Вопрос 76. Расстройства личности: триада Ганнушкина, характеристика, диагностика и динамика психопатий.
Психопатии (расстройство личности) – патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное свойство индивидуума, сохраняющееся в течение всей жизни.Психопатические личности – это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество.
Для громадного большинства психопатий характерным является признак недостаточности, дефектности, неполноценности в широком смысле слова. В основе неспособности психопатов приспособляться к действительности лежит задержка развития – наличие недоразвитого, детского проявления: повышенная внушаемость, склонность к преувеличению и чрезмерно развитая деятельность фантазии у «истеричных» субъектов, эмоциональная неустойчивость – у эмотивно лабильных и конституционально нервных, слабость воли – у неустойчивых психопатов, находящихся во власти аффектов, некритическое мышление – у параноиков и т. д. Такого рода психические дефекты Э. Крепелин объясняет недостаточным развитием тех или других сторон личности и называет частичными, парциальными инфантилизмами (преимущественно – воли и чувства) в противоположность полному, тотальному психическому инфантилизму, находящему свое определенное клиническое выражение в олигофрении.
Триада П.Б. Ганнушкина: · Постоянство · Тотальность · Нарушение социальной адаптации
Характеристика психопатий: · Тотальность психопатических особенностей личности проявляется в дисгармонии всего психического склада (в отличие от акцентуантов, имеющих отдельные патологическое черты). · Относительная стабильность. Наличие патологической дисгармонии характера на протяжении всего длинника жизни, отсутствие прогредиентности. В своей динамике не ведет к развитию выраженной личностной деструкции. · Нарушение социальной, семейной, профессиональной адаптации. Декомпенсация в периоды повышенной психической и эмоциональной нагрузки. · Дисгармоничность имеет социально-деструктивный характер. При этом внешняя конфликтность отражает внутреннюю. · Способны иметь к себе критическое отношение. В отличие от невротических нарушений расстройства личности эгосинтонны (индивидуально приемлемы) и не воспринимаются как чуждые, требующие психиатрической помощи. · К. Шнайдер определял их как лиц, которые «страдают сами и заставляют страдать других».
Диагностика психопатий: · Как правило в подростковом возрасте (юноши – призыв в армию) · Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера · Этот метод слагается из опроса пациента, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением · Личко А. Е. и соавт. «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» (1976) -(ПДО)
В патопсихологическом эксперименте у психопата будут обнаружены признаки Аномально-личностного ППС.
Личностно-аномальный ППС:Ядро – аффективная обусловленность поведения. Возбудимый вариант ЛА ППС: Поведение · Нарушение регуляции и подконтрольности поведения, сначала эмоции, а потом поведение, эмоции обуславливают поведение · Заострение свойств личности в беседе (!), в анамнезе(!), в проективных (!) методиках, тотальность-стабильность-социальная дезадаптация · Нарушение аффективного контроля во время эксперимента, неадекватность эмоциональных реакций по интенсивности и длительности · Трудности переключения от эмоции, захват эмоцией · Ругает все методики, весь эксперимент и всю больницу, оппозиционно – негативистические или др. искажающие установки в эксперименте, откровенный смех по поводу эксперимента · Импульсивность в работе, отказы, критика, ирония · Внезапные отказы, негативизм · Повышенная конфликтность во время эксперимента · Внимание и память без нарушений, кроме ослабления волевого компонента Мышление · Искажения обобщения в виде несущественных, но личностно значимых признаков (пиктограммы, болезнь: рисуют решетку, объясняет, что болел дядя и я видел больнице решетку) · Высоко обусловленная аффективность мышления, аффектация · Нарушение критичности, отстаивают свои ответы или формально соглашаются · Нарушение контроля эмоций
Тормозимый вариант (торпидный) ЛА ППС, самый сложный в диагностике: Поведение · Чаще всего неустойчивая самооценка, ведут себя как тревожные · Интрапунитивная направленность личности (я такой застенчивый, я такой зависимый, я такой…) Внимание и память без нарушений Мышление при общей сохранности категориального строя и динамики мышления встречаются колебания продуктивности, нарушения обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом внутренних конфликтов) в ассоциативном эксперименте, методике пиктограмм, в заданиях «рассказ по картинке» и т. п. Эмоции · Чувства вины, стыда, тревога · Эмоции слабые, астенические · !!! Повышенный Уровень тревожности и значимость оценки эксперементатора · !!! Аффективная застреваемость на эмоции, успокоить нельзя. Стимулом для работы являются похвала и одобрение, при критике усиливается тревожность и снижаются результаты · Направленность реакции адекватна, а сила эмоции неадекватна
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1726)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |