Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 7. Новая Россия 1991- 2000- е гг.



2019-11-13 232 Обсуждений (0)
Лекция 7. Новая Россия 1991- 2000- е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Экономические реформы.

2. Внутриполитическая жизнь.

3. Межнациональные отношения.

4. Внешняя политика

Литература:

Основная:

1. История России с древнейших времен до начала XXI века [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Горинов [и др.]. - 7-е изд. пересмотр. - Москва : Дрофа, 2007. - 655 с.

 

1. Экономические реформы. После августовского кризиса на ключевые государственные посты как в центре, так и на местах пришли не столько представители демократических сил, сколько вчерашние номенклатурные работники. В начале перестройки многие из них полагали, что активная и честная работа в партийных структурах – залог улучшения жизни населения. Увидев неэффективность своих усилий, они выступили за реформирование КПСС, некоторые даже порвали с партией. Но существовал определенный реформаторский предел, дальше которого они, как и Горбачев, не хотели и не могли идти. А новая власть не пошла на, казалось бы, целесообразный шаг – новые всеобщие выборы центральных и местных органов представительной власти. Тем самым был сохранен тот состав Съезда народных депутатов и Верховного Совета, который потенциально не был готов поддержать радикальные экономические реформы (так называемую шоковую терапию), которые предложило правительство Ельцина уже в октябре 1991 г. Их «архитектором» стал Е. Т. Гайдар, приглашенный Ельциным на пост вице-премьера.

Учитывая катастрофическую экономическую ситуацию конца 1991 г. (усиливающееся падение промышленного производства, инфляция, почти полное отсутствие валютных резервов, невиданный – даже по советским меркам – дефицит потребительских товаров и продовольствия, включая хлеб), ключевым звеном программы реформ стала либерализация цен[1] и массовая приватизация государственной собственности. Уже через год предполагалось достичь финансовой стабилизации.

Реформы проходили болезненно. Примерно на 1/5 сократились национальный доход и промышленное производство. Цены, отпущенные 2 января 1992 г., за год выросли на 2400% . В большинстве семей расходы на питание составляли до 60 – 70% их бюджета. Сократилась рождаемость. В результате впервые за послевоенные годы в 1992 г. произошло абсолютное сокращение населения России на 70 тыс. человек (к началу 1993 г. население страны составило 148,6 млн человек).

Наиболее пострадали работники бюджетной сферы. Лишь введением в декабре 1992 г. Единой тарифной системы оплаты удалось несколько смягчить ситуацию.

Главным итогом первого года реформ стало устранение непосредственной угрозы экономического и финансового коллапса. Была нормализована ситуация на потребительском рынке. Практически исчез (в городах) знаменитый советский дефицит, а вместе с ним и огромные очереди. Началась широкая ваучерная приватизация государственной собственности. Из 250 тыс. предприятий в частную собственность перешло около 47 тыс. Доходы государства от приватизации составили более 150 млрд руб. Таким образом, в осуществлении рыночных реформ правительство Ельцина–Гайдара за год смогло добиться большего, чем все его предшественники. Однако главная задача – достижение макроэкономической стабилизации – оказалась не реализованной. Реформаторы недооценили степени инерционности и монополизированности экономики России, но главное – политического сопротивления реформам.

Во всех структурах власти, прежде всего в Верховном Совете, началось объединение сил, которые ставили целью отстранение правительства от власти. Так, 21 июля 1992 г. был создан блок Гражданский союз, объединивший представителей Народной партии «Свободная Россия» (лидер – вице-президент А. В. Руцкой), Демократической партии России (лидер – Н. И. Травкин), Всероссийского союза «Обновление» (лидер – А. И. Вольский), парламентской фракции «Смена» и Российского союза молодежи. «Гражданский союз» представлял, по существу, интересы директорского корпуса и региональной номенклатуры, опасавшихся, что с началом приватизации они могут утратить ключевые позиции на производстве. А политического блока демократов прорыночной ориентации создано не было из-за начавшегося структурирования демократического движения (до 1991 г. его объединяло противостояние коммунистическому руководству СССР).

