Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б) по характеру и объему властных полномочий:



2019-11-13 243 Обсуждений (0)
Б) по характеру и объему властных полномочий: 0.00 из 5.00 0 оценок




– должностные лица;

– представители власти;

– административно-вспомогательный персонал;

– функциональный (оперативный, основной) персонал;

в) по видам службы, на которой находятся:

– служащие обычной (гражданской) службы;

– служащие специальной (милитаризованной) службы (воинские должности, должности правоохранительной службы, должности государственной оперативно-спасательной службы);

г) по распределению государственной власти:

– государственные служащие законодательной власти;

– государственные служащие исполнительной власти

– государственные служащие судебной власти.

В учебной и научной литературе предлагаются и другие варианты разделения государственных служащих.

Наибольшую практическую значимость имеет классификация по характеру и объему предоставленных полномочий, причем наибольшие трудности вызывает разграничение понятий «должностное лицо» и «представитель власти».

К должностным лицам относятся руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законодательными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Должностные лица имеют право осуществлять в пределах своей компетенции властные действия, которые приводят к юридическим последствиям.

Представители власти – это государственные служащие, которые имеют право ставить юридически-властные требования, давать указания, делать предписания и применять меры административного воздействия в отношении органов и лиц, которые не связаны с ними служебными отношениями и не находятся в их подчинении, то есть в отношении “третьих лиц”.

К функциональному (оперативному) составу относятся государственные служащие – специалисты, характер работы которых обусловлен задачами государственного органа, в котором они работают. Они лично осуществляют функции, ради которых создан данный орган.

Правовой статус служащего неразрывно связан с понятием должности, которая определяет такие его аспекты:

- социальный (горизонтальные и вертикальные отношения);

- организационный (место должности в структуре органа);

-правовой (круг полномочий, функции, права, обязанности, ответственность).

Должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Штат – это постоянный, установленный состав сотрудников определенного юридического лица, которые находятся в организационно-правовой связи и обеспечивают выполнение возложенных на них функций и задач.

Должности государственных служащих классифицируются с учетом организационно-правового уровня органа, объема и характера компетенции лица на определенной должности, роли и места должности в структуре государственного органа. В последнее время актуальным является вопрос классификации государственных должностей (эта категория шире, чем должность государственной службы), в основе которой разделение должностей на политические и должности государственной службы.

В органах государственной власти выделяются следующие три типа должностей:

1) политические (должности, которые не относятся к должностям государственных служащих, замещаются, как правило, представителем партии, победившей на выборах или лицом, непосредственно избранным народом на выбранный срок);

2) административные (должности первых заместителей министров, государственных секретарей министерств, руководителей, заместителей руководителей и специалистов, кроме политических и патронатных);

3) патронатные (должности советников, консультантов, помощников, пресс-секретарей и другие должности, предусмотренные штатным расписанием для организационного и информационно-аналитического обеспечения деятельности Главы ДНР Председателя Народного Совета ДНР, членов Совета Министров ДНР, главы местных государственных администраций, которые самостоятельно осуществляют отбор на указанные должности).

Как уже отмечалось, регулирование государственной службы основывается на положениях Конституции ДНР, Закона ДНР «О государственной службе», и целого ряда нормативно-правовых актов. Правовой статус Главы ДНР, Председателя Народного Совета ДНР и его заместителей, членов Совета Министров ДНР, Председателя и членов Верховного Суда ДНР, Генерального прокурора ДНР, его заместителей определяется специальными законами ДНР.

Правовой статус государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и т. п. определяется согласно положениям Закона ДНР “О государственной службе”, если иное не предусмотрено законами ДНР.

Традиционно к статусу государственного служащего включаются следующие элементы: права, обязанности, ограничения, поощрения и гарантии, ответственность, которые органично сочетаются между собой.

В Законе ДНР «О государственной службе» права, обязанности государственных служащих и другие элементы прямо не закреплены. Правовое положение (статус) государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим законом о виде государственной службы.

Рассмотрим отдельные аспекты статуса государственного служащего, начиная с предоставленных ему прав.

