Копии и утопии патриарха Никона
Но посмотрим, насколько Никон был западником. Это тоже на самом деле один из мифов, которые устойчиво держатся. Дело в том, что Никон не был сторонником, как тогда говорили, фряжского письма. Фрязи – так называли итальянцев. А, скажем, Карп Золотарев уже, конечно, абсолютно ориентируется на итальянцев, даже уже не на Украину, не на Западную Белоруссию, а именно на итальянцев. А Никон-то не был сторонником этих новшеств! Об этом говорит один такой факт: в один год, когда была Неделя торжества православия, а мы знаем, что этот праздник связан прежде всего с иконопочитанием, Никон прошелся по московским церквям и срывал со стен плохие иконы, как он считал, негодные иконы и бросал их оземь, чем очень удивил москвичей. Потому что, конечно, даже с негодными иконами, в общем, у нас не принято было так обращаться. Оказывается, он срывал со стен именно иконы фряжского письма, иконы, которые ему казались недостаточно духовными. Т.е. он тоже, со своей стороны, старался бороться с этими новшествами. Но ничего, конечно, ни у кого не получалось. Не получилось у Никона, не получилось у старообрядцев, которые, казалось бы, ориентировались на старое письмо, а на самом деле далеко от строгановских мастеров не отходили. И вообще этому процессу уже невозможно было поставить заслон. Да, собственно говоря, конфликт у Никона произошел не только с протопопом Аввакумом, но и с самим царем. Царю, видимо, надоели имперские притязания Никона, или притязания его, скорее, устроить из Москвы не столько Иерусалим, сколько Ватикан и самому быть таким, как Папа Римский. Размолвка царя с Никоном произошла, и Никон удалился в свой вотчинный монастырь Новый Иерусалим. Собственно говоря, здесь-то мы и видим, чего хотел на самом деле Никон. Никон был, конечно, человеком огромных идей, огромных геополитических утопий. И задумал он свой вотчинный монастырь сделать ни много ни мало, как копией с храма Гроба Господня, который стоит в центре Иерусалима и является самой главной христианской святыней, древней святыней. Он выкупил территорию на реке Истре, назвав ее потом Иорданом, потому что эта территория ему показалась похожей на Иерусалим. Никогда не будучи в Иерусалиме, так себе Святую Землю, видимо, представлял Никон. И он здесь построил Воскресенский собор и этот удивляющий до сих пор комплекс монастыря. Он отправил монаха Троице-Сергиевой лавры Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы тот снял точный план с храма Гроба Господня с базиликой Воскресения, и по этому точному плану он решил построить этот храм. Но он не был бы Никоном, если бы он не хотел превзойти эту святыню. И он ее превзошел. Потому что план этого храма гораздо более сложный, чем даже у самого иерусалимского храма. И он захотел здесь построить 365 алтарей, чтобы каждый день служить на одном алтаре. Ну, до конца он свой план не осуществил, храм только заложил и построил частично. Проработав здесь над этим своим любимым проектом, прожив здесь много лет, Никон был вызван в Москву и на Большом московском Соборе 1666 года, который, кстати, и разбирал дело протопопа Аввакума, и принял отречение Никона, Никон, можно сказать, в общем-то потерпел фиаско. Он думал, что за ним побегут, за ним пошлют, его призовут снова на патриаршество, но этого не сделалось. И спор между протопопом Аввакумом и Никоном решился в пользу царя Алексея Михайловича Тишайшего. Вот здесь я как раз и возвращаюсь к той самой идее, что фигура царя весьма загадочна. С одной стороны, он вроде бы был в стороне от всех этих споров. А с другой стороны, именно он решил судьбу и русской церкви, и русской культуры, и Аввакума, который был сослан в Пустозерск и там потом сожжен, и Никона, который был сослан даже не в собственную вотчину, а в далекий Ферапонтов монастырь, который мы хорошо знаем по работе там Дионисия, но который к XVII в. стал такой тюремной зоной для монахов, тюрьмой для опальных иерархов. Сегодня монастырь восстановлен. Он был достроен, кстати, уже после смерти Никона, в XVIII в. при Елизавете Петровне и имеет множество барочных элементов. Никон в Ново-Иерусалимский монастырь вернется, но вернется умершим в дороге. Его вернул уже следующий царь, Федор Алексеевич. Никон не доедет до своей вотчины, а умрет в дороге и будет похоронен здесь же, на территории этого монастыря, вернее, в подклете этого храма. Восстановлен он, конечно, по состоянию на XVIII в., но тем не менее вот эта огромная идея Никона с переименованием всей территории вокруг монастыря… Ручей назван потоком Кедрон, сад, который простирается за монастырем, конечно, Гефсиманским садом был назван. Здесь Никон построил свой скит и сюда удалялся каждый Великий пост. Т.е. это все остается памятником его грандиозной идеи – превратить Россию в собрание святынь. Не надо, дескать, никуда, ни в Иерусалим, ни на Афон ехать, а достаточно приложиться к этим святыням здесь у нас, в России. Это идея копии. Вообще идея копии появляется в XVII в. Точные копии, например, Владимирской иконы Божьей матери впервые были написаны именно в XVII в. Копии святынь, копии целых архитектурных сооружений – это все идеи именно XVII в. Но что интересно: Никону-то хотелось не немецких обычаев, а или греческих, или, как ни странно, грузинских. В это время же завязываются тесные отношения с Грузией. Грузия просит протектората России, Грузия просит Россию как-то ее защитить от персов. И Россия принимает в этом участие. Это отдельная история, мы сейчас ее не будем касаться. Но интересно, что два из трех заложенных и построенных Никоном монастырей ориентируются именно на грузинскую культуру. Иверский Афонский монастырь – это был грузинский монастырь. Никон не только привозит оттуда икону Иверской Божьей Матери, но и на Валдае, на озере Валдай, закладывает замечательный, действительно очень красивый монастырь Иверской Божьей Матери как точную копию Иверского Афонского монастыря. Но есть еще одна копия, осуществленная Никоном. Это остров Кий, мимо которого он когда-то проплывал и спасся там от бури. Он поставил там крест, и потом, будучи уже патриархом, заложил на этом острове Крестный монастырь, который стал копией Крестового монастыря в Иерусалиме. Это тоже был грузинский монастырь, он был построен на том месте, где, по преданию, росло крестное дерево, т.е. дерево, из которого был изготовлен крест для Иисуса Христа, когда его распяли на Голгофе. Его распяли на кресте, сделанном из трех целых деревьев, сросшихся вместе. Т.е. по преданию его крест был изготовлен из такого вот удивительного дерева. На месте этого дерева был поставлен Крестовый монастырь, и он был грузинский, там еще был в свое время насельником монастыря Шота Руставели. И вот это очень удивительно, что как бы таким символом реального православного царства для Никона оказывается Грузия, а вовсе не Западная Европа. В одной из московских церквей, а именно в церкви Сергия в Крапивниках, сохранился так называемый кийский крест. Крест, в который я не знаю, сколько там мощей и святых вставлено, но который был сделан по велению как раз Никона. Вот он собирал эти святыни и большую часть из них, наверное, вставил в этот крест. Один из мастеров Оружейной палаты, Иван Салтанов, создал даже такую икону «Кийский крест», где представил этот крест с множеством мощевичков, с этими святынями, предстоящими Константином, Еленой, Алексеем Михайловичем и царицей Марией, а также коленопреклоненным Никоном. Ну, эта икона, конечно, создана еще в то время, когда Никон был не в опале, Никон был лучшим другом царя и духовником его. Можно сказать, что это символ никоновского правления и символ той культуры, которая создана была в XVII в., где внешнее великолепие соединялось с этим особым отношением к святыням, новое благочестие соединялось с идеями какого-то особого геополитического значения России. К сожалению, XVII в. закончился расколом. К сожалению, большинство из идей, которые присутствовали в голове у Никона, у Алексея Михайловича, в России как в европейской стране, может быть, не очень осуществились. И то, что этот век закончился расколом, следующий царь Петр I, сын Алексея Михайловича, вообще отменил патриаршество, глядя на все эти дрязги между царем и патриархом, тоже говорит о многом. Век начинался со Смутного времени и закончился смутой. Не случайно его зовут бунташным веком. Он закончился стрелецкими бунтами и расколом. Век начинался с разорения, пришел, может быть, и к расцвету культуры, но культуры, которая внутри себя была очень не цельной и тоже готовой к чему-то новому, но еще не родившемуся. И этому новому, можно сказать, кесарево сечение буквально сделал Петр, потому что он помог этому родиться уже искусственным образом. Вот этому европейскому уровню культуры, до которого XVII в. не дотягивал, а уже в XVIII в. это было сделано насильственной рукой самого царя. Ну, вот такой XVII век. Его итоги очень интересны, и вообще его проблемы, мне кажется, до сих пор не осмыслены, поэтому такое разное к нему отношение даже у специалистов. Одни считают его веком, заключающим древнерусскую традицию, другие, наоборот, что он начинает новую Европу, что правильно рассматривать новоевропейское время не с Петра, а нужно рассматривать именно с XVII века. Одни считают этот век концом традиций, другие, наоборот, возрождением традиций. В общем, век действительно очень сложный. Материалы · Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. · Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII- начала XVIII века. М. Искусство, 1983. · Брюсова В. Г. Федор Евтихиев Зубов. М., 1985. · Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М., Индрик, 2008. · Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992. · Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Образы дольнего и горнего. М., ДИК, 2008. · История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX в. М., 2002. · Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004. · Симон Ушаков — царский изограф. М., Третьяковская галерея, 2015. · Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М.: Индрик, 2003. · Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913. Т. 1,2. · Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2008. Галерея (76)
Изображение Московского Кремля из книги С. Герберштейна «Записки о московских делах». 1563 г.
