РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв.
Философия
Методические указания Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Красноярск 2018
Методические указания по философии представляют собой вопросы к семинарским занятиям, литературу по курсу, экзаменационные вопросы, а также определения с формулировками для самостоятельной работы. Пособие рекомендовано для студентов всех специальностей. Составитель: Григоренко, Е.В. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Основные идеи и особенности философии Древнего Китая: а) социальные идеи и этическое учение конфуцианства; б) идея всеобщей любви в моизме; в) трактовка понятий «дао» и «дэ» в даосизме; г) специфика закона в философии легизма.
2. Философия Древней Индии: а) ортодоксальные школы: санкхъя и йога: совершенствование души; веданта: восприятие мира, строение мироздания; миманса и вайшешика – основные идеи, ньяя: логические идеи; б) неортодоксальные школы: буддизм: биография Будды, четыре благородные истины, восьмеричный путь избавления от страданий; джайнизм: закон кармы, принцип уважительного отношения ко всему живому; философия локаяты: вопрос о понимании мира. Задание для самостоятельной работы: провести сравнительный анализ философии Древней Индии и Древнего Китая (представить сходство и различие); охарактеризовать образ человека в двух данных периодах развития философской мысли. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Раннегреческая философия: а) вопрос о первооснове мира и строении мироздания в философии Милетской школы, философии пифагорейцев и древнегреческих атомистов; б) онтологические вопросы мыслителей Элейской школы; в) характеристика теории истины в философии софистов. 2. Философия высокой классики: а) особенность диалектического метода и диалектическое учение Сократа; б) учение об «идеях» и теория познания Платона; в) теория познания и логическое учение Аристотеля; г) социальные идеи Платона и Аристотеля. 3. Идеал мудреца в философии эпохи эллинизма: кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм. Задание для самостоятельной работы: ответить на вопрос: «Актуален ли на сегодняшний день образ мудреца-философа?» Пояснить свой ответ.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Бог и человек в средневековой философии. 2. Патристика и схоластика: соотношение веры и знания (на примере представителей данных направлений). 3. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий (проанализировать одного из представителей каждого направления). 4. Основные черты философской мысли эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, космологизм. 5. Представление о человеке в философии: Н. Кузанского, Дж. Пико делла Мирандолы, М. Монтеня. 6. Космологические идеи, рассуждения о религии Дж. Бруно. 7. Политическая философия Н. Макиавелли. 8. «Утопия» Т. Мора. Задание для самостоятельной работы: проанализировать одну из концепций представителей философии Средневековья или Возрождения, ответив на вопрос: «Какой из периодов является наиболее актуальным на сегодняшний день?» пояснить свою позицию.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 1. Проблема метода в философии Нового времени. 2. Рассуждения об общественном устройстве и государстве Т. Гоббса; политические идеи Дж. Локка. 3. Теория «разумного эгоизма» и концепция «общественного договора» в философии эпохи Просвещения в Западной Европе. 4. Ш.-Л. Монтескье: теория «географического детерминизма». 5. Материалистические учения философии ХVIII в.: Д. Дидро, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Ж.-О. Ламетри. Задание для самостоятельной работы: ответить на вопрос: «Какой метод, сформулированный философами Нового времени является, по Вашему мнению, наиболее эффективным в познании и научном исследовании?» Аргументируйте свою позицию
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. И. Кант: критическая философия, понятие категорического императива. 2. Г.В.Ф. Гегель: диалектические идеи. 3. Субъективный идеализм И.Г. Фихте. 4. Особенность трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга. 5. Л. Фейербах: материалистическое учение о человеке. Задание для самостоятельной работы: проанализируйте основные принципы и законы диалектики, опишите познавательный процесс, используя их.
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ Х I Х-ХХ I вв. 1. Понятие иррационализма. Философия А. Шопенгауэра. 2. «Философия жизни» Ф. Ницше и В. Дильтея. 3. Особенность, основные идеи и причины появления марксизма в западноевропейской философии. 4. Основные этапы формирования и развития позитивизма в западной философии: позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм. 5. Теория языка в аналитической философии и структурализме. 6. Метод интерпретации в философской герменевтике и прагматизме. 7. «Мир явлений» в феноменологии. 8. Проблема существования человека в философии экзистенциализма. Задание для самостоятельной работы: проанализировать основные идеи работы А. Камю «Бунтующий человек»; ответить на вопрос: «Какой метод :герменевтики, структуралистский, аналитический) наиболее актуален для Вашей профессиональной деятельности?» Поясните свой ответ.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв. 1. Предыстория русской философии: Х-ХVII вв.: византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси. 2. Русская философия ХVIII в.: Г. Сковорода. 3. Русская философия ХIХ-ХХ вв.: основные направления: славянофильство, западничество, почвенничество: представители, основные идеи. 4. Религиозная философия ХIХ в.: В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой и др. 5. Русский космизм: причины появления данного направления в русской философии, представители, основные идеи. 6. Философия «русского зарубежья»: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, П.А. Сорокин. 7. Философия марксизма в России: основные идеи и представители. 8. Советская философия: А.М. Деборин, Л.Н. Гумилёв, М.К. Мамардашвили, В. Асмус, Ю. Лотман. Задание для самостоятельной работы: ответьте на вопрос: «Какое из направлений отечественной философии наиболее актуально для развития современного человека?» Аргументируйте свою позицию. ОНТОЛОГИЯ 1. Категория бытия в философии, её смысл и специфика. 2. Формирование научно-философского понятия материи. 3. Характеристика пространства и времени в философии и науке. 4. Проблема движения в философии. Задание для самостоятельной работы: проанализируйте одну из концепций пространства и времени и представьте её актуальность на сегодняшний день; охарактеризуйте концепцию движения Зенона Элейского.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |