , gulf , bay ) - залив с устьем реки в его глубине.

 

 

Давление атмосферное ( atmosphere pressure ) -- сила, с которой воздушный слой давит на земную поверхность и поверхности всех находящихся на ней тел.

Двери водонепроницаемые ( watertight doors ) - вертикальные закрытия отверстий для прохода из одного отсека в другой, устанавливаемые в водонепроницаемых переборках (на­весные, клинкетные).

Двигатель вспомогательный ( pilot engine ) -- двигатель, обеспечивающий работу главных механизмов, снабжения судна электроэнергией и другими видами энергии, а также функционирование различных систем и устройств.

Двигатель главный ( main engine )- силовая установка, обеспечивающая судну движение.

Движение Солнца видимое ( apparent motion of the Sun )- кажущееся перемещение Солнца по большому кругу небесной сферы (эклиптике), являющееся следствием движения Земли вокруг Солнца и называемое собственным или годовым движением Солнца.

В среднем за сутки Солнце перемещается по дуге эклиптики примерно на 1°.

Движение судна относительное ( ship ’ s relative motion ) - перемещение судна относительно другого объекта.

Движитель ( mover ) - устройство, с помощью которого энергия судового двигателя преобразуется в работу, создающую усилие, необходимое для преодоления сопро­тивления воды движению судна, т.е. для придания ему поступательного движения.

Движители бывают реактивные и активные: первые создают тягу путем отбра­сывания масс воды или газов в сторону, противоположную движения судна, вторые непосредственно воздействуют на судно (парусные, роторные и др.).

Двойное дно ( double bottom ) - часть корпуса судна, ограниченная снаружи днищевой наруж­ной обшивкой, а изнутри - настилом второго дна и крайними междудонными листа­ми.

Дегазация ( degassing , decontamination )-совокупность мероприятий противохимической защиты по лик­видации в судовых помещениях остатков опасных химических веществ, нефтепро­дуктов, взрывоопасных и вредных для человека газов,

Дедвейт ( dead - weight ) - разность в тоннах между водоизмещением судна по грузовую ва­терлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту и водоиз­мещением порожнем. Сравнительный термин для грузовых судов.

Дезинсекция ( disinsection ) - уничтожение насекомых, являющихся источником инфекци­онных заболеваний.

Дезинфекция ( disinfection ) - уничтожение болезнетворных микробов и разрушение их ток­синов, находящихся в воздухе, воде, на поверхности тела людей, одежде и других предметах.

Дезодорация ( deodorization ) - совокупность мероприятий по удалению посторонних запахов из помещений судна.

Дейдвуд ( dead - wood )- подводная часть кормового и носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем и форштевнем.

На одновинтовых судах внутри кормового дейдвуда размещаются дейдвудное устройство.

Дейдвудная труба ( shaft pipe )- труба в корпусе судна, через которую проходит гребной вал.

Дельные вещи ( hull attachments ) - общее название некоторых элементов оборудования судна (иллюминаторы, световые люки, двери, трапы, петли, ручки, задрайки, талрепы, скобы, коуши и пр.). Большинство дельных, вещей стандартизовано.

Дератизация ( deratization ) - уничтожение на судах грызунов (крыс и мышей), являющихся источником инфекционных заболеваний.

Диск Примсолля ( Primsoll disc )-графический символ на борту судна для выделения основ­ной летней грузовой марки.

Дифферент ( trim difference )- наклонение судна в продольной плоскости; оценивается разно­стью между осадками коры и носа.

Если разность равна нулю - судно на ровном киле; разность положительная -дифферент на корму, разность отрицательная - дифферент на нос.

Длина волны ( wave - length ) - кратчайшее расстояние по горизонтальному направлению ме­жду двумя смежными подошвами или гребнями.

Длина судна практическая наибольшая длина по диаметральной плоскости между внешними наиболее выступающими наружными обводами носа и кормы (конструктивная, кратчайшая, длина).

Дно моря ( ground ) - часть поверхности земной коры, находящаяся в пределах моря ниже его уровня.

Дож ( rain )- атмосферные осадки, состоящие из падающих водяных капель.

Док ( dock ) - искусственное сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна.

Докование ( docking ) - процесс постановки и нахождения судна в доке.

Документы судовые ( ship ’ s documents ) - характеризуют деятельность судна, его владельца, а также годности судна к эксплуатации.

Долгота географическая ( longitude ) - угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через географическую точку. Измеряется сфе­рическим углом при полюсе между указанными меридианами или численно равной ему дугой экватора между ними. За начальный (нулевой) меридиан принят мериди­ан Гринвича. Счет ведется к востоку и западу от меридиана Гринвича от 0 до 180°С.

Дрейф ( drift , leeway )- перемещение судна под влиянием ветра и (или течения при рабо­тающем или застопоренном двигателе).

Дуплинь () - удлиненная петля из каната, охватывающая какой-либо предмет, концы которого сведены. В случае отдачи одного из концов за другой можно вы­брать весь канат.

В случае отдачи одного из концов за другой можно выбрать весь канат.

Дымка ( haze , gouze )- сильно разряженная атмосфера серого цвета, состоящая из мельчай­ших капелек воды, но не дающая ощущения сырости. Видимость при дымке не бо­лее 0,6- 5 миль

 

Живучесть судна ( ship vitality ) - способность судна при получении различных поврежде­ний сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества.

Жилет спасательный ( life - jacket ) - индивидуальное спасательное средство, используе­мое для удержания на воде человека, оказавшегося за бортом судна.

Загрязнение моря ( sea pollution ) - сброс веществ, которые при попадании в море способны создавать опасность для здоровья людей, причиняют ущерб живым ресурсам, мор­ской флоре и фауне.

 

Задраивание ( battening down )- плотное закрытие (наглухо) с помощью специальных приспо­соблений (задраек), иллюминаторов, люков, горловин, дверей и др.

Задрайка ( dog ) – устройство для плотного закрытия (задраивания).

Залив ( gulf , bay , creek ) - часть океана или моря, вдающаяся в сушу. Заливы небольших разме­ров, защищенные от ветра и волнения, называются бухтами.

Замерзание ( freezing ) - процесс образования на водной поверхности слоя льда; проис­ходит с наступлением устойчивых температур воздуха ниже нуля.

Запас плавучести ( reserve buoyancy , flotage ) - непроницаемый для воды объем корпуса судна, находя­щийся между грузовой ватерлинией и верхней палубой.

Зенит ( zenith )- точка пересечения отвесной линии с небесной сферой над головой наблюдателя.

Знаки створные ( leading beacons ) - береговые знаки, устанавливаемые на соответствующем расстоянии друг от друга и определяющие направление створа при их совмещении.

Зыбь ( ripple , swell ) - длинные и пологие волны, распространяющие при полном безветрии (мертвая зыбь), наблюдаемая после продолжительного ветра, когда море еще не ус­покоилось.

Зюйд ( South ) - юг - название одного из главных румбов.

 

Изморозь ( hoar - frost ) - белый рыхлый налет ледяных кристаллов, наблюдаемых на зем­ных предметах во время тумана при сильном морозе.

Изолиния ( contour , isoline ) - линия на картах, диаграммах, соединяющая участки с одинаковы­ми значениями какой-либо величины, например, равных температур (изотермы), равных глубин (изобаты), равных атмосферных давлений (изобары).

Инерция судна ( ship ’ s inertia )- свойство судна сохранять поступательное движение после остановки двигателя или перевода его с переднего (заднего) хода на задний (перед­ний).         

 

Кабельтов ( cable )- одна десятая часть морской мили, равная 185 м.

Каболка ( rope - yarn ) - исходная составная часть троса, скрученная из волокон растений или искусственных нитей.

Каботаж большой ( cabotage , coasting ) - каботажное плавание в разных морях.

Каботаж малый ( coasting )- каботажное плавание в одном море.

Каботажное плавание ( coastwise navigation , coasting trade ) - плавание судна между портами одного государства.

Канал ( canal ) - искусственный водный путь для прохода судов между отдельными морями и реками.

Канал международный ( international canal ) - канал, соединяющий моря и океаны, режим плава­ния по которому регистрируется международными соглашениями.

Канат ( rope , cable )- крученое изделие с высокими техническими свойствами.

Канат швартовый ( mooring rope ) - канат, предназначенный для швартовки судов.

Канифас - блок ( snatch block )- одношкивный металлический блок с откидывающейся на шарнире щекой, служит для изменения направления тяги.

Карантин ( quarantine ) - срок, в течение которого судно находится в изоляции ( не разре­шается иметь сообщения с берегом). На судне, стоящем на карантине, поднимается желтый флаг.

Карта навигационная морская ( sea chart ) - морская карта, предназначенная для обеспе­чения задач судовождения.

Картушка ( compass card , fly )- основная часть магнитного компаса, представляющая собой по­плавок и диск, разделенный на 360°, на котором имеются надписи главных и чет­вертных румбов.

Качка ( rolling ) - колебания судна вокруг главных осей под действием внешних сил.

Киль судна ( keel )- продольная балка или балки, или пояс наружной обшивки судна, расположенные в диаметральной плоскости судна, либо простирающиеся симмет­рично этой плоскости в районе днища судна и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.

Кингстон ( Kingston valve ) - клапан в подводной части судна, служащий для приема воды из-за борта.

Клотик ( truck ) - деревянная или металлическая деталь закругленной формы; наса­живается на верх мачты или флагштока.

Клюз ( hawse ) - отверстие в борту судна, окаймленное массивной литой рамой для пропуска якорной цепи и втягивания якоря (якорный клюз), а также для пропуска швартовного каната (швартовный клюз).

Кнехт ( knight )- деталь швартовного устройства, представляющая собой парные, ли­тые, чугунные или стальные тумбы, укрепленные на фундаментной плите и служа­щая для закрепления швартовных или буксирных канатов.

Комингс ( coaming ) - вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вы­резов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог).

Компас магнитный ( magnetic compass ) компас, действие которого основано на свойстве маг­нитной стрелки устанавливаться в плоскости магнитного меридиана.

Конец ( rope ’ s end ) - снасть небольшой длины. Коренной - конец закрепленный непод­вижно. Ходовой конец или лопарь - не закрепленный.

Конец бросательный ( heaving line ) - специальный линь для подачи его на небольшое рас­стояние при подходе к пирсу, другому судну.

Контргалс противоположный галс.

Контркурс - встречный курс.

Координаты ( position ) - географическая широта и долгота, определяющие положение (выбранной, заданной) точки на земной поверхности.

Кораблекрушение ( shipwreck ) - аварийный случай с судном, в результате которого про­изошла его гибель или полное конструктивное разрушение.

Корпус судна ( hull ) - коробчатая конструкция, состоящая из набора, обшивки, пере­борок, настилов палуб и платформ судна, обеспечивающих создание сил плавуче­сти, прочности и возможности размещения людей, грузов, оборудования и вооруже­ния, обусловленных назначением судна.

Коса ( spit ) - низкое и сравнительно узкое наносное образование, идущее непосред­ственно от береговой черты в море или направленное в глубь залива (бухты).

Котелок магнитного компаса - одна из главных составных частей магнитно­го компаса.

Коуш ( thimble ) - круглая, треугольная или каплевидная оправа из металла (пластмассы) с желобом на наружной стороне, предназначенная для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания.

Коффердам - узкий непроницаемый отсек (горизонтальный или вертикаль­ный), разделяющий соседние помещения на судне.

Кран-балка ( cathead ) - поворотная балка, служащая для подъема груза на палубу при помощи талей.

Кранцы плавучие пневматические ( floating pneumatic fender )- специальные надувные баллоны, обес­печивающие безопасную стоянку отшвартованных судов.

Крен ( list , heel ) - наклонение судна в поперечной плоскости (вокруг продольной оси) -обозначается в градусах.

Кромка льда ( the edge of the ice ) - линия, отделяющая в данный момент чистую воду от льда лю­бого вида.

Круг спасательный ( ring - buoy ) - индивидуальное спасательное средство.

Кубрик ( crew ’ s quarters ) - жилое судовое помещение для всей команды судна или для ее части.

Курс судна ( course ) - горизонтальный угол между северной частью меридиана и диа­метральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки.

Курс судна относительно ветра - угол между направлением ветра и диамет­ральной плоскостью судна (в румбах = 1/32 части окружности). По величине этого угла ветры получают наименования: левентик, бейдевинд, галфвинд, бакштог, фор­девинд (близкий к 180°). Курс может быть правого и левого галса.

 

Лаг ( log ) - навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния относительно воды или грунта.

Лаглинь ( log line ) - плетеный шнур, применяемый при использовании забортного лага на судне.

Лагуна ( lagoon )- внутренний водоем атолла.

Лацпорт ( port )- вырез в борту судна для проведения грузовых операций, приема и выдачи шлангов и т.п. Лацпортом называют также водонепроницаемое закрытие этого выреза.

Лебедка ( winch , windlass )- палубный механизм для подъема, опускания и перемещения тяже­стей.

Лед ( ice )- твердое (кристаллическое) состояние воды как вещества, наступающего вследствие понижения температуры воды до точки замерзания и ниже.

Лиман ( estuary , firth )- мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив, образующийся при затоплении морем прибрежных низменностей, отделенный от моря узкими и невы­сокими косами.

Линеметатель - устройство, предназначенное для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег и с берега на судно.

Линия береговая ( coast line ) - граница между сушей и водным бассейном (урезом воды).

Линь ( line ) - трос диаметром до 25 мм. Названия: марлинь, юзень, шкимушгар, стеклинь, лаглинь, лотлинь, диилотлинь.

Лот - устройство или прибор для измерения глубин с борта судна.

Лотлинь ( loadline )- линь, употребляемый для ручного и механического лотов.

Льды плавучие ( floe ) - льды, свободно плавающие в море или океане под воздейст­вием течения и ветров.

Льяло ( mold ) - углубления по длине трюма (отсека) судна, предназначенные для сбо­ра трюмной воды и последующего ее удаления с помощью осушительной системы.

Люк ( hatch ) - отверстие в палубе судна для прохода людей, доступа в твиндеки и трюм при грузовых операциях.

 

Маловетрие почти штиль, легкий и большей частью неустойчивый по на­правлению ветерок.

Марка грузовая ( loadline mark ) - линия на борту судна, показывающая предельно допусти­мую осадку морского судна на которую оно может загружаться в зависимости от района плавания (тропики, средние широты, соленая или пресная вода) и от сезона года (лето. зима).

Маркировка груза ( marking the goods ) - надписи, рисунки или условные обозначения, которые наносят на самом грузе, его таре и упаковке.

Мат ( mat )- циновка или коврик, изготовленные из растительного или синтетиче­ского троса.

Материк (континент) ( mainland ) - крупный массив суши более чем остров, омываемый со всех сторон морями и океанами.

Мачта грузовая ( cargo mast ) -- мачта, входящая в состав грузового устройства судна.

Машина рулевая ( steering engine ) - служит для перекладки руля в требуемое положение по­средством рулевого привода.

Машинное отделение (МО) ( engine - room ) - судовые помещения или группа помещений, в которых установлены главные и вспомогательные энергетические установки.

Маяк морской ( light - beacon , light - house ) - средство навигационного оборудования морей, представ­ляющее собой капитальное специальное сооружение, имеющее светотехнический аппарат с дальностью видимости огней не менее 10 миль.

Маяк створный ( leading light ) - береговые знаки, установленные на соответствующем рас­стоянии друг от друга и определяющие направление створа при их совмещении.

Мелководье ( shallow water )- часть моря с малыми или относительно малыми глубинами.

Мель ( shoal ) участок морского дна с малыми глубинами, отделенный от берега не­широким пространством с большими глубинами. Мель глубина, над которой не бо­лее 20 м, считается опасной для плавания крупных судов.

Меридиан ( meridian ) - большой круг, проходящий через оба полюса Земли или небесной сферы.

Механизация трюмная - подъемно-транспортные машины и механизмы, ис­пользуемые для механических перегрузочных работ в трюмах судов.

Мидель ( midship ) - средняя, самая широкая часть судна между его бортами.

Мидель-шпангоут ( main middle frame ) - конструктивный чертеж поперечного сечения в середине длины судна или в самом широком его месте.

Миля морская ( sea mile ) - единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана, со­ответствующая Г широты на морской карте. Равна 1852 м.

Мираж ( mirage , optical illusion ) - оптическое явление в атмосфере, при котором в воздухе появляется изображение реально существующего предмета в искаженном, иногда в переверну­том виде.

Мировой океан ( World ( wide ) ocean ) - совокупность океанов и морей Земли, воды которых обра­зуют непрерывную океаносферу, окружающую материки, архипелаги и острова. Площадь - 70,8% всей поверхности Земли.

Мол ( jetty , mole , pier ) - оградительное гидротехническое сооружение для защиты портовых со­оружений от действия волн.

Море ( sea ) - часть Мирового океана, в котором формируются собственные черты гидрологического режима.

Мореплавание ( navigation , seafaring ) - искусство плавания по морям.

Мористее - дальше от берега.

Морось ( drizzle , mizzle ) - моросящие осадки, выпадающие в виде весьма мелких капель, появ­ление которых едва заметно. Не путать с моросящим дождем, когда падение капель заметно.

Мостик судовой (ходовой) ( pilot bridge ) - возвышенная надстройка на верхней палубе, в которой установлены все приборы и устройства, необходимые для управления суд­ном, а также штурманская и рулевая рубки.

Мушкель ( mallet ) - деревянный молоток, используемый при такелажных работах.

Мыс ( cape )- часть суши, выступающая с моря под острым углом. Синонимы - гук, кап, "нос" (например, Канин Нос).

 

Навал ( bulk ) аварийный случай, происшедший в результате столкновения судов друг с другом или каким либо объектом из-за неверного маневрирования или неуче­та внешних факторов при выполнении швартовых и грузовых операций.

Навигация морская ( navigation ) - наука о вождении судна в море (океане) намеченным маршрутом с учетом влияния внешней среды на направление и скорость судна.

Надир ( nadir )- точка пересечения небесной сферы с отвесной линией, проложенной от места наблюдения вниз. Надир противоположен зениту.

Надстройка судна ( superstructure ) - конструкция, образованная продолжением



2019-11-13 340 Обсуждений (0)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)