Основные концепции социализации
План лекции 1. Понятие социализация личности в социологической науке 2. Основные концепции социализации 3. Структура социализации 4. Процессы социализации молодежи в современной России
1. Человек – существо биосоциальное: являясь элементом живой природы, он существенно отличается от окружающего природного мира. Социальная составляющая не заложена в человеке изначально. Человек в течение жизни обучается языку, грамотности, нормам поведения и пр. Для этого в обществе формируются, развиваются и поддерживаются специальные процессы, воздействующие на человека. Одним из таких процессов является социализация, в ходе которой человек из существа биологического преобразуется в существо социальное. Изначально социализация проявлялась в стихийной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе путём приобщения его к труду и передачи определённых умений и навыков. Со временем социализация стала включать в себя не только передачу образцов деятельности в трудовом коллективе, но и способов межпоколенческого взаимодействия, а также статусно-ролевых позиций. Для общества роль и значение процесса социализации определяется тем, что оно, стремясь сохранить свою целостность, вырабатывает определённые социальные нормы и правила поведения, обязательные к усвоению всеми его представителями. Для индивида роль и значение социализации определяется тем, что он, желая стать полноправным представителем общества, должен усвоить указанные социальные нормы и правила поведения. Подготовка молодёжи к интеграции в систему общественных отношений, формирование и развитие социального потенциала молодого поколения вне процесса социализации невозможны. Социализация – это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе . Процесс социализации предполагает: · познание индивидом самого себя и способов взаимоотношений с другими людьми; · усвоение социальных и культурных ценностей; · усвоение знаний о структуре общества и значении отдельных социальных институтов; · овладение навыками практической деятельности в предметной и в социальной сферах; · выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций и установок; · приобретение определённых социальных позиций, интернализация (термин применяется в социологии , педагогике и культурологии для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей соц. ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она , он или они взаимодействуют.)соответствующих социальных норм и ролей; · включение человека в активную творческую деятельность как зрелой социализированной личности. Как процесс, социализация может быть явной и скрытой. Явная социализация представляет собой непосредственные целенаправленные воздействия на формирующуюся личность, которые производятся различными социальными институтами, организациями и коллективами. Скрытая (латентная) социализация представляет собой действие условий и факторов, которые опосредованно направляют процесс социализации. В идеале социализация молодежи должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Различают три системы социализации молодежи. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая – система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система – самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.
2.
Само понятие «социализация» стало использоваться в науке, начиная с 30-х гг. XX века, в связи с повышением интереса к отношениям «человек – культура», а также началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. Возникновение процесса социализации исторически было обусловлено дифференциацией общества, выделением специфических поколенческих групп (старики и молодёжь), необходимости адаптации молодого поколения к постоянно изменяющимся общественным отношениям и передачи социального опыта. Основные концепции социализации
3.
Социализация имеет определённую структуру, основными элементами которой являются этапы, агенты, механизмы и условия социализации. Этапы социализации. Большинство исследователей выделяют два основных этапа – первичную и вторичную социализацию. При этом одни исследователи в качестве основания для разделения этапов социализации рассматривают доминирующий вид деятельности индивида. По их мнению, первичная (дотрудовая) социализация охватывает периоды детства, юношества и молодости индивида и осуществляется в процессе его обучения (в рамках семьи и образовательных учреждений); а вторичная (трудовая) социализация охватывает этапы юношества, молодости, зрелости и старости индивида и в процессе его трудовой деятельности (в рамках трудового коллектива). Другие исследователи основанием для разграничения первичной и вторичной социализации считают доминирование влияния определённого социального института на социализирующегося индивида. По их мнению, первичная социализация завершается тогда, когда семья перестает быть основным институтом социализации, а основные функции социализации передаются системе образования трудовым коллективам. В некоторых случаях процесс социализации подразделяется на три этапа: социализация ребёнка в семье; социализация детей, подростков, юношей и молодёжи в условиях образовательных институтов; дальнейшая социализация в условиях трудового коллектива. Социализация продолжается всю жизнь человека. Закономерностью социализации является возрастание роли самого индивида в этом процессе. Если на этапе первичной социализации индивид выступает как объект, то на этапе вторичной социализации он, в большей мере, становится субъектом. Личность социализирована тогда, когда она закончила свое продолжительное становление, закрепилась в социальной структуре на определенных позициях и уже не столько развивается, сколько функционирует. В ряде случаев может возникнуть необходимость ресоциализации (повторной социализации), инициатором которой выступать как сам индивид, так и основные социальные институты. Такие ситуации возникают в случае а) социальных перемещений индивида, как по вертикали, так и по горизонтали, б) крупных социально-экономических, социально-политических или социокультурных изменений; в) нарушения индивидом правовых, моральных или иных нормы определённого общества (например, тюремное заключение). Указанные случаи всех ситуаций, когда социализация (или ресоциализация) необходима. Неудачный брак, развод и подобные ситуации ставят индивидов перед необходимостью ресоциализации к новому браку, к статусу одинокого человека и т.п. Агенты социализации. В качестве агентов социализации могут выступать: личность, социальная группа, организация, социальный институт или общество в целом, осуществляющие целенаправленное непосредственное воздействие на социализирующегося индивида. Понятие агента социализации правомерно как для групп, организаций или институтов, с которыми индивид поддерживает реальные отношения, так и для некоторых символических образований, определяющих ориентации индивида, например, для мифологических героев, кумиров, идеалов, референтных групп. Кроме того, понятие агента социализации применимо для обозначения некоторых «деперсонифицированных» сил общества в силу выраженной направленности их воздействия, например, для СМИ. Функции и значение агентов социализации на её первичном и вторичном этапах различаются. Агенты первичной социализации могут выполнять одновременно несколько функций – опеки, администрирования, контроля, управления и т.д. Поэтому, агенты первичной социализации взаимозаменяемы, например, семья – сверстники, или семья – система образования. Агенты вторичной социализации выполняют более специфичные функции, а потому взаимозаменяемыми быть не могут. В частности, работники суда никогда не заменят родителей и наоборот. В ряде источников, понятие агента социализации заменяется понятием института социализации. Институты социализации, так же как и этапы, подразделяются на первичные – семья, образование, улица, производство и вторичные – государство, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Механизм социализации. Это те способы, которыми индивид осваивает социальный опыт. К основным механизмам социализации относятся: Идентификация – отождествление себя с представителями социального окружения. Непосредственно взаимосвязана с процессом подражания. Именно в такой форме осуществляется усвоение индивидом определённых требований, правил и норм в раннем детском возрасте, а также на начальных этапах более поздних периодов социализации. Адаптация – предполагает приспособление индивида к окружающим его социальным условиям, например, к условиям нового общества. Интериоризация - осознание индивидом усвоенных им правил, требований, норм. В этом случае усвоенные ценности становятся составной частью внутреннего мира индивида, появляется возможность применять их на практике. Игра, обучение, труд – это процессы, в ходе которых индивид усваивает те социальные позиции и соответствующие им роли, которые в дальнейшем применяются им в системе общественных отношений. Условия (факторы) социализации – это вся совокупность природных и социальных объектов, предметов, явлений или событий, существующих в обществе и косвенно (опосредованно) влияющих на ход и результативность процесса социализации. В совокупности, условия социализации определяют направленность данного процесса. Направленность социализации – это свойство, определяющее результативность, зависящее от субъекта и объекта социализации, а также общесоциальных и локальных обстоятельств и условий.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |