Постиконоборческая эпоха
Удивительный памятник – Хлудовская псалтырь. Это уже Х в., постиконоборческая эпоха, но она сохранила нам удивительные изображения, где мы видим Христа, точно так же распятого в хитоне, как в ранний период, где ему протыкают копьем сердце, и рядом же мы видим иконоборца, который тычет копьем в образ Христа. Правда, есть такая версия, что он не копьем тычет, а замазывает образ Христа. Считается, что над Медными воротами была круглая икона, со снятия которой начался вот этот иконоборческий конфликт. Ну, возможно, это и так. Во всяком случае, соотнесение этих двух действий – поругания Христа и поругания иконы – здесь налицо. И, собственно говоря, 7-й Вселенский собор, утверждая догмат об иконопочитании, заклеймил ересь иконоборцев именно как христологическую ересь, потому что для отцов было ясно, что, воюя против изображений, еретики воюют против самого Христа. Если Христос вочеловечился, как говорит Иоанн Дамаскин, самый главный теоретик и апологет иконопочитания, значит, мы можем его изображать. Вот это уже икона, которая называется «Торжество православия». Она написана в постиконоборческую эпоху, и мы видим уже сложение абсолютно канона. Т.е. на выходе из этого сложного спора искусство выходит уже очень выверенным, очень догматически выстроенным, символически продуманным, художественно оформленным совершенно в свой, уже не античный, а христианский образ и стиль. Мы видим – выносят икону Богородицы. Потому что икона – свидетель, как говорит 7-й Вселенский собор, боговоплощения. И здесь Богородица, рядом стоят императрица Феодора с малолетним Михаилом, епископ, а внизу все мученики иконоборческого периода, все те, кто пострадал во время иконоборческих гонений. И они несут образ Христа. Как раз вот здесь круг не сохранился, но это тоже такой образ Христа на круге. И первое же изображение, которое мы видим в постиконоборческую эпоху, это 857 года мозаика в церкви святой Софии в Константинополе. 843 год – собор утверждает торжество православия, и буквально через десятилетие с небольшим – 857-858 год, где-то в это время – император, согласно императорскому указу, восстанавливает и украшает мозаики в Софии. Они были сбиты во время иконоборческих гонений. И этот прекрасный образ Богородицы, еще несущий в себе на самом деле античные традиции, с таким прекрасным ликом, с такими удивительными складками одежд, анатомически правильный, с очень благородными руками, с такой очень длинной шеей, с такими действительно античными формами, в то же время уже несет в себе новое содержание, вот то содержание, которое мы называем «догматическим». Содержание, которому должно, как мерилу, соответствовать любое христианское изображение. И все постиконоборческие мозаики святой Софии как раз выражают именно это. Еще одна мозаика Х в. Та была IX в., эта Х. Божья Матерь восседает на престоле, в таком же, похожем и благородном виде, как и предыдущая. Но, может быть, уже в более аскетичном. Мы видим, как нарастает аскетизм в изображениях – это тоже очень важно, потому что хотя византийцы и создали образ такой, где соединяется физическая и духовная красота, но все равно мы видим нарастание аскетизма, уход от такой чувственной красоты. Что важно в этой мозаике – здесь предстоят тоже изображения императоров. Мы начали с того, что христианское искусство постепенно брало императорское величие. А здесь уже императоры предстоят перед Богородицей. Император Константин преподносит ей город Константинополь, император Юстиниан преподносит храм святой Софии. И точно так же мы будем видеть императрицу Ирину и императора Иоанна, там же, в святой Софии, они изображены перед Богородицей. Вот мы видим изображение императора Льва, коленопреклоненного перед Христом. И, наверное, самая прекрасное и как раз во всем величии явленное изображение святой Софии – это деисус XIII в., где Христос представлен в золотых и синих одеяниях, а на золотом фоне – поклоняющиеся Богородица и Иоанн Креститель. Вот, наверное, к XIII в. – это эпоха Комнинов, уже переход на эпоху Палеологов, но это как бы средневизантийский период – мы видим, что все эти искания завершились в прекраснейшем образе Христа… Это, конечно, не единственный, но, наверное, наиболее прекрасный образ, который действительно передает все отношение христиан… Исповедание Христа здесь присутствует. Не просто изображение Христа, а действительно поклонение ему в искусстве. Это образ, где сочетается и величие, и благородство, и телесная красота, и действительно глубокое богословское содержание не менее прекрасно здесь. Да и само, конечно, искусство на очень высоком уровне. Не менее прекрасны здесь образы очень аскетичного и в то же время полного силы, как греки умели изображать, Иоанна Крестителя, и прекрасной, тончайшей, благороднейшей, действительно по-женски нежной Богородицы. К этому времени складывается и канон изображения, расположенного в храме. Появляются выверенные изображения праздников. Христос уже обнаженный чаще всего изображается в распятии. И интересно, что исторические изображения вытесняются литургическими. Это последнее, о чем я хотела сказать, на примере изображения Воскресения Христова. Если в ранний период изображается так, как о Воскресении Христовом говорится в Евангелии – жены-мироносицы приходят ко гробу, видят пустой гроб и лежащие пелены, их встречает ангел. Это жены-мироносицы у Гроба Господня, очень ранняя иконография. А уже в постиконоборческий период ее вытесняет иконография такого догматического и литургического характера: это изображение Воскресения в виде Христа, сходящего в ад и выводящего оттуда Адама и Еву и всех остальных. Его по-разному изображали, но тем не менее в этом особенно видно торжество Христа над адом и смертью, т.е. догматический смысл. Не исторический, а догматический смысл события, выраженный в образе Воскресения Христова. Это также можно проследить на примере и других праздников. Так что постиконоборческое время – это уже время канонических, богословски выверенных изображений. В таком виде это искусство придет потом и на Русь.