Угрозу для правительства Гайдара создавали также платежный кризис весны–лета 1992 г. (размер неплатежей к концу II квартала составил 3,1 трлн руб.), повышение цен на энергоносители и т. д. Не выдержав давления парламента, директорского корпуса, профсоюзов, кабинет Гайдара ослабил усилия по финансовой стабилизации и вместе с Центральным банком выдал значительные кредиты неплатежеспособным и убыточным предприятиям. В результате, по расчетам западных специалистов, с июля 1992 по январь 1993 г. было напечатано в 4 раза больше денег, чем их было к тому времени. Это привело ко второй (после января) волне инфляции, обрушившейся на страну в сентябре 1992 г. и, по сути, означало перелом в ходе реформ.

На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. деятельность правительства Гайдара была оценена как неудовлетворительная, а сам он не набрал необходимого количества голосов для избрания главой правительства. Председателем Совета Министров РФ стал бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону умеренного реформирования.

В 1994г. премьер-министр заявил, в частности, об отказе от монетаристских мер. Многие триллионы рублей были обещаны предприятиям военно-промышленного и агропромышленного комплексов, бюджетным организациям. В результате подавить инфляцию не удалось. Несмотря на масштабную приватизацию (к началу 1995 г. до 60% ВВП производилось на негосударственных предприятиях), экономика так и не стала действительно рыночной. В деревне частная собственность на землю так и не была реализована. Инфляция и относительная политическая нестабильность препятствовали широкому притоку частных инвестиций в промышленность. Объем промышленного производства в 1994 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в 2 раза.

К середине 90-х гг. в условиях продолжавшегося падения производства, отказа от монополии внешней торговли и массового «бегства капиталов» доходы казны резко сократились. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить новыми кредитами. Однако Международный валютный фонд и Всемирный банк не спешили с ними, ссылаясь на нестабильность российской экономики, слишком большие расходы государства на социальные нужды и отсутствие гарантий иностранным инвесторам.

Для спасения положения правительство объявило о введении государственных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну удалось привлечь значительные капиталы. Внешний долг страны к 1999 г. составлял уже около 130 млрд долларов. Другим источником решения финансовых проблем стало привлечение денежных средств населения через сформировавшуюся банковскую систему. Все это позволило снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение сохраняться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревал финансовый кризис.

В начале 1998 г. Черномырдин был отправлен президентом в отставку, а его преемником стал С. В. Кириенко. За короткий срок пребывания на посту Председателя Правительства РФ он попытался предотвратить грядущую катастрофу. Однако сделать это ему не удалось. В результате 17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО и отменило «валютный коридор». Это означало фактический отказ государства платить по долгам. В стране разразился острый финансовый кризис. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, в результате чего доверие к банкам и правительству было утрачено. Начала рушиться банковская система страны. В 4 раза снизился курс рубля по отношению к доллару. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, в результате чего вновь возник дефицит ряда товаров. Правительство Кириенко было также отправлено в отставку. Кабинет министров возглавил Е. М. Примаков.

Сокращение импорта объективно способствовало поддержке отечественных производителей. Однако в целом экономическая ситуация оставалась тяжелой. Размер доходной части госбюджета на 1999 г. оказался равен лишь 20 млрд долларов (меньше городского бюджета Нью-Йорка), при том что западным кредиторам в этом же году Россия должна была выплатить 17 млрд. Страна оказалась на грани полного банкротства.

К началу 2000 г. стало ясно, что расчеты либеральных экономистов на то, что экономика России быстро займет достойное место в мировом хозяйстве, не оправдались. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хозяйственных связей привели к тому, что Россия в короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объемам производства. Единственными экспортными товарами стали нефть, газ и оружие. Однако США постарались перекрыть России возможности для торговли оружием, используя режим международных санкций. Падение мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи российского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета. Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада.

Таким образом, экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. С одной стороны, начали формироваться рынки труда, жилья, продовольствия, фондовый. Рубль стал конвертируемой валютой. Приватизация привела к передаче в частную собственность десятков тысяч предприятий. Начал формироваться отечественный средний класс – основа стабильности любого общества. Но, с другой стороны, падение объемов производства нарастало с каждым годом (в промышленности они составляли в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.).

Процесс деиндустриализации страны нанес серьезный удар и по социальному развитию России. На грани краха оказались многие учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения. Ускорились начавшиеся в ходе «революции сверху» изменения в социальной структуре населения страны. К концу 90-х гг. богатые составляли лишь 3% населения страны, средний класс – 7, бедный – 25, а нищие – 65% (по другим данным, эти показатели равны соответственно 3–5% , 12–15, 40 и 40%). Вновь появились категории населения, о которых, казалось, давно забыли, – безработные (до 8 млн человек), бездомные (более 1 млн человек), беженцы (до 7 млн человек), профессиональные нищие (не менее 2 млн человек).

2.Внутриполитическая жизнь. Серьезные перемены произошли и в политической сфере общества. Августовские события 1991 г., распад СССР и набиравшая силу «шоковая терапия» привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. В стране ширилось забастовочное движение. Численность участников забастовок и политических манифестаций в 1992 г. превысила аналогичные показатели периода революции 1905–1907 гг.

Провал августовского заговора привел к быстрому демонтажу тоталитарной системы, начиная с ее стержня – КПСС. Однако уже в ноябре–декабре 1991 г. на базе сложившихся ранее в недрах КПСС платформ и движений начали возникать новые политические партии: Социалистическая партия трудящихся, Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Союз коммунистов, Российская коммунистическая рабочая партия. В январе 1992 г. представители бывшего руководства КП РСФСР обратились в Конституционный Суд России с предложением оценить конституционность указов президента Ельцина о запрете КПСС и судьбе ее имущества. В мае со встречным иском выступила группа народных депутатов РСФСР, поставившая вопрос о конституционности самого существования КПСС.

После многомесячных дебатов, уйдя от вопроса о конституционности КПСС, суд принял компромиссное решение о правомочности указов президента в части, запрещающей деятельность руководящих структур КПСС и КП РСФСР, и подтвердил право граждан России, придерживающихся коммунистической идеологии, на объединение по территориальному признаку. Началось воссоздание партийных организаций, завершившееся в феврале 1993 г. проведением II (объединительно-восстановительного) съезда КПРФ. Эта партия, которую возглавил Г. А. Зюганов, сразу стала самой многочисленной из всех политических партий страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составляла лишь 1% от прежнего состава КПСС. По мере осложнения экономической ситуации КПРФ приобретала все новых и новых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. человек.

Новой силой стали партии и движения национально-патриотической направленности (Российский общенародный союз, Русский национальный собор и др.). Прошедший в начале 1992 г. конгресс национально-патриотических сил показал заметное укрепление их позиций после августа 1991 г.

Однако все политические партии России по-прежнему не могли оказывать серьезного влияния на политику властей. На повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической системы.

Постепенно центром, объединившим недовольных ходом реформ в стране, стал Верховный Совет РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смягчение социальных последствий реформ и ограничение полномочий президента и правительства. Разногласия между президентом и Верховным Советом со всей очевидностью проявились в ходе работы над проектом новой Конституции. И та и другая сторона стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ельцина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета – парламентской республики. В принципиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

Обе стороны стремились в споре друг с другом опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии президенту. Почти 60% голосовавших выразили доверие Б. Н. Ельцину, однако лишь чуть больше половины из них поддержали его политику. Тем не менее итоги референдума означали победу президента. Используя ее, он ускорил разработку своего варианта Конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта Конституции. Открытое столкновение двух ветвей власти стало неизбежным.

Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти – Совет Федерации и Государственную Думу, а также референдума о новой Конституции страны. Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета, а также большинство членов Конституционного Суда, признавших действия президента неконституционными. Было принято решение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр «Останкино». Появились первые жертвы как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвычайное положение. Однако военное руководство колебалось и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета, вызвавший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их результаты оказались во многом неожиданными для всех: первое место по партийным спискам оказалось у ЛДПР, получившей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосовало за «Выбор России» Е. Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной Думы 96 мест оказалось у «Выбора России», 70 – у ЛДПР, 65 – у КПРФ.

За принятие Конституции России высказалось 58,4% голосовавших. Новый Основной Закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов было провозглашено разделение властей.

Главой государства с огромными полномочиями стал президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом Конституции.

Исполнительная власть представлена правительством. Оно наделено большими полномочиями в осуществлении экономической политики, а также обеспечении обороны и государственной безопасности страны, проведении внешней политики.

Законодательные функции закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы (нижняя). Определен порядок принятия законов: их проекты вначале обсуждаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации, после чего должен подписать президент. В случае, если глава государства отказывает подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть его вето и ввести закон в действие.

Высшими органами судебной системы являются Конституционный Суд (следящий за соответствием Конституции принимаемых законов и указов), Верховный Суд (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший Арбитражный Суд (по экономическим спорам).

В Конституции также закреплены основные политические и гражданские права и свободы.

В 1994–1996 гг. проходило становление новой политической системы страны, налаживалось взаимодействие между ветвями власти. В декабре 1995 г. прошли новые выборы в Государственную Думу. Сразу после этого началась кампания по выборам Президента РФ. Эти выборы стали крупнейшим политическим событием, так как именно президенту, согласно Конституции, принадлежит реальная власть в стране.

В выборах участвовали 11 кандидатов, в том числе действующий Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший Президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений Г.А.Зюганов (КПРФ), В.В.Жириновский (ЛДПР), Г. А. Явлинский («Яблоко»), А. И. Лебедь, а также предприниматели и общественные деятели С. Н. Федоров, М. Л. Шаккум и В. А. Брынцалов. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получили Ельцин (35,3%) и Зюганов (32%). Они и вышли во второй тур. На третьем месте оказался генерал Лебедь. Президент назначил его секретарем Совета безопасности и своим помощником по вопросам национальной безопасности. Это добавило Ельцину голоса во втором туре и определило исход борьбы. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин с 55% голосов, а Зюганов набрал 40,7%.

Таким образом, главным событием в политической жизни России в 90-е гг. стал демонтаж системы власти Советов. Вместо полновластия Советов в основу государственного устройства впервые в тысячелетней истории России положена идея разделения властей. Государственные и местные органы власти впервые избираются путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Одним из ярких проявлений новой России стала многопартийность. В стране зарегистрировано более 150 политических партий и общественно-политических движений. Однако все это еще не означало завершения формирования подлинно демократического государства.

3.Межнациональные отношения. Особо острой оставалась ситуация в сфере межнациональных отношений. Еще в ходе президентских выборов в РСФСР 1991 г. Ельцин призвал региональных лидеров брать столько самостоятельности, сколько они «смогут съесть», и заключить Федеративный Договор. Однако после победы на выборах он стал говорить лишь о разграничении полномочий органов власти в центре и на местах.

После августа 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР ситуация изменилась. В конце 1991 – начале 1992 г. национальные движения Татарии, Башкирии и Якутии провели свои съезды, на которых был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. В Чечено-Ингушетии Общенациональный конгресс чеченского народа провозгласил разделение автономии на Чечню и Ингушетию и заявил о выходе Чечни из состава СССР и РСФСР. В республике началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. В Татарии в противовес Верховному Совету был образован Курултай татарского народа, провозгласивший в начале февраля 1992 г. государственную независимость.