Анализируя научную литературу и законодательство ДНР можно выделить такие права государственных служащих:

− пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам ДНР Конституцией и законами ДНР;

− участвовать в рассмотрении вопросов и принятии в пределах своих полномочий решений;

− получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионального самоуправления необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции;

− на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан;

− требовать утверждения руководителем четко определенного объема служебных полномочий по должности служащего;

− на оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, ранга, который ему присваивается, качества, опыта и стажа работы;

− беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы в необходимых случаях давать личные объяснения;

− на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории;

− требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения;

− на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда;

− на социальную и правовую защиту в соответствии с его статусом;

− защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке.

В свою очередь, основными обязанностями государственных служащих являются:

− соблюдения Конституции ДНР и других актов законодательства ДНР;

− обеспечение эффективной работы и выполнение заданий государственных органов согласно их компетенции;

− недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина;

− непосредственное выполнение возложенных на них служебных обязанностей, своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей;

− сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна при исполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению;

− постоянное совершенствование организации своей работы и повышение профессиональной квалификации;

− добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, инициатива и творчество в работе.

Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, которое противоречит действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме доложить об этом должностному лицу, которое дало поручение, а в случае настаивания на его выполнении - сообщить высшее по должности лицо.

Государственный служащий должен:

 − добросовестно выполнять свои служебные обязанности;

− уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, придерживаться высокой культуры общения;

− не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного служащего.

Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

Особенность правового статуса обуславливают определенные относительно государственных служащих ограничения – общего и специального характера:

– заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

– выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, деятельности и медицинской практики);

– способствовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности с целью получения за это вознаграждения или льгот;

– входить в состав руководящих органов субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

– принимать подарки или услуги от лиц в связи со своей служебной деятельностью;

– принимать участие в забастовках, или совершать другие действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа и тому подобное.

Особый правовой статус государственных служащих предопределяет специфику и их социального обеспечения, т. е. систему государственного обеспечения и обслуживания государственных служащих. За добросовестный непрерывный труд в государственных органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей государственным служащим выдается денежное вознаграждение в размере и порядке, устанавливаемых Советом Министров ДНР. За особые трудовые заслуги государственные служащие представляются к государственным наградам и присвоению почетных званий. Законом "О государственной службе" регулируются также вопросы предоставления ежегодных и дополнительных отпусков, социально-бытового обеспечения государственных служащих, пенсионного обеспечения и денежной помощи государственным служащим.

 

       3. Правовые вопросы прохождения государственной службы

Правовое регулирование прохождения государственной службы осуществляется в части организации подбора кадров, продвижение (перемещение) по службе и условий прекращения государственной службы.

Прохождение государственной службы – это совокупность юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением государственно-служебных отношений, а именно с принятием на государственную должность, служебной карьерой и прекращением службы.

Этот постоянно продолжающийся процесс носит двухэтапный характер. Традиционно выделяют следующие стадии (или этапы):

1) принятие на службу;

2) продвижение по службе;

3) прекращение службы.

Прохождение государственной службы всегда начинается с поступления на государственную службу. Различают общие и специальные требования, соблюдение которых является необходимым для поступления на государственную службу и ее прохождения.

Общие требования связаны прежде всего с правовым статусом лиц, в частности, гражданство ДНР. Согласно ст.12 Закона ДНР "О государственной службе" на государственную службу по контракту вправе поступать дееспособные лица, достигшие 18 летнего или иного возраста, установленного законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида, владеющие государственными языками ДНР, знающие основные положения закона о виде государственной службы.

Специальные требования предъявляются к личности в зависимости от сферы государственной службы и конкретного вида должности, на которую лицо претендует. Такие требования касаются уровня образования, квалификации, профессиональной подготовки, состояния здоровья, прохождения испытательного срока или стажировки, необходимости проверки на допуск к государственной службе, стажа работы, наличия ученых степеней и званий и тому подобное.

С принятием на государственную службу связывается категория замещение должности, которая осуществляется путем назначения, конкурса или по контракту. Наиболее распространенным способом в современных условиях является конкурсный отбор.

В основу института конкурсного приема граждан на государственную службу возложены идеи объективной оценки деловых качеств работника, принципы равноправия, соответствия способностей и профессионального уровня требованиям конкретного вида деятельности в системе государственной службы, гласности и прозрачности.

Конкурсная процедура включает следующие этапы:

1) публикация объявления государственного органа о проведении конкурса в печати или распространения через другие средства массовой информации;

2) прием документов от лиц, желающих принять участие в конкурсе, и их предварительное рассмотрение на соответствие установленным квалификационным требованиям к соответствующему уровню должности;

3) проведение экзамена и отбор кандидатов.