[i] Библия. Книга пророка Иезекииля. Главы 1-3. – прим. Ред. Материалы · Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. → · Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. · Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб, 2004. · Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. · Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб., 1999. · Попова О. С. Византийские иконы VI–XV веков — В кн.: История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI–XX века. — М.: Арт-БМБ, 2002. · Попова О.С. Раннехристианское искусство (II–V века). Византийское искусство — В кн.: Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211-303. · Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006. · Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988. · Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2008. Галерея (75)
Крест императора Константина
Арка Константина. IV в. Рим
Голова императора Константина. 312—315 или ок. 325 г.
Голова императора Константина. 312—315, или ок. 325 г.
Роспись кубикулы Леона. IV в. Христос – добрый пастырь. 300-350 гг. н.э. Мрамор
Христос в образе Орфея. III-IV вв.
Мраморный рельеф на саркофаге IV в.
Воскрешение Лазаря. IV в.
Благовещение. V в. Traditio Legis – «Передача закона». 359 г.
Христос-Правитель мира. 337-351 гг.
Христос и апостолы. V в.
Юный Христос. V в.
Богоявление. VI в. Христос в образе агнца. VI в.
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна
Крест-Преображение. VI в.
Лик Христа в центре Креста. VI в.
Преображение. VI в. Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна
Преображение. VI в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
Древний Константинополь
Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним. 737-741 гг. Леонид Александрович Успенский (1902-1987)
Папа Григорий III
Монашеские кельи в скалах Гёреме
Синайский Спас. VI в.
Мученики Сергий и Вакх. VI в. Богоматерь с младенцем. V-VI вв.
Апостол Петр. Синай. VI вв.
Богоматерь со свв. Феодором и Георгием. VI вв.
Мученик и мученица. VI-VII в.
Христос и св. Мина. VI-VII вв. Богоматерь с Младенцем. VII в.
Св. Димитрий с епископом и ктитором. VI в.
Св. Дмитрий с донатором. VI в.
Св. Дмитрий с детьми. VI в.
Христос-философ. V в. Видение Иезекииля. XIV в.
Видение пророка Иезекииля на реке Ховар. Вторая половина XVI в.
Иисус Христос с символами четырёх евангелистов. XIII в. Кёльн
Христос-триумфатор. VI в.
Символы евангелистов и Агнец на престоле. VI в. Апсида церкви Сан-Джованни-ин-Латерано (Латеранская базилика), Рим
Базилика Св. Климента (Сан-Клементе), Рим
Богородица с Младенцем. VI в.
Ангел. VI в.
Распятие. Ок. 741—752 гг. Распятие. VII в.
Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним. 737-741 гг.
Изображение Креста. Иконоборческий период
Крест и символические деревья. VIII в.
Орнаментальная роспись. VIII в. Мечеть омейядов в Дамаске. VIII в.
Хлудовская Псалтирь. Х в.
Хлудовская Псалтирь. Деталь миниатюры. X в.
Торжество Православия. 1-я половина XV в.
Богоматерь на троне. 857 г. Богоматерь на троне. Деталь. 857 г.
Императоры Константин и Юстининан перед Богоматерью. Х в.
Императрица Ирина и император Иоанн перед Богородицей
Император Лев VI Мудрый перед троном Христа. IX в.
Деисис. 1352 г. Деисис. Спаситель. 1352 г.
Деисис. Иоанн Креститель. 1352 г.
Деисис. Богородица. 1352 г.
Монастырь св. Луки в Фокиде. XII в.
Эпистилий. XII в. Распятие. XII в.
Жены-мироносицы у гроба
Воскресение Христово. XI в.
Воскресение Христово. XI в.
Воскресение Христово. 1330-е гг.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |