Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Влияние Платона на становление и развитие философских, социологических и политико-правовых учений



2019-11-13 1154 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние Платона на становление и развитие философских, социологических и политико-правовых учений 0.00 из 5.00 0 оценок




Учения Платона о формах правления и его современное значение

 

Выполнил ст. гр. 08280 Манзаев А. И.

Научный руководитель: д. соц. н., проф. Добрынина М. И.

 

г. Улан-Удэ

2019

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3

ГЛАВА  1: Формы правления по Платону_______________________________5

1.1. Аристократия__________________________________________________5

1.2. Тимократия____________________________________________________7

1.3. Олигархия____________________________________________________10

1.4. Демократия___________________________________________________12

1.5. Тирания______________________________________________________15

ГЛАВА 2: Влияние Платона на становление и развитие философских, социологических и политико-правовых учений____________________________________________________________19

2.1. Роль и влияние Платона на развитие, и становление философии______19

2.2. Вклад Платона и его роль в развитии социологических учений_______21

2.3. Влияние Платона на развитие политико-правовых учений___________23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________0


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Со времени образования такого института как «Государство», человечество увидело множество форм правления, и с самого появления и до сегодняшнего дня, человечество находится в состоянии неутихающих войн и кризисов. Таким образом, получается, что самая подходящая и наилучшая форма правления не найдена и по сей день. Для решения этой проблемы многие ученые и специалисты, да и всё мировое сообщество пытаются найти пути решения. Многие обращаются к опыту предыдущих эпох, беря за основу труды мыслителей правовой, политической, экономической наук, созданные, в том числе, в древние времена.

Одним из основоположников политической науки был афинский философ – Платон. Особый акцент Платон ставил на формулировании высшей ценности всего государственного управления, в качестве которой он называл – достижение целостности общества путем обеспечения согласия различных социальных групп и сословий. В этом он видел справедливость государственного устройства, главную основу идеального государства. Работы Платона всегда вызывали интерес у многих политологов, социологов, философов, политических деятелей.

Степень изученности. На труды Платона ссылались и апеллировали к ним не только его современники – античные философы, но и представители всех последующих эпох – религиозные деятели, философы эпохи просвещения и даже современные ученые и мыслители. Многие исследователи, такие как Т. Гоббс, Ш. Монтескье, В. Парето и др., высоко оценивали роль Платона и его вклад в становлении политико-правовых учений, другие же наоборот подвергали его идеи критике, среди них можно выделить таких как Б. Рассел, К. Поппер, Э. Топич и др. Платон в целом характеризуется ими как защитник тоталитарного строя, авторитарист, теоретический обоснователь авторитарного государства, обвиняя его в формировании идейной базы тоталитаризма. Но даже те, кто критикует Платона, понимают, что его политическое учение, чем-то напоминающее современный тоталитаризм, явно отличается от него по своим целям: ведь Платон стремился к счастью граждан и к власти справедливости.

Объект исследования: Учения Платона о формах правления.

Предмет исследования: Учения Платона о формах правления и его современное значение.

Цель исследования: Раскрыть сущность учения Платона о формах правления и определить его современное значение.

Задачи:   

1. Рассмотреть формы правления по Платону.

2. Раскрыть вклад Платона в становление и развитие философских, социально-политических, правовых учений.

3. Раскрыть современное значение учения Платона о формах правления.

Структура курсовой работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


 

Глава 1. Формы правления по Платону

Платон выделяет 5 форм государственного правления подобно 5 складам характера человека:

v Аристократия – ей соответствуют мудрость, мужество, справедливость, рассудительность.

v Тимократия – ей соответствует честолюбие.

v Олигархия – ей соответствует алчность.

v Демократия – ей соответствуют свобода и вседозволенность.

v Тирания – ей соответствуют эгоизм и корыстие.

 

Также Платон выделяет среди них 4 порочные формы правления:

1. Тимократия.

2. Олигархия.

3. Демократия.

4. Тирания.

 

Аристократия

Идеальной формой правления, по Платону, является аристократия – это правление лучших с одобрением народа.

Власть в государстве находится в руках лучших, которым ее добровольно передает большинство народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и занимается исправлением чужих пороков. Кто намерен управлять искусно и профессионально, тот никогда не действует и не повелевает ради своего блага, но только ради высшего блага своих подчиненных.

Важными элементами идеального государства являются правители, их советники, цели правления и законы. Надо выбирать правителями таких людей, которые целью всей жизни своей поставили самое ревностное служение государственной пользе. Очень важными качествами правителя, по мнению Платона, являются добродетельность, уравновешенность, спокойствие.

Платон указывал, что надо всячески остерегаться, чтобы и помощники правителя, раз уже они превосходят граждан, не уподоблялись свирепым владыкам, но оставались бы доброжелательными союзниками своих граждан. Должно управлять разумное начало. Мудрость и есть следование указаниям рассудка.

«Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет племя философов, поскольку философы – страстные поклонники истины и бытия, а мелкая натура никогда не совершит ничего великого ни для частных лиц, ни для государства. Философской натуре свойственны хорошие способности, возвышенный образ мыслей, мужество. Философская натура родственна наивысшему благу. Только в справедливом государстве, где правит аристократия, будут править те, кто на самом деле богат, не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Достижение этих добродетелей возможно с помощью разумных законов. Закон ставит себе целью не благоденствие одного, а благо всего государства. В современном государстве должна быть осуществлена справедливость» – говорил Платон.

Царская власть, по мнению Платона, соответствует добродетели наиболее полно. Если же правителей несколько, тогда это будет аристократия. Платон утверждал: «Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению»[1]. Стражи назначат своими преемниками лучших из детей, но даже те не будут достойны и, чуть лишь займут должности своих отцов, «они будут менее образованны, и из их среды выйдут правители, не слишком способные блюсти Гесиодовы поколения, ведь и у вас они те же, то есть золотое, серебряное, медное и железное». Впоследствии они изменят общество и государственный строй, вот как Платон описывает это: «Борясь и соперничая друг с другом, они пришли, наконец, к чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределив их между собою, а тех, кого до той поры они охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой». [2] Такой государственный строй будет отчасти предшествовать предыдущему, а отчасти же олигархии.

Так олигархия сменяется тимократией.


 

Тимократия

Аристократия сменяется тимократией («тиме» – честь) – власть честолюбивых, господство сильнейших воинов, как в Спарте. Для тимократии характерны правители, отличающиеся соперничеством и честолюбием. В таком государстве боятся ставить мудрых людей на государственные должности, отдавая предпочтение не добродетельным, честным людям, а яростным натурам, рожденным для войны, воспитанным на насилии, а не убеждении.

«Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще — скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь это государство будет вечно воевать. Вот каковы будут многочисленные особенности этого строя» [3]- говорил Платон. Здесь зло смешивается с добром: тимократический человек более жесток и менее образован, а властям послушен. Люди такого рода будут жадны до денег, как это обычно происходит в олигархическом строе. «В омрачении они, как дикари, почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы все это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно. Они бережливы, так как деньги у них в чести; свое состояние они скрывают, и не прочь пожить на чужой счет. Удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, — ведь воспитало их насилие, а не убеждение, потому что они пренебрегали подлинной Музой, той, чья область — речи не философия, а телесные упражнения ставили выше мусического искусства» - указывал Платон. Это такое общество, где зло будет смешанно с добром, этот государственный строй – нечто среднее между аристократией и олигархией. Здесь всё смешанно, одно только бросается в глаза – соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух.

Платон указывал: «Человек же в таком государственном строе жёсткий, менее образован и, хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хоть он их и не презирает, так как достаточно воспитан и в обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должны быть не умение говорить или что-либо подобное, а военные подвиги и вообще всё военное, потому-то он и любит гимнастику и охоту. В молодом возрасте такой человек с презрением относится к деньгам и прочим богатствам, но, чем старше он становится, тем больше он их любит – сказывается его наклонность к сребролюбию, да и чуждая добродетели примесь, ведь доблестный страж [4]покинул его».[5] На воспитание и становление юноши в таком обществе оказывает давление разумное начало души – где, его отец не принадлежит к правителям, не заботится о деньгах, не даёт отпора оскорбителям ни в судах, ни на собраниях, он беспечно всё это сносит и думает только о себе. С другой же стороны на него оказывает давление вожделенное и яростное – его мать, которая говорит о слабости и несостоятельности его отца, общество, где тех, кто берётся за своё дело называют простаками и не принимают их в расчёт, а кто берётся не за своё дело, тех уважают и восхваляют. В итоге юноша слыша и видя подобные вещи, с другой стороны, прислушивается и к тому, что говорит его отец, близко видит, чем тот занимается наперекор окружающим, и вот как то, так и другое на него действует: под влиянием отца в нем развивается и крепнет разумное начало души, а под влиянием остальных людей — вожделеющее и яростное, а так как по своей натуре он неплохой человек, но только попал в дурное общество, то влияния эти толкают его на средний путь, и он допускает в себе господство чего-то среднего — наклонности к соперничеству и ярости: вот почему он становится человеком честолюбивым и стремится выдвинуться.

Причиной вырождения аристократии мудрых Платон считает невозможность сохранения и передачи через поколение высоких моральных качеств, и поэтому появляющиеся на свет от добродетельных уже менее добродетельны. У них заметно стремление обладать, быть богатыми, а именно это и губит аристократический режим. Хотя в тимократии и сохраняются отдельные черты идеального государства, такие как общие трапезы, постоянные упражнения в военном деле и гимнастике, особое почитание правителей, а также освобождение воинов от всех материальных забот, со временем в ней начинают проявляться первые признаки стремления к богатству. Тем из граждан, которые прославились, уже начинает не хватать одной славы, им хочется чего-либо другого, закрепляющего их социальный статус. Таким зримым может быть только имущество, а это ведет к тому, что постепенно в таком обществе утверждается приоритет богатства над добродетелью.

Постепенно честолюбие губит тимократию, и она вырождается в олигархию.


 

Олигархия

Олигархия наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза. При олигархии в управлении участвуют только состоятельные люди, бедняки же отделены от нее. И если в тимократии была важна только честь, то в олигархии основной целью является богатство, а это по сравнению с первым – худшее зло. Скопление золота у частных лиц губит тимократию, разбогатевшие люди, прежде всего, выискивают, на что употребить богатство, а для этого перетолковывают законы, мало считаясь с людьми. Развивается склонность к стяжательству и наживе, богачами восхищаются, их назначают на государственные должности, в то время как бедняк не пользуется почетом. Таким образом, указывал Платон, установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического режима. Причем чем больше этот строй олигархичен, тем выше имущественный ценз. «Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания» [6]- говорил Платон. Человек в таком государстве чрезвычайно ценит деньги, он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые. И конечно, его бережливость будет препятствовать ему выступить за свой счет, когда граждане будут соревноваться в чем-либо ради победы или ради удовлетворения благородного честолюбия: он не желает тратить деньги ради таких состязаний и славы, боясь пробудить в себе наклонность к расточительству и сделать ее своим союзником в честолюбивых устремлениях. Воюет он поистине олигархически, с малой затратой собственных средств и потому большей частью терпит поражение, но зато остается богатым.

В конечном итоге такое государство расколется на два: государство бедняков и государство богачей. Они начнут борьбу между собой. Преступность будет иметь место вследствие скверного режима и дурного воспитания. Алчность и корыстие начнут преобладать в человеке, придя на место честолюбию и яростному духу тимократического режима. Любовь к почестям в олигархии превращается в любовь к деньгам.

Со временем олигархия вырождается в демократию.


 

Демократия

Демократия установится тогда, когда бедняки, одержав победу над богачами, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появятся полная свобода и откровенность, возможность делать все, что хочешь, не обязательно подчиняться, если ты не желаешь. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, то ты всё же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. В демократическом государстве существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и не равных. Казалось бы, это самый лучший политический режим. Но это – режим, не имеющий должного управления.

«Наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством»[7] говорил Платон. В демократическом государстве только и делают, что воспевают о том как прекрасна свобода. Когда неповиновение привьется, то отец привыкает страшиться своих детей, а учитель – учеников. Все принудительное у граждан в демократическом государстве вызывает возмущение как нечто недопустимое. Все вожделения, порочные и не порочные, что были недоступны в олигархическом государстве, вылезут наружу. Человек в таком государстве носит признак неопределённости, Платон указывал: «Изо дня в день такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию: то он пьянствует под звуки флейт, то вдруг пьет одну только воду и изнуряет себя, то увлекается телесными упражнениями, а бывает, что нападает на него лень, и тогда ни до чего ему нет охоты. Порой он проводит время в беседах, кажущихся философскими. Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает, и что придется ему в это время сказать, то он и выполняет. Увлечется он людьми военными — туда его и несет, а если дельцами, то тогда в эту сторону. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость: приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь и так все время ею и пользуется».[8] А закончится всё тем, что перестанут считаться с любыми законами – писаными и неписаными, чтобы вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти. В конце концов, в демократическом государстве установится анархия и хаос, это будет следствием того, что все будут вольны делать то, что им вздумается. Со временем появляется особая группа людей, праздных и расточительных, под предводительством отчаянных смельчаков, за которыми тянутся и не столь смелые. Платон называет их трутнями и делит их на тех, у кого есть «жало» и на тех, у кого его нет.

Платон выделяет три «части» демократического государства:

v Трутни.

v Богачи.

v Народ.

§Трутни есть и в олигархическом строе, но там они не в почёте, их наоборот отстраняют от занимаемых должностей. В демократии они, чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из них произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе. В демократии, такие люди распоряжаются практически всем.