Сигизмунд Герберштейн в шубе, пожалованной ему царем Василием III в 1517 г.
Борис Годунов. XVII в.
Димитрий Царевич. Ок. 1606.
Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич. Начало XVII в. Богоматерь Казанская. 1606
Ипатьевский монасырь, Кострома
Портрет царя Михаила Федоровича
Феодоровская икона Божией Матери. Предпол. XIII в.
Феодоровская Богоматерь. 1-я половина XVII в. Богоматерь Федоровская. ХVII в.
Богоматерь — Гора нерукосечная, с предстоящими. XVII в.
Богоматерь Боголюбская с предстоящими. 1613 – 1625
Богоматерь Боголюбская с первыми Романовыми, или Моление о народе. 1-я четверть XVII в.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1620-е Иоанн Предтеча. Середина XVII в.
Клеймо с иконы Максима Блаженного. XVII в.
Церковь Св. Троицы в Никитниках. 1631-1634
Палаты Аверкия Кириллова. 2-я половина XVII в.
Успенский собор Московского Кремля Роспись Успенского собора
Успенский собор Московского Кремля
Похвала Богородицы
Новозаветная Троица
Положение ризы Господней. Ок. 1627 Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680
Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1660–1665
Богоматерь Иверская афонская. 1650
Богоматерь Киккская. 1668
Палаты Симона Ушакова в Москве на Китай-городе Спас Нерукотворный. 1658
Спас Нерукотворный. 1661
Спас Нерукотворный. 1668
Спас Нерукотворный. 1678
Христос – Великий Архиерей. 1658 Св. Сергий Радонежский
Св. Сергий Радонежский. Лик
Троица Ветхозаветная. 1671
Похвала Владимирской иконе – Древо государства Российского. 1668
Похвала Владимирской иконе – Древо государства Российского. 1668 Похвала Владимирской иконе – Древо государства Российского. 1668
Свт. Алексий Московский. 1690-е
Богоматерь Смоленская. XVII в.
Св. Троица. 1700
Св. Троица. Лик ангела. 1700 Св. Троица. 1700
Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVIII в.
Вертоград заключенный. Ок. 1670
Богоматерь Гора нерукосечная. Начало XVIII в. Богоматерь Гора нерукосечная. Младенец Христос. Начало XVIII в.
Церковь Ильи пророка. 1647—1650
Церковь Ильи пророка. Иконостас
Уборка урожая. 1680
Росписи церкви Ильи пророка. 1680 Шестоднев. 1680
Христос и его невеста-Церковь. 1680
Благовещение. Лицевая Библия Пискаторов. XVII в.
Евангелист Матфей. Лицевая Библия Пискаторов. XVII в.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. 1690-1694 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Иконостас
Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фрагмент
Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фрагмент
Св. Екатерина. Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Протопоп Аввакум. Конец XVII – начало XVIII вв.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Основан в 1556 г.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь с высоты птичьего полета. Основан в 1556 г.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. 1656—1685
Восстановленный иконостас Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря Скит Никона. 1658
Валдайский Иверский монастырь. 1653
Валдайский Иверский монастырь с высоты птичьего полета. 1653
Онежский (Кийский) Крестный монастырь. Основан в 1556 г.
Кийский крест. 1656 Кийский крест с предстоящими. 1670-е
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |