Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы и формы обеспечения законности



2019-11-13 249 Обсуждений (0)
Способы и формы обеспечения законности 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 9. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении

 

    Направление подготовки     40.03.01 Юриспруденция

Донецк 2019

План

Вступление

1. Законность в сфере государственного управления

2. Способы и формы обеспечения законности

3. Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении

4. Обращения граждан как способы обеспечения законности в государственном управлении

Выводы

Литература

1. Конституция Донецкой Народной Республики принята Народным Советом ДНР 14.05.2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/

2. О местных выборах Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 28.10.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vida.ucoz.ua/index/o_mestnykh_vyborakh/0-21

3. Официальный сайт Совета Министров ДНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smdnr.ru

4. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dnrsovet.su/ru/

5. Официальный сайт Главы ДНР, Председателя Совета Министров [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://av-zakharchenko.su

6. Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право Украины (Общая часть). Учебное пособие. - Х.: - ООО "Одиссей", 2009.

7. Колпаков В.К. административное право Украины : учебник. - К.: Юринком Интер, 2009.

8. В.К. Колпаков "Административное право Украины" Учебник, Киев, "Юринком Интер", в 2010 г. . 648

9. "Административное право Украины" Пособие для подготовки к экзаменам, Киев, в 2010 г. с. 416.

10. Кодекс України про адміністративні правопорушення. Закон УРСР від 07.12.1984 № 8073-X // Відомості Верховної Ради УРСР. –1984. – № 51. – Ст. 1122.

11. Про державну службу: Закон України від 16 грудня 1993 року // ВВР. -1993. - № 52". - Ст. 490; 1995. - № 34. - Ст. 268.

 

Вступление

 

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотделимы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обуславливается рамками закона. Словарь определяет законность как «общепринятое, устоявшееся правило общежития, норму поведения», которая охраняется законами, а дисциплину - как «твердо установленный порядок, соблюдение которого является обязательным для всех членов данного коллектива; распорядок».

Законность обязательна для всех элементов государства (органов законодательной, исполнительной, судебной власти, других государственных и негосударственных образований, граждан). Она также является обязательным условием, обеспечивающим беспрепятственную реализацию прав граждан, общественных образований на самовыражение и свободное развитие.

Внешне законность выражена в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, в которых нормы права находят свое внешнее отражение. «Законность – это, прежде всего, наличие достаточного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права».

Будучи условием свободного развития всех и каждого, законность не должна отождествляться с вседозволенностью. Именно законность, отраженная в правовых актах, является той гранью, которая ограничивает свободу каждого ради свободы всех.

 

 

1. Законность в сфере государственного управления

 

Законность является сложным государственным и юридическим явлением, и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного управления и как его режим.

В научной литературе существует много определений законности, поскольку эта категория является довольно разноплановой, и ученые часто рассматривают указанное явление не в целом, а лишь тот или иной его аспект, ту или иную связь законности с социальными процессами. В частности, законность в литературе рассматривается и как принцип деятельности государственных органов, и как своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и как строгое требование соблюдения законов.

Термин «законность» является производным от термина «закон» и является обобщающим понятием, охватывающим все стороны жизни права – от его роли в создании закона к реализации его норм в юридической практике. Так что в юридической науке законность понимается как «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и объединениями граждан».

Характеризуя законность как метод государственного управления, говорят о совокупности способов, приемов и средств, с помощью которых управленческая деятельность направлена ​​на выполнение законов, причем в установленных законом формах и установленными законами методами. Рассмотрение законности как режима порождает отождествление ее с таким принятым в государстве порядком, согласно которому все правовые акты и организационные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляются, исходя из положений законов.

Понятие «законность» характеризует правовую действительность и с точки зрения практической реализации права. В то же время данное понятие выражает реалистичное отношение к праву, его общеобязательности, степени влияния на общественные явления, а также характеризует ценность права.

Законность также рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле понятие законности – это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле слова – это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу целесообразности закона.

По своей сути законность – явление многоплановое и емкое.

Основой законности есть законы, вместе с тем понятие «законность» и «закон» не тождественны, несмотря на то, что управление обществом с помощью законов очень тесно соприкасается с режимом законности. Без законов невозможно говорить о законности. Управление людьми посредством издания законов, содержащих общие правила поведения, обязательные для исполнения, – альфа и омега законности, но истории известны примеры, когда законы издавались, но законности не было или почти не было. Сегодня трудно представить государство, которое в своей деятельности не использовало бы законы, но в истории есть примеры, когда государство ориентировалось преимущественно на использование силы, а не на право.

В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного понятия государственного управления, что связано с различными подходами к решению этого важного вопроса. Государственное управление понимается с точки зрения содержания, сущности, форм, которые оно приобретает и в которых функционирует, отграничения от других форм (видов) государственной деятельности (законодательной, судебной). Представители общесоциологических научных направлений при исследовании проблем управления исходят из его реального содержания как специфического вида общественной деятельности, направленной на систематическое осуществление определенного воздействия людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, на основании познания и использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций, с целью обеспечения ее функционирования и достижения поставленных целей.

Связи и отношения, возникающие в результате управленческой деятельности, образуют сложную социальную систему. От того, кто осуществляет управленческое воздействие, зависит не только эффективность применения способов управления, но и устойчивость системы государственного управления. При этом устойчивость любой социальной системы может быть достигнута только в случае управленческого воздействия на управленческие структуры со стороны структур, управляемых. Как правило, государство отождествляют с властью, главным образом – исполнительной, реализация которой обеспечивается аппаратом государства: конкретными ее органами и должностными лицами. Таким образом, фактически государственное управление осуществляется через систему государственных органов должностными лицами этих органов, которые наделены властными полномочиями. Итак, именно принцип законности должен быть положен в основу деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, что и отражено в ч. 3 ст. 7 Конституции Донецкой Народной Республики: «Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики».

Характеристики законности как метода в большинстве сводятся к совокупности способов, приемов и средств, с помощью которых управленческая деятельность вводится в «русло» законов, направляется на выполнение законов, причем в установленных законом формах и определенных законами методах.

Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица должны действовать исключительно в пределах, определенных соответствующими видами правовых норм.

В условиях демократического правового государства законность предполагает единство ее внешней стороны (строгое выполнение законов) и внутренней (наличие правовых законов). Поэтому категория «законность» должна отражать не только процесс выполнения, соблюдения правовых законов, но и обеспечение издания сугубо правовых законов, то есть процесс законотворчества. Единство этих процессов в литературе находит свое выражение в термине «правозаконность».

Содержание принципа законности составляет система более конкретных требований; всеобщность законности, означает обязательность законов и других нормативно-правовых актов для всех участников общественных отношений без исключения; обеспечение верховенства права и закона в деятельности органов и должностных лиц, граждан и их объединений; обеспечение равенства всех перед законом; независимость правосудия; неотвратимость наказания за совершение правонарушений и тому подобное. Эти требования законности в свою очередь конкретизируются в более детальных требованиях, направленных на регулирование поведения субъектов права в отдельных сферах государственной и общественной деятельности.

Некоторые из этих требований адресуются непосредственно к деятельности законотворческих органов государства. Это, например, требование издавать законы, подзаконные нормативно-правовые акты в соответствии с потребностями общественного развития, интересов и воли народа, принципов гуманизма, справедливости, неотъемлемых прав и свобод человека, обеспечивает их правовой характер. Другие требования законности характеризует процесс реализации права, например, правильное применение норм права в соответствии с теми фактическими обстоятельствами, на которые распространяется их влияние; правильный выбор нормы права; соблюдения правовой процедуры при получении доказательств виновности или ее отсутствия и тому подобное.

Со стороны деятельности государства законность выступает как метод государственного управления обществом, которое осуществляется исключительно правовыми средствами. Как метод государственного управления обществом законность означает, что:

1) органы государства и должностные лица при осуществлении своей деятельности, разрабатывая и принимая решения, опираются на принципы и требования законности;

2) при организации реализации принятых решений они не выходят за пределы своей компетенции;

3) при осуществлении контроля и надзора за законностью действий участников общественных отношений они придерживаются правовых процедур, используют правовые средства и способы.

Метод законности является основанием для применения других методов государственного управления: организации, принуждения, воспитания, контроля и т. Он предполагает высокий уровень правовой культуры и одновременно является средством повышения уровня общей и правовой культуры.

Законность есть и режим реально действующего права, состояние (атмосфера) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам, которые, в свою очередь, призваны отражать принципы свободы и справедливости, что заложено в праве.

Режим законности – непременный элемент демократии, потому что без законности демократия может перерасти в охлократию – власть толпы. Без законности нет демократии, без демократии невозможно обеспечить законность. Законность и демократия – факторы построения правового государства.

Управление государством обеспечивается с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан.

 

Способы и формы обеспечения законности

 

Законность в государственном управлении обеспечиваются тремя основными способами - проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан. Однако осуществлению этих конкретных юридически значимых действий предшествует убеждение, которое проявляется в предупреждении, разъяснении, воспитании, а также в формировании определенных стимулов законопослушного поведения субъектов государственного управления.

Деятельности по обеспечению законности придается государственно-правовой характер, а органы, которые осуществляют такую деятельность (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные образования и пр.), наделяются юридически властными полномочиями. Такого рода деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные в соответствующих нормативных актах, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем эти способы тесно связаны между собой единством цели — обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Контроль — основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из наиболее важных элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государству структур. Контроль также выступает одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан.

В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность и межотраслевое государственное управление. Сама контрольная деятельность осуществляется путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и др. Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются:

1) соблюдения плановой, финансовой, ценообразующей, договорной, технологической, исполнительной, трудовой и других видов государственной дисциплины;

2) использование государственных ресурсов;

3) выполнение природоохранного законодательства;

4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе;

5) выполнение социальных программ и др.

Контроль следует отличать от близкого к нему вида государственной деятельности - надзора, хотя у них есть некоторые одинаковые черты. Единственная цель - обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы - проверки, истребование отчетов, объяснений и др., обязательность указаний. Но контроль в отличие от надзора проводится повседневно и непрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единый государственный орган - прокуратура. Различна у них и нормативная база.

Главное же, чем отличается контроль от надзора, -это то, что контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратура лишена таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановлении (при наличии оснований для этого) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или высших относительно них органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлена. Прокуратура, осуществляя надзор, только ставит вопрос об устранении выявленных ею нарушений законодательства. Прокурор приносит протест, вносит предписание или представление об устранении нарушений закона или выносит постановление о дисциплинарном производстве, производстве по делу об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц, но самостоятельно никаких конкретных действий по ликвидации (прекращению) противоправной ситуации не осуществляет. Конкретные действия по наведению порядка осуществляют компетентные должностные лица - само лицо, виновное в совершении правонарушения, или высшее должностное лицо, имеющее право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного ей объекта.

Следовательно, контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, которая обеспечивает систематическую проверку выполнения Конституции, законов, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и заключается во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, даче им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, принятии мер принуждения в отношении подконтрольных органов.

Надзор же имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранение их последствий путем применения форм прокурорского реагирования без права самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности, вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменять или отменять акты управления.

Одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении является право граждан на обращение в государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения.

Обращения граждан представляют собой совокупность активных волевых действий физических лиц. Их особенность заключается в том, что не все обращения граждан можно отнести к мерам, которые обеспечивают законность и дисциплину в государственном управлении. Только жалобы и заявления о нарушении действующего законодательства и недостатки в работе тех или иных лиц, государственных и негосударственных структур инициируют компетентные органы (полномочных лиц) на проведение контрольно-надзорных действий с целью устранения нарушений и недостатков.

Таким образом, защищая свои законные права и свободы, граждане обращают внимание компетентных органов на нарушения законодательства и защищают существующие в государстве и обществе правоотношения. Такой контроль в некоторых случаях называют еще и индивидуальным.



2019-11-13 249 Обсуждений (0)
Способы и формы обеспечения законности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы и формы обеспечения законности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)