§Из дельцов самыми богатыми большей частью становятся и наиболее собранные по своей природе. С них трутням наиболее удобнее собрать больше «мёду».

§Это простой народ – они трудятся своими руками, им чужды делячества и ненужные споры, да и имущества у них немного. Они наиболее многочисленны в демократии, а также наиболее влиятельные. Трутни же, забирая имущество у наиболее имущих, раздают его народу, тем самым угождая и всё больше нравясь им. А тех, кто против этого, народ обвиняет в стремлении к олигархии.

Со временем в демократии появляется лидер и из него же исходит и тиран.

Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмерная свобода, как для человека, так и для государства превращается в чрезмерное рабство.

«Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» [9]- отмечал Платон.


 

Тирания

Тиран исходит из народа. В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран, он дает много обещаний частным лицам и обществу, он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким. И чтобы сохранить за собой власть, он найдёт тех, кто мудр, великодушен, разумен и сделает все, чтобы искоренить их. Ведь его благополучие зависит от этого, и тогда когда он искоренит от них государство, он будет правителем не как ставленник народа, а как тиран. Он будет вовлекать народ во всяческие войны, занимать людей налогами, чтобы люди беднели и перебивались изо дня в день, думая лишь об этом. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны. Со временем будут появляться недовольные правлением тирана люди, он их всех уничтожит и, в конце концов, у него не останется никого, ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился. Ему придётся жёстко следить за тем, кто мужественен, великодушен, разумен и богат. Со временем недовольство народа будет расти, ему потребуется всё больше телохранителей. Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает их своими телохранителями. Потом же народ вспомнит, что тиран выдвинулся из такого же народа и попросит тирана и его телохранителей покинуть государство, но вместо этого тиран, осознавая, насколько велика его сила и насколько мала сила противящегося ему народа – ослушается. И так народ из свободных превращается в рабов.

Тирания как незаконная власть одного лица характеризуется абсолютной несвободой всех граждан общества, за исключением одного, который свои интересы ставит выше всех граждан. С желанием узаконить и уменьшить власть тирана появляется аристократия. Тем самым начиная этот «порочный круг» заново.

Мы рассмотрели 5 форм правления, которые предлагал Платон. Всё это позволяет утверждать о том, что Платоном была разработана полноценная классификация форм правления, подразумевающая деление общей совокупности всех видов правления на «положительные» («справедливые») и «отрицательные» («порочные»), с последующим выделением в группе «положительных» (в зависимости от количества правящих лиц) «царской власти» и «аристократии», а в группе «отрицательных» видов, тимократии, олигархии, демократии и тирании.

В своём втором трактате об «идеальном государстве» Платон выделил шесть типов государственного правления и разделил их на положительные и отрицательные. К положительным он относил те формы правления, где закон стоял выше всего, к отрицательным, те формы правления, где законы может и есть, но им никто не подчиняется. Платон указывал что: «Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей. Причина здесь та, что природные свойства человека далеко не достаточны, чтобы распознать все полезное для человеческого общежития или, даже распознав это, всегда быть в состоянии осуществлять высшее благо и стремиться к нему». Законы необходимы для воспитания добродетелей в силу несовершенства человеческой природы. Воспитание добродетелей с помощью и на основе законов — это воспитание гражданских добродетелей, т. е. создание идеального гражданина. Законы должны заставлять человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же властвовать. А также он разделил их на 3 подгруппы, по количественному образу: власть одного, власть ограниченного меньшинства и власть большинства.

Правильными формами правления Платон называл: Монархию – власть одного человека, Аристократия – власть меньшинства, Демократия – власть большинства, с опорой на законы.

Неправильными формами правления считались: Тирания – власть одного, Олигархия – власть меньшинства, Демократия – власть большинства, без опоры на законы.

Также древнегреческий философ одним из первых предпринял попытку смешать две формы правления (монархия и демократия) в одной. Платон считал, что демократия и монархия являются главными формами правления, все же остальные произошли от них.

 


Глава 2. Влияние Платона на становление и развитие философских, социологических и политико-правовых учений

Трудно встретить человека, который ни разу не слышал про древнегреческого учёного, философа Платона. О Платоне упоминают в школьных учебниках по истории и обществознанию. Также вспоминаются некоторые его высказывания, которые актуальны и так «модны» в наше время – « Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед», «Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». Почему же Платон остаётся, актуальным и известным до сих пор? Что древнегреческий философ оставил после себя такого, что споры о его идеях не утихают и в наше время?



2019-11-13 1154 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние Платона на становление и развитие философских, социологических и политико-правовых учений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Влияние Платона на становление и развитие философских, социологических и политико-правовых учений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)