Прохождения службы является продвижение по государственной службе. Вообще перемещение государственного служащего по службе может осуществляться: на высшую должность с целью продвижения работника по службе, на равнозначную должность для целесообразного использования деловых качеств служащего, на низшую должность в случаях сокращения штата, по состоянию здоровья, по собственному желанию, по результатам проведения аттестации. Понятие продвижения по службе в определенной степени совпадает с категорией служебной карьеры.

Вообще мировая практика института государственной службы развивается в двух направлениях: карьерном и должностном.

При карьерной системе (характерно для континентальной правовой системы) чиновник поступает на государственную службу на все время своей профессиональной деятельности. В процессе службы он последовательно получает должностное повышение, то есть “делает карьеру”, продвигается по службе.

При должностной схеме – заключает контракт по выполнению определенных функций на соответствующей должности в государственном аппарате в течение определенного времени. В таком случае продвижение по службе отсутствует. Должностная государственная служба характерна для англосаксонской правовой системы.

Государственная служба в ДНР карьерная с отдельными институтами должностной государственной службы. Считается, что карьера есть индивидуально осознанной позицией и поведением, связанным с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека. Различают два вида карьерыпрофессионально-должностная (должности, которые занимает человек в течении своей жизни) и внутриорганизационная (охватывает последовательность должностей, которые занимает работник в рамках одной организации.

Служебная карьера - это продвижение по службе государственного служащего путем занятия более высокой должности на конкурсной основе или путем присвоения ему более высокого ранга. Принятие и продвижение по службе лица проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. Установлено 7 категорий должностей государственных служащих и 15 рангов.

Положение о рангах служащих утверждается Советом Министров ДНР. С целью занятия должностей и продвижения по службе государственных служащих в государственных органах создается кадровый резерв, зачисление в который производится руководителем государственного органа по предложениям руководителей его структурных подразделений. На каждую должность формируется кадровый резерв в количестве не менее двух работников

 Одним из важных факторов формирования действенного кадрового резерва и мерой предотвращения проявлений коррупции среди государственных служащих является ротация кадров, то есть горизонтальное и вертикальное перемещение государственных служащих на должностях в структурных подразделениях, в которых они работают и других органах, с целью приобретения ими новых знаний, умений, профессиональных навыков, необходимых для карьерного продвижения.

Важным элементом института государственной службы является оценка профессиональной деятельности государственных служащих. Эффективность деятельности государственного аппарата зависит от результатов деятельности каждого государственного служащего.

Важным звеном кадровой работы является повышение квалификации государственных служащих. Результаты обучения и повышения квалификации является одним из оснований для продвижения по службе. Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования. Повышение квалификации государственных служащих происходит постоянно, но не реже одного раза в пять лет.

Статус государственного служащего утрачивается с момента прекращения государственно-служебных отношений, что может произойти на основаниях, определенных трудовым законодательством, в частности ст.36 Кодекса Законов Украины о труде, и при условиях, установленных законодательством о государственной службе.

Гарантией стабильности кадрового состава государственной службы является законодательное положение о том, что смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы.

 Следует различать понятия "прекращение государственной службы" и "отставка государственного служащего", которые соотносятся как целое и часть. Собственно прекращение государственной службы может происходить или путем освобождения (при наличии вышеуказанных оснований) или в связи с отставкой.

Отставкой является прекращение государственной службы служащим, занимающим должность первой или второй категории, по его письменному заявлению, при наличии следующих оснований:

1) принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица,

2) этические препятствия для пребывания на государственной службе;

3) принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, которое противоречит действующему законодательству, что может причинить значительный материальный или моральный вред государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;

4) состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).

Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, которые назначили государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней принимается в месячный срок. В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать исполнение служебных обязанностей и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины.

Следовательно, государственно-служебные отношения прекращаются изданием уполномоченным органом или должностным лицом административного акта об освобождении государственного служащего от должности или его отставке. Решение о прекращении государственной службы может быть обжаловано государственным служащим непосредственно в суд.



2019-11-13 243 Обсуждений (0)
Б) по характеру и объему властных полномочий: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б) по характеру и объему властных полномочий:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)