Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика физической культуры и спорта



2019-11-13 479 Обсуждений (0)
Общая характеристика физической культуры и спорта 0.00 из 5.00 0 оценок




Фискалов В. Д.

Ф63  Спорт и система подготовки спортсменов: учебник /

   В. Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с. : ил.

   ISBN 978-5-9718-2462-8

 

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин).

Может быть использован в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта.

 

УДК 796.072

ББК 75.15Я73

 

 

Редактор А.А. Алексеев. Корректор И.Т. Самсонова.

Художник ДВ. Шишко. Художественный редактор Л.В. Дружинина.

Компьютерная графика Н.П. Москалевой. Компьютерная верстка О.А. Котелкиной

Подписано в печать 04.08.2010 г. Формат бОхЭО'/е.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 23,0.

Тираж 1000 экз. Изд. № 1502. Заказ №

ОАО «Издательство "Советский спорт"». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.

Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.

 

© Фискалов В. Д., 2010
© Оформление. ОАО «Издательство "Советский спорт"», 2010


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Спорт в настоящее время представляет собой сложное много­функциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духов­ной культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занима­ющихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, ис­пользуют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, спо­собствующие росту спортивных результатов.

В представленном учебном материале предпринята попыт­ка обобщить концептуальные подходы известных теоретиков, определивших лицо отечественной научно-методической шко­лы подготовки спортсменов: Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика, В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В.А. Запорожанова, В.В. Куз­нецова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, И.П. Ратова, Ф.П. Суслова, В.П. Филина и других, с целью их систематизации и адаптации применительно к чтению теоретического курса дисциплин про­фессионального цикла основной образовательной программы подготовки магистров «Спорт и система подготовки спортс­менов», обучающихся по направлению 034300 «Физическая куль­тура».

Предлагаемое содержание теоретического курса разработано в соответствии с Федеральным государственным образователь­ным стандартом высшего образования по физической культуре и спорту второго поколения.

Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понима­ние главных концептуальных положений, составляющих принци­пиальное содержание современных теоретических основ спортив­ной подготовки, увязав их в единую систему.

Задачи курса:

• закрепить и углубить знания, ранее полученные по дисци­плинам специализации;

• осмыслить основные закономерности развития спорта и сис­темы спортивной подготовки;

• обосновать значимость основных факторов, повышающих мастерство занимающихся, определив их взаимосвязь и взаимо­обусловленность для достижения наивысших спортивных ре­зультатов;

• сформировать профессиональное понимание нерешенных проблем в спорте и спортивной подготовке;

• уяснить научно-исследовательские подходы изучения основ­ных проблем спортивной подготовки;

• раскрыть основные аспекты технологии труда в сфере спорта.

Текст учебника состоит из трех частей, раскрывающих основ­ные разделы общей теории спорта.

Изложены не только устоявшиеся положения, но и материалы, отражающие определенные противоречия в трактовке того или иного вопроса, активно дискутируемого специалистами разных научных направлений. Автор считает, что эти сведения также не­обходимы молодым специалистам, вступающим на самостоятель­ный тренерский путь.

Учебник предназначен прежде всего для магистрантов, осваи­вающих курс профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Спорт и система подготовки спортсменов». Вместе с тем он представит определенный интерес для опытных трене­ров и других специалистов, работающих в области спорта, по­скольку охватывает основные теоретические и технологические положения отечественной системы спортивной подготовки имен­но в интегративном, обобщающе-синтезирующем аспекте.

Автор не считает завершенным и исчерпывающим содержание представленного теоретического курса и будет искренне благо­дарен за деловые критические замечания и предложения по его совершенствованию.


ГЛАВА 1. Сущность, функции и основные направления развития современного спорта

Общая характеристика физической культуры и спорта

 

В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они приобретают большую популярность, становятся, наряду с наукой и искусством, полноправными компонентами социаль­ной жизни общества.

Физическую культуру и, прежде всего, спорт можно назвать «моделью жизни». Они дают нам возможность смоделировать и реально ощутить такие жизненные ситуации, в которых при­сутствуют как дружеские взаимоотношения и поддержка, так и жестокое соперничество. В отличие от реальной жизни с ее реальными опасностями, спортивная борьба имеет лишь игро­вой смысл по определенным правилам, что делает ее исключитель­но привлекательным, а главное, гуманным и человечным занятием.

Физическая культура и спорт способствуют формированию целого ряда необходимых качеств человеческой личности: сме­лости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, эстетических чувств красоты и гармонии, доброжелательно­сти, уважения к соперникам, судьям, зрителям и др. У занимаю­щихся формируется чувство собственного достоинства, создают­ся условия для самоутверждения.

Однако не меньшего внимания, а подчас даже тревоги, заслу­живают отнюдь не положительные стороны спорта, порождающие агрессивность, насилие, мошенничество (использование запре­щенных стимуляторов - допинга, подкуп судей и соперников). Из всего этого следует, что спортивная деятельность является ареной повседневной борьбы между формированием положительных ка­честв и тем, что их разрушает. Словом, как и в реальной жизни, идет постоянная борьба добра и зла. А в ней есть и победы и по­ражения. Но, как отмечают большинство специалистов, положи­тельного в физкультурно-спортивной деятельности во много раз больше, чем отрицательного.

Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений?

В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуют­ся как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П. Матвеев (1991, 1997, 1999).

Физическая культура (в узком смысле) - эточасть культу­ры личности, основу которой составляет рациональное использо­вание человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в широком смысле физическая куль­тура рассматривается какорганическая часть (отрасль) куль­туры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях фи­зического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт (в узком смысле) можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентирование - противоборческого выявления, сопоставления и оценки человече­ских возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем -и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).

Вместе с тем спорт нельзя сводить только к соревнователь­ной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубо­кий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначе­нием спорта в современном обществе. По мнению СВ. Брянкина (1983), сфера спорта - это специализированная социально-орга­низованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Она включает в себя: систему управления, идеологическое, науч­ное, методическое, программно-нормативное, информационное, медицинское, материально-техническое и финансовое обеспе­чение, подготовку кадров, системы отбора и тренировки спортс­менов и многое другое.

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, не­обходима отлаженная система подготовки спортсменов, склады­вающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и меди­цинскими работниками, судьями, организаторами соревнова­ний, обслуживающим персоналом, зрителями, спонсорами, пред­ставителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций са­мого высокого, в том числе международного, уровня.

Таким образом, спорт (в широком понимании) представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специ­альной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.

По мнению Л.П. Матвеева (1999), в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимаю­щим незаурядное место в физической и духовной культуре об­щества.

С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и на­правленного развития физической дееспособности населения, может являться составной частью физической культуры. Одна­ко следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны не­посредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культу­рой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.

 



2019-11-13 479 Обсуждений (0)
Общая характеристика физической культуры и спорта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика физической культуры и спорта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)