Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы первой четверти XVIII вв.:



2019-11-13 452 Обсуждений (0)
Реформы первой четверти XVIII вв.: 0.00 из 5.00 0 оценок




Военная реформа: В.О. Ключевский отмечал, что «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – ее начальным моментом. Основным содержанием реформы было создание регулярной армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Упразднялись стрелецкие войска (1698 г.) и дворянское ополчение. Духовенство освобождалось от воинской повинности. Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Основной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артиллерии). Для упарвления вооруженными силами взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия; введена должность главнокомандующего (на военное время). Была установлена единая система обучения в армии и флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки (на базе потешных), а также Морская академия. В армии и флоте введена иерархия чинов и званий. Артикул воинский (1715) определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.

В целом, военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике: Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:

· указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке – грабли;

· вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота – молочные коровы и овцы-мериносы;

· предприняты первые попытки государственной охраны лесов.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрения развития внутренней торговли промышленности при активном внешнеторговом балансе. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны. За первую четверть XVIII в. было создано 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, цент которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации – применение принудительного труда, использование крепостных (посессионных) крестьян.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лес, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Поощрялось создание купеческих «кумпанств» т расширение торговых связей с заграницей. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и др.

Финансовая политика: налоговый гнет. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

· специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискивались все новые источники доходов: водились банная, рыбная, медовая, конская и др. подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов;

· прямые налоги – рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы»;

· немалые доходы приносили чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра;

поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, заменившей подворное обложение. Подушная подать бралась с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения.

Реорганизация государственного управления: Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.

Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. В 1704 г. был создан Кабинет – личная царская канцелярия. В 1711 г. вместо Боярской Думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли 9 ближайших Петру сановников – кн. М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, Г.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, Г.А. Племянников, М.В. Самарин, Н.П. Мельницкий). Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр называл «оком государевым» сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I. При сенате состоял обер-фискал – глава контрольно-ревизиционного института фискалов (4 фискала – 2 от дворянства и 2 от купечества).

В 1718-1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и не имели четких границ было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления и состояла из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. Первые коллегии: 1) Иностранных дел – внешними сношениями, 2) Военная – сухопутными вооруженными силами, 3) Адмиралтейств-коллегия – флотом,  4) Камер-коллегия – сбором доходов, 5) Штатс-контор коллегия расходами государства, 6) Ревизион-коллегия, 7) Юстиц-коллегия, 8) Берг-коллегия – металлургической промышленностью, 9) Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлургической, 10) Коммерц-коллегия, 11) Вотчинная коллегия – дворянским землевладением, Главный магистрат – существовал на правах коллегии и ведал русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Наряду с укреплением центрального аппарата упарвления проводилась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708-1715 гг. Была введена губернская система упарвления. Первоначально страна делилась на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и делилась на провинции. Их было 50 (во главе стоял воевода). Провинция в свою очередь делилась на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система упарвления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

Церковная реформа: цель – подчинение церкви государству. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана, Петр решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, при этом не облеченный патриаршими полномочиями. В 1721 Петр утвердил ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону, была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления делами церкви учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная в Святейший правительствующий Синод. В его ведение находились церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т.д. синод имел также функции церковного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому приносили присягу на верность, обязуясь «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». По регламенту священники были обязаны нарушать тайну исповеди, если это угрожало государственным интересам. В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В. Болдина), которому подчинялись синоидальная канцелярия и церковные фискалы. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду.

Социальная политика: В 1714 был издан «Указ о единонаследии», уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Указ ознаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами или шляхтой на польский манер. Указ предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах» - закона, определившего порядок прохождения службы чиновниками. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские (гражданские) и придворные. Занять каждый следующий чин можно было, только пройдя все предыдущие. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рожденных уже по получении отцом этого чина. Издание Табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок, и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы сделалась личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом» отношении всякое значение.



2019-11-13 452 Обсуждений (0)
Реформы первой четверти XVIII вв.: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы первой четверти XVIII вв.:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)