Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения



2019-11-13 995 Обсуждений (0)
Понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

1.1 Понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения

1.2 Виды ответственности за таможенные правонарушения

1.2.1 Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил

1.2.2 Административная ответственность за нарушение таможенных правил

 

Понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения

 

Понятие «ответственность» с точки зрения науки рас­сматривается в двух ключах: позитивном и негативном. Реальное содержание позитивной ответственности есть осознание того, что именно и зачем делается и каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее еще можно рассматривать как внутренний регулятор человеческого поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. А нега­тивная ответственность характеризуется как отрицатель­ная оценка уже содеянного коллективом, государством и обществом, как реакция общества на нарушение его инте­ресов и норм, как применение всевозможных санкций за нарушение общественных правил.

С точки зрения этимологии, ответственность - это обя­занность, необходимость давать отчет о своих действиях и поступках, а также отвечать за их возможные послед­ствия, а юридическая ответственность - это вид социаль­ной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выражен­ный в санкциях правовых норм. При этом в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепля­ющих такую ответственность, в юриспруденции принято различать: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Понятие ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможен­ного дела. Некоторые авторы даже высказывают мнение о наличии самостоятельного института таможенно-право­вой ответственности, представляющим собой внутренне взаимосвязанную совокупность юридических норм, среди прочих аргументов в пользу этого утверждения ссылаясь также и на утверждения ряда ученых-правоведов о суще­ствовании самостоятельных институтов ответственности в других комплексных правовых отраслях (например, эко­логическом, финансовом праве и др.). Такая точка зре­ния, безусловно, имеет право на существование, но она является весьма спорной. Поэтому следует все же гово­рить не о таможенно-правовой ответственности как само­стоятельном правовом институте, а об ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует характеризовать как предус­мотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать оп­ределенные неблагоприятные последствия.

Привлечение к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответ­ственности вообще.

1) Ответственность наступает только за противоправное поведение, а не за мысли. Это означает, что лицо, привлекаемое к ответственности за совершение правона­рушения в сфере таможенного дела, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение едиными словами, основанием для привлечения лица к ответственности могут служить только его противо­правные действия (в ряде случаев — бездействие).

2) Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя. Это означа­ет, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить о правонарушении, а, следовательно, и об ответственности за него. Исключение составляют лишь случаи, когда субъектами ответственности за нарушения таможенных правил являются юридические лица (т. е. предприятия, учреждения и организации), а также лица, занимающие­ся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

3) Следующий важный принцип - принцип законности привлечения к ответственности. Он означает, что ответствен­ность за правонарушения в сфере таможенного дела насту­пает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписа­ниями соответствующих таможенно-правовых норм.

4) Ответственность должна носить справедливый ха­рактер. Справедливость как принцип ответственности выражается в том, что мера ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения право­нарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответствен­ности в пределах санкции соответствующей правовой нор­мы. Причем наличие в таможенном праве законодательно закрепленной возмож­ности органа, рассматривающего дело о нарушении тамо­женных правил, назначать более мягкую меру воздействия на правонарушителя, чем это предусмотрено законом, лишь подчеркивает справедливость как принцип юридической ответственности в сфере таможенного дела.

5) Индивидуализация наказания — это непременное ус­ловие его результативности. Индивидуализация ответ­ственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны го­сударства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечис­ленных обстоятельств). Иными словами, если правонару­шение в сфере таможенного дела совершено в соучастии, то при назначении наказания (взыскания) правоприменителем должны быть учтены степень и характер каждо­го из соучастников в совершении правонарушения.

6) Целесообразность как принцип ответственности - это соответствие избираемой в отношении правонаруши­теля меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, исходя из личности правонарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправ­ному деянию, ряда иных обстоятельств органы дознания и предварительного следствия имеют право применять в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совер­шении преступлений в сфере таможенного дела, такие меры, как содержание под стражей, подписка о невыезде, залог и ряд других.

Применительно к лицам, привлекаемым к ответствен­ности за нарушения таможенных правил, таможенными органами могут быть использованы такие меры обеспече­ния производства по делу, как доставление, администра­тивное задержание, в ряде случаев — изъятие товаров и транспортных средств для обеспечения уплаты возмож­ных штрафных санкций и др. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обосно­ван исходя из целесообразности ее применения.

7) Еще одним важнейшим принципом юридической от­ветственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что в априори ни одно таможенное правонаруше­ние не должно оставаться безнаказанным. А четкое и не­уклонное стремление таможенных органов и их должност­ных лиц к соблюдению этого принципа должно способ­ствовать повышению эффективности их правоохранитель­ной деятельности, укреплению правопорядка в стране и, в конечном итоге, ее экономической безопасности.

Таким образом, изучив понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения необходимо рассмотреть виды ответственности в таможенном праве.

1.2 Виды ответственности в таможенном праве

 

В теории права принято выделять четыре вида юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, и материальную (гражданскую). Основанием любого вида ответственности является правонарушение (таблица 1):

 

Таблица 1

Основные виды юридической ответственности и основания их наступления.

Вид юридической ответственности Основанием наступления юридической ответственности является:
Уголовная ответственность Преступление
Административная ответственность Административное правонарушение
Дисциплинарная ответственность Проступок
Материальная ответственность Деликт

 

Преступления, административное правонарушение, проступок, и деликт рассматриваются как разновидности родового понятия «правонарушение».

Следует отметить, что во-первых, не все из указанных правонарушений по своему содержанию являются правонарушениями в области таможенного дела; во-вторых ответственность за правонарушения в области таможенного дела регулируется в области таможенного дела.

Правонарушения в сфере таможенного дела (их еще на­зывают таможенными правонарушениями) делятся на пре­ступления и проступки. Последние, в свою очередь, под­разделяются на нарушения таможенных правил и на ад­министративные правонарушения, посягающие на нор­мальную деятельность таможенных органов. В этой свя­зи, ответственность за правонарушения в сфере таможен­ного дела следует подразделять на уголовную и админис­тративную. Предусмотренная нормами таможенного пра­ва гражданско-правовая ответственность таможенных ор­ганов, а также дисциплинарная и материальная ответ­ственность должностных лиц таможенных органов не яв­ляются видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Уголовная ответственность — вид юридической ответ­ственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфере таможенного дела. Привлечение к уголовной от­ветственности означает возбуждение уголовного дела, про­ведение расследования и судебное разбирательство. Пра­вовое последствие совершения преступления заключает­ся в применении к виновному в этом лицу государствен­ного принуждения в форме уголовного наказания. Уго­ловная ответственность наступает также за приготовле­ние к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных про­ступков в сфере таможенного дела. Она выражается в при­менении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного взыскания, если совершенные этими лицами правонару­шения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Таким образом определив, что уголовная и административная ответственность являются основными видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела рассмотрим их подробнее.

1.2.1 Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил

Борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфе­ре таможенного дела является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохра­нительной деятельности.

Понятие преступления содержится в ст. 14 Уголовного Кодекса Российской Федерации, со­гласно которой преступлением признается виновно совер­шенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотрен­ного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначитель­ности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причине­ния вреда личности, обществу или государству. И хотя данная законодательная формулировка не совсем коррек­тна, но она очень важна. Все правонарушения обществен­но вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деяни­ем, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административ­ных правонарушений.

Исходя из определения понятия «преступление» и опи­санного ранее предмета таможенно-правового регулирова­ния, можно сформулировать и понятие «преступление в сфере таможенного дела», именуемого еще таможенным преступлением.

Преступление в сфере таможенного дела — это предус­мотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспор­тных средств через таможенную границу таможенного союза, порядок их таможенного декларирования и тамо­женного контроля, а также на порядок взимания и упла­ты таможенных платежей.

В разных учебниках по таможенному праву это поня­тие трактуется по-своему, однозначного определения нет. Но вот обязательное наличие в нем фразы «предусмотрен­ное уголовным законом» является обязательным и прин­ципиально важным.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений:

- контрабанда (ст. 188 УК РФ);

- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

- невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

 Основной особенностью преступлений в сфере таможен­ного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по при­знакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необ­ходимо использовать также целый ряд иных законов.

Наиболее распространенным и общественно опасным преступлением в сфере таможенного дела является кон­трабанда. Контрабандой (от итальянского соntro — про­тив и bando- правительственное постановление) практи­чески во всех странах принято считать незаконное пере­мещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением.

Согласно ст. 188 УК РФ под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу таможенного союза товаров и иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжен­ное с недекларированием или недостоверным деклариро­ванием. Указанное преступное деяние наказывается ли­шением свободы на срок до пяти лет.

Контрабандой признается противоправное перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов в крупных размерах, то есть когда стоимость таких товаров и иных предметов превышает 500 установленных зако­ном минимальных размеров оплаты труда.

Здесь уместно вернуться к вопросу о вреде как одном из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений. Так вот, аналогич­ные действия по противоправному перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу, но не в крупных размерах, квалифицируются уже не как преступ­ление, а как административное правонарушение в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил).

Более опасным видом контрабанды является аналогич­ное противоправное перемещение через таможенную границу товаров, в отношении которых установлены специ­альные правила их ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вы­воза из нее. Так, лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой на­казывается контрабанда, предметом которой являются: наркотические средства, психотропные, сильнодейству­ющие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химичес­кое, биологическое и другие виды оружия массового по­ражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового пораже­ния, а также стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, а именно: совершение контрабанды неоднократно, либо совершение контрабанды должностным лицом с ис­пользованием своего служебного положения, либо — с применением насилия к лицу, осуществляющему тамо­женный контроль, контрабанда наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Неоднократность означает совершение лицом единолич­но или совместно с другими лицами противоправных дей­ствий два раза или более, если за ранее совершенное пре­ступление это лицо не было в установленном законом по­рядке освобождено от уголовной ответственности, либо судимость за ранее совершенное этим лицом аналогичное преступление не была погашена или снята.

Совершение контрабанды должностным лицом с исполь­зованием своего служебного положения означает, что ис­полнителями преступления могут быть служащие госу­дарственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителя­ми власти, либо выполняющие исполнительно-распоря­дительные или административно-хозяйственные функции постоянно, временно или по специальному поручению и в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодатель­ства таможенного союза. Прежде всего, это должнос­тные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, дея­тельность которых связана с постоянным перемещением товаров и транспортных средств и иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, началь­ники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т. п.), а также должностные лица — представители высших орга­нов государственной власти (федеральных и субъектов федерации) и Правительства РФ, пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей. Исполь­зование своего служебного положения при контрабанде означает, что какое-либо лицо из числа названных долж­ностное вопреки интересам службы совершает вытекаю­щие из его полномочий действия по незаконному переме­щению через таможенную границу предметов контрабан­ды либо по устранению препятствий на пути совершения данного преступления другими лицами.

Насилие как отягчающее обстоятельство при соверше­нии контрабанды проявляется в виде применения физи­ческого или психического насилия к лицу, осуществляю­щему таможенный контроль. Физическое насилие разли­чается по степени его проявления и может заключаться в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль, путем нанесения ему побоев или иным образом. Психи­ческое же насилие заключается в угрозе причинения фи­зического насилия независимо от степени его тяжести.

И наконец, наиболее опасной формой контрабанды счи­тается контрабанда, совершенная организованной груп­пой лиц, то есть устойчивой группой лиц, заранее объе­динившихся для совершения одного или нескольких пре­ступлений и распределивших между собой преступные функции (ст. 35 УК РФ). Такая форма контрабанды нака­зывается лишением свободы на срок от семи до двенадца­ти лет с конфискацией имущества.

Рассмотрим подробнее остальные виды таможенных преступлений, предусмотренных УК РФ и ответственность, возникающую в случае их нарушения.

1) Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деяния, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

2) Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3) Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

4) Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.2.2 Административная ответственность за нарушение таможенных правил

 

Нарушение таможенных правил является наиболее рас­пространенным видом противоправного посягательства на урегулированные нормами таможенного права обществен­ные отношения.

Понятие «нарушение таможенных правил» является за­конодательно определенным понятием. Таковыми наруше­ниями согласно ст.4 ТК ТС являются – административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

Нарушение таможенных правил является разновидно­стью административных правонарушений в сфере тамо­женного дела.

Объектом нарушения таможенных правил являются ох­раняемые государством общественные отношения:

- имущественного характера, возникающие по пово­ду перемещения через таможенную таможенного союза матери­альных благ (товаров и транспортных средств);

- неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных пра­вил», в таможенном праве существует еще и понятие «не­посредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные сред­ства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Таможенного кодекса ТС, предус­матривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил. Она может выражаться как в совершении определенных действий, так и в бездействии.

Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в про­шлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юри­дическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (дей­ствия либо бездействия), связанные с нарушением пра­вил, соблюдение которых входит в его установленные за­коном или иным нормативно-правовым актом обязаннос­ти в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весь­ма важной. В соответствии с таможенным законодательством, субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

а) предприятия, учреждения, организации, т. е. субъек­ты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо», а также лица, занимающиеся предпринимательской де­ятельностью без образования юридического лица;

б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилет­него возраста;

в) должностные лица, если в их служебные обязаннос­ти в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов таможенного законодательства таможенного союза и международных договоров государств-членов таможенного союза, контроль за исполне­нием которых возложен на таможенные органы.

Еще раз подчеркнем, что субъектом нарушения тамо­женных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных та­моженных правил. При этом, как свидетельствует тамо­женная практика, при совершении нарушений таможен­ных правил может иметь место соучастие, т. е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. Соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совер­шившее нарушение таможенных правил либо непосред­ственно участвовавшее в его совершении совместно с дру­гими лицами, а также совершившее правонарушение по­средством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возрас­та; дипломатических представителей иностранных госу­дарств и т. п.). Организатором признается лицо, организо­вавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем — лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможен­ных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совер­шению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть сле­ды правонарушения либо предметы, являющиеся непос­редственными объектами нарушения таможенных правил. При наложении взыскания на совершенное наруше­ние таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта право­нарушения: физическое или юридическое лицо.

Умысел предполагает, что лицо, совершившее наруше­ние таможенных правил, предвидит и желает наступле­ния общественно-вредных последствий своего деяния (пря­мой умысел) или сознательно допускает наступление этих

последствий (косвенный умысел). К нарушениям таможен­ных правил, которые могут быть совершены только умыш­ленно, относятся прежде всего таможенные правонаруше­ния так называемой «контрабандной» группы (сокрытие от таможенного кон­троля товаров; перемещение товаров и транспортных средств с обманным использованием доку­ментов или средств идентификации; не­декларирование или недостоверное декларирование това­ров и транспортных средств). К умыш­ленным относятся также действия, направленные на не­правомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получе­ние выплат или иных возмещений либо их невозвраще­ние без надлежащих оснований и др. Неосторожность может проявляться:

- как самонадеянность, когда лицо предвидит обще­ственно-опасные последствия своего деяния, но легкомыс­ленно рассчитывает на возможность избежать их;

- как небрежность, когда лицо не предвидит обще­ственно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

По небрежности могут быть совершены нарушения та­моженных правил, связанные с нарушением установлен­ного порядка производства таможенного декларирования и таможенного контроля.

Наряду с обязательными признаками субъективной сто­роны, каковыми являются умысел и неосторожность, мо­гут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведе­ния лица (побудительная причина совершения правона­рушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалифика­цию таможенного правонарушения.

Привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил юри­дических лиц, а также лиц, занимающихся предприни­мательской деятельностью без образования юридического лица достаточно наличия в их действиях (бездействии) признаков объективной стороны таможенного правонару­шения. Субъективная сторона здесь роли не играет и до­казыванию в процессе производства по делу не подлежит.

Общими принципами привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил являются:

1) Ответственность за нарушения таможенных правил наступает в случае, если эти нарушения по своему харак­теру не влекут за собой уголовной ответственности в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

2) Лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на основании законодательства, дей­ствующего во время совершения правонарушения.

3) Иностранные лица несут ответственность за нару­шения таможенных правил на общих основаниях с рос­сийскими лицами.

4) Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, органов внешней разведки, органов федеральной служ­бы безопасности, сотрудники иных военизированных орга­низаций, а также призванные на военные сборы гражда­не несут ответственность за нарушения таможенных пра­вил на общих основаниях. На общих основаниях несут ответственность также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, орга­ны внутренних дел, органы внешней разведки и иные подобного рода субъекты.

5) Привлечение юридических лиц, а также лиц, зани­мающихся предпринимательской деятельностью без обра­зования юридического лица, к ответственности за нару­шение таможенных правил не освобождает от ответствен­ности их должностных лиц и иных работников за нару­шение ими таможенных правил. Кроме того, привлече­ние должностных лиц и иных работников к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юридическое лицо, а также лицо, занимающееся пред­принимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица, от ответственности за нарушение таможен­ных правил. Этот принцип носит название принципа двусубъектности ответственности.

6) Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных правил, имеют обратную силу, т. е. распространяются и на правонарушения, совершен­ные до издания этих актов. А акты, устанавливающие или усиливающие ответственность - обратной силы не имеют.

7) Применение мер воздействия за нарушение таможен­ных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответ­ственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других предусмотренных Таможенным ко­дексом ТС требований.

8) При совершении одним лицом двух или более нару­шений таможенных правил взыскание налагается за каж­дое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого более строгим.

9) При определении меры взыскания за совершенное нарушение таможенных правил допускается возможность (с учетом всех обстоятельств дела, существенно снижаю­щих степень общественной опасности деяния) назначения более мягкой меры воздействия на правонарушителя, а при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил — и воз­можность полного освобождения правонарушителя от от­ветственности.

Таким образом, наличие ответственности за совершение различных деяний является гарантией правовой защиты и действенным средством обеспечения правопорядка на таможенной территории таможенного союза. В то же время, практика показывает, что количество административных правонарушений и преступлений и соответственно ответственность за данные деяния с каждым годом возрастает (особенно в рамках создания таможенного союза). Подробнее попробуем исследовать эту проблему, рассмотрев деятельность Приволжского регионального таможенного управления в сфере уголовного и административного законодательства.


ТЕМА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

2.1. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

2.2. Понятие квалификации административных правонарушений

2.3. Составы административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)

 

2.1. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Понятие административного правонарушение впервые было сформулировано в 1984 году в Кодексе об административных правонарушениях. В действующем на сегодняшний день Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дается следующее определение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об админ



2019-11-13 995 Обсуждений (0)
Понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные принципы юридической ответственности за таможенные правонарушения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)