Все это вынуждало центральные власти ускорить заключение Федеративного Договора. Смысл этого акта состоял в том, чтобы перераспределить государственную собственность и власть в пользу местных национальных элит. Проект договора провозглашал, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю и ее недра, производственные мощности и т. п. пользуются титульные национальности (в Татарии – татары, в Башкирии – башкиры, в Коми – коми, в Чувашии – чуваши и т. п.). Их родному языку предоставлен статус государственного.

Федеративный Договор был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами РФ, кроме Татарии и Чечни. Полномочия центра и регионов были также закреплены в Конституции РФ 1993 г. Однако Федеративный Договор не устранил противоречий в государственном устройстве России. Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Кроме того, наиболее развитые национально-государственные образования (Татария, Башкирия) получили право не перечислять налоги в бюджет РФ, устанавливать прямые международные связи с другими странами. Вскоре перестали перечислять средства в федеральный бюджет не только Татария и Башкирия, но и Чечня, Тува, Якутия. Изъявили такое желание и другие бывшие автономные республики и области. Это вызвало протесты со стороны краев и областей, которые не имели таких широких полномочий, обладая порой гораздо более мощным экономическим потенциалом и большей численностью населения. Не были гарантированы и права русских, составляющих до 85% населения страны и не имеющих собственной государственности в рамках Федерации.

Началась полоса «суверенизации» краев и областей. О разработке собственной конституции объявили в Туле и Вятке. Свердловская область изъявила желание провозгласить «Уральскую республику». На Дальнем Востоке предлагалось воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири – Енисейскую. Однако наибольшее беспокойство у федерального центра вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне.

Избранному президентом Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию в республике под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана как суверенного государства и субъекта международного права, на ассоциированных правах входящего в состав Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях договор с федеральными властями о разграничении полномочий.

По пути отказа от заключения любых договоренностей с центром шла лишь Чечня. Отношения с ней приобрели драматический характер. До лета 1994 г. федеральное правительство пыталось с помощью посредников решить вопрос о присоединении Чечни к Федеративному Договору и разоружении незаконных воинских формирований. Когда этого сделать не удалось, в ход пошли угрозы. В ответ на них 10 августа 1994 г. общенародный съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия бывшего генерала Советской Армии Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и начале «священной войны» с Россией за независимость.

1 декабря 1994 г. президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум с требованием немедленно разоружить вооруженные отряды. В противном случае не исключалось применение силы против сепаратистов. Чеченская сторона отказалась выполнять эти требования, после чего 10 декабря начался ввод федеральных войск в Чечню. Военная авиация подвергла бомбардировке Грозный. В конце декабря начался штурм чеченской столицы, стоивший обеим сторонам огромных жертв. Лишь к концу января 1995 г. федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни.

Стремясь остановить военные действия, группа чеченских сепаратистов захватила в городской больнице Буденновска (Ставропольский край) почти 3 тыс. заложников. Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и сесть за стол переговоров. Однако, как показало время, переговоры были нужны чеченской стороне лишь для перегруппировки сил и начала нового этапа вооруженного противостояния. В январе 1996 г., в момент обострения военных действий, чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, а мятежный генерал убит. Тем не менее потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр пойти на переговоры. Но и они оказались безрезультатными.

В августе 1996 г., в канун торжественного вступления Ельцина в должность президента на второй срок, вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный и освободили его от федеральных войск, понесших большие потери. Президент Ельцин приказал секретарю Совета безопасности генералу А. И. Лебедю любой ценой остановить войну. В сентябре были заключены соглашения о выводе российских войск из Чечни, проведении в ней свободных выборов и моратории на решение вопроса о статусе Чечни на пять лет.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории бывшего СССР со времен Второй мировой войны. Она обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унесла жизни более 120 тыс. человек с обеих сторон. Боевые действия регулярной армии против вооруженных граждан собственной страны показали ошибочность надежд тех, кто рассчитывал с помощью новейших видов военной техники одержать победу в гражданской войне.

Особую остроту во второй половине 90-х гг. приобрел русский вопрос, так как в ряде случаев дотации центра направлялись преимущественно на развитие национальных образований, а не краев и областей, преимущественно населенных русскими. К этому добавилась еще и необходимость обеспечить права беженцев из других бывших республик СССР (преимущественно русских).

Одной из наиболее актуальных оставалась задача сохранения территориальной целостности страны. В условиях ослабления роли и авторитета федеральной власти и отсутствия экономической помощи из центра потребность в нем стала все меньше ощущаться в регионах, особенно отдаленных. Невозможность центра силой установить свою власть в Чечне вдохновила сепаратистов в других регионах страны.

Ситуация еще более осложнилась летом 1999 г., когда чеченские боевики вторглись в пределы Дагестана и попытались провозгласить здесь исламское государство. Когда эта попытка не удалась, сепаратистами была осуществлена серия террористических актов в отношении мирного населения в Дагестане, Москве, Ростовской области. Страна оказалась перед угрозой введения чрезвычайного положения.

4.Внешняя политика. Распад СССР привел к серьезному изменению геостратегической ситуации для России. Страна утратила традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, которые стали сотрудничать с НАТО. Приход националистически настроенных политиков к власти в Прибалтийских странах, ряде государств СНГ изменил характер их отношений с Россией. Ее принялись обвинять во всех «грехах»: «колонизации», «ограблении», «геноциде» и т. п.

Бывшие республики Союза национализировали ударные военные группировки, располагавшиеся прежде вдоль границ СССР. Военно-морской флот лишился своих баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Развалилась единая система противовоздушной (а самое главное – противоракетной) обороны страны. Единый военно-промышленный комплекс СССР также перестал существовать, и Россия не могла выпускать отдельные виды военной техники без предприятий-смежников из других стран СНГ. Наряду с хронической нехваткой денег это привело к тому, что с 1992 г. ВВС страны не получили не одного нового боевого самолета. К лету 1998 г. из-за проблем в развитии отечественного ВПК техника новейших образцов составляла лишь 20% вооружения российской армии.

Военная реформа в России привела к резкому сокращению численности вооруженных сил, в первую очередь на западном направлении. За 1992–1998 гг. была сокращена на 52% численность военнослужащих Ленинградского военного округа, на 57% – военнослужащих Калининградского особого района, на 29% – личного состава Балтийского и на 19% – Северного флотов.

Если к середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружения в Европе было 3:1 в пользу СССР, то к середине 90-х гг. оно составило 3:1 в пользу НАТО, а после принятия в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии – 4:1. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз, а по ВВП – более чем в 50 раз.

Разрастание военных конфликтов вблизи границ России и отсутствие фиксированных границ со странами СНГ диктовали необходимость уделять первостепенное внимание отношениям со странами СНГ, но российское руководство по традиции отдавало приоритет отношениям с США и другими странами Запада и взяло курс на установление с ними союзнических отношений. В конце 1991 – начале 1992 г. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты России больше не направлены на объекты в США. Позже аналогичные решения были им приняты и в отношении других стран НАТО.

В 1992 г. президенты США и России подписали кэмпдэвидскую декларацию о прекращении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться еще на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предусматривавшей, в том числе, и военное сотрудничество. В том же году США ликвидировали КОКОМ, ведавший контролем за продажей военных и «двойных» технологий в страны социализма. Было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (правда, она приглашалась лишь для решения политических, а не экономических вопросов). Началась серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран.

Все это способствовало разрядке международной ситуации. Однако стремление российской стороны любой ценой обеспечить укрепление связей с Западом вело к тому, что Россия постепенно утрачивала самостоятельную роль на международной арене. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за его неизменное согласие с условиями американских партнеров на Западе стали называть «господином «Да» (в отличие от советского министра А. А. Громыко, прозванного в свое время «господином «Нет»). Уступчивость России воспринималась как проявление слабости. Это вело к усилению давления на российских политиков. В мае 1998 г. НАТО приняло решение о приеме в эту организацию трех бывших союзников СССР по ОВД (Польши, Венгрии и Чехии), что создавало дополнительную угрозу безопасности нашей страны. В расчете на получение кредитов от Японии Россия в 1998 г. согласилась на обсуждение в практической плоскости вопроса о передаче японцам Южных Курил.

Угрозу национальной безопасности России представляла и экономическая зависимость от Запада, которая росла с каждым годом. Но когда наша страна попыталась ускорить выплату ей долгов СССР странами «третьего мира» (для того чтобы рассчитаться с частью собственных долгов Западу), ее вынудили как члена Парижского клуба «простить» больше половины этих долгов. Сами же долги СССР России никто «прощать» не собирался. Это показывало, что в отличие от России США и их союзники вовсе не собирались строить дружбу с новым партнером, забывая о собственных интересах. В России это поняли не все и не сразу.

Рубежом в отношениях России с Западом стал Балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки суверенного европейского государства, традиционного союзника России. Причем в нарушение Устава ООН эти действия были предприняты без санкции этой международной организации. В результате бомбардировок значительная часть промышленного и военного потенциала Югославии была разрушена.

Ситуация вокруг Югославии нанесла серьезный удар по отношениям России с Западом. Население страны активно выступило против натовской агрессии. Многодневной блокаде подверглось посольство США в Москве. Вскоре и в западных странах стало ясно, что удар нанесен не столько по Югославии, сколько по отношениям с Россией и по всей системе послевоенной безопасности, установленной в Ялте–Потсдаме.

С 1992 г. активизировались отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран АСЕАН и Персидского залива. Одним из крупнейших торговых партнеров России стал Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом (добыча нефти) и с Ираном (строительство атомной электростанции). В 1998 г. Россия была принята в международную организацию стран Тихоокеанского бассейна, что давало ей значительные преимущества в торговле с ними. Вместе с тем заметно ослабли контакты с прежними союзниками в Азии – КНДР, Монголией, Йеменом, Сирией, Ираком. В целом же восточное направление внешней политики России оставалось второстепенным.

С распадом СССР главной задачей, стоявшей перед лидерами и народами бывших союзных республик, стало предотвращение вооруженных конфликтов из-за территориальных и иных противоречий. Печальный опыт Югославии, где распад единого государства сопровождался многолетней гражданской войной, был серьезным предостережением. Руководство России сумело избежать двух возможных крайностей в этом вопросе – попыток силой восстановить союзное государство и полного самоустранения от проблем бывшего Союза.

Поначалу все руководители бывших республик СССР старались дистанцироваться от России. Но продолжалось это недолго. В странах СНГ нашлось немало проблем, в решении которых они рассчитывали на ее помощь. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. В 1992 г. шесть стран СНГ (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. В Грузии, Таджикистане, Армении были на основе двухсторонних договоров созданы российские военные базы.

Менее эффективным оказалось экономическое сотрудничество. Довольно быстро рассеялся миф о том, что бывшие союзные республики «кормят Россию». Оказавшись один на один со своими экономическими трудностями, они впервые остро ощутили нехватку российских энергоносителей. Переход на мировые цены привел к сокращению объемов поставок нефти и газа из России. В то же время сокращение посевов хлопка в Узбекистане парализовало российскую текстильную промышленность.

Сложными были российско-украинские отношения. Их омрачали проблемы Крыма и Черноморского флота. Лишь в 1999 г. обе страны ратифицировали полномасштабный договор, в котором Россия признала принадлежность Крыма Украине и согласилась на аренду военно-морской базы в Севастополе.

Набирали силу



2019-11-13 232 Обсуждений (0)
Лекция 7. Новая Россия 1991- 2000- е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 7. Новая Россия 1991- 2000- е гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)