Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система федеральных органов исполнительной власти



2019-11-13 247 Обсуждений (0)
Система федеральных органов исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти в России. Но основной объем текущей работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти, образующих совместно с Правительством РФ целостную систему. В результате административной реформы последних лет оптимизируются системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляется последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций, посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указом установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят три вида органов:

· федеральные министерства;

· федеральные службы;

· федеральные агентства.

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) Федерального агентства.

В целом системой федеральных органов исполнительной власти реализуются следующие функции:

а) принятие нормативных правовых актов;

б) контроль и надзор;

в) управление государственным имуществом;

г) оказание государственных услуг.

Под функцией по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение федерального законодательства обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Контроль и надзор осуществляется за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных федеральным законодательством общеобязательных правил поведения. Кроме этого выдаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, регистрируются акты, документы, права, объекты, издаются индивидуальные правовые акты.

Управление государственным имуществом осуществляется путем реализации полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Оказание государственных услуг осуществляется путем предоставления федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в областях, установленных федеральными законами (образование, здравоохранение, социальная защита населения и другие).

 

 

Судебная власть в Российской Федерации

Общие положения судебной власти

Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть наряду с законодательной и исполнительной к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Каждая ветвь государственной власти обладает рядом специфических черт. В частности, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, она в правовых формах может разрешить споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Административное судопроизводство оформлено организационно не до конца последовательно. В судебной системе России пока нет самостоятельной подсистемы административных судов. Вопрос создания административных судов – это вопрос судебной реформы.

Так как правосудие, как особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею, в Российской Федерации осуществляется только судом, поэтому, не может быть иных органов, осуществляющих правосудие (чрезвычайные суды, товарищеские суды, спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.).

Суд – это судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленным законом порядком. Общий термин «суд» часто употребляется в Конституции РФ и других законах.

Российская судебная власть в целом является единой и неделимой. Однако условно правосудие можно подразделить на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Правосудие в России вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе следующих общих конституционных принципов, развитых в специальном процессуальном законодательстве:

1) единство судебной системы;

2) самостоятельность судов и независимость судей;

3) обязательность судебных постановлений;

4) равенства всех перед законом и судом;

5) участие граждан в отправлении правосудия;

6) гласность в деятельности судов;

7) доступность языка судопроизводства и делопроизводства в судах;

8) очность судебного разбирательства;

9) состязательность и равноправие сторон;

10) сочетание коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия.

В соответствии с федеральным конституционным законом единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

· установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законодательством;

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

· признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются также только Конституции РФ и закону.

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда и иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Суды не отдают предпочтения сторонам судебного процесса (лицам, органам) по каким-либо признакам (государственной, социальной, политической, расовой, национальной, языковой принадлежности, в зависимости от имущественного, должностного положения и т. п.).

Участие граждан в отправлении правосудия возможно в качестве арбитражных и присяжных заседателей.

В особых, предусмотренных законом случаях, могут проводиться закрытые судебные заседания. В частности, рассмотрение вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного. При этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично.

Судопроизводство и делопроизводство в судах осуществляется на государственном языке Российской Федерации или республики в ее составе. Однако участники судопроизводства, не владеющие языком судопроизводства, обеспечиваются правом выступать и давать объяснения на родном либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Участники судебного процесса должны присутствовать в зале судебного заседания. Суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения. Заочное разбирательство возможно (в уголовном и гражданском процессе), но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях. Обязательным условием такого разбирательства является отсутствие препятствий для установления истины.

К сторонам судебного процесса относятся: истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый. Они обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновать свою позицию и опровергать позицию другой стороны.

От имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично, так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу. Единоличное рассмотрение дел судьей наиболее широко применяется в гражданском судопроизводстве. В конституционном судопроизводстве единоличное рассмотрение дел не допускается.

Помимо общих принципов правосудия, существуют принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности. Презумпция невиновности - это запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве). Возможность обжалования и пересмотра судебных решений не применяется в конституционном судопроизводстве. Возмещение вреда, причиненного при отправлении правосудия, реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав человека. Они являются составляющей конституционно-правового статуса личности.

 

 



2019-11-13 247 Обсуждений (0)
Система федеральных органов исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система федеральных органов исполнительной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)