Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава IV. Порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ



2019-11-20 232 Обсуждений (0)
Глава IV. Порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

§1. Правовая природа и содержание и муниципального контракта

 

Как правило, говоря об особенностях какого-либо договора, о его юридической природе, используют определение данного договора, закрепленное в законе. Пункт 1 статьи 9 закона №94-ФЗ дает одно общее определение для государственного и муниципального контракта. Согласно этой статье, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно статьи 766 ГК РФ[66] муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Из анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что в форму муниципального контракта облекаются любые виды гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение публичных (в т.ч. муниципальных) нужд, как предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами, так и не предусмотренных. Т.е. муниципальный контракт можно рассматривать как общую правовую форму, обособленную группу для различных гражданских договоров. Муниципальные контракты имеют особый правовой режим, содержащий административно-правовые элементы, выходящие за рамки гражданского (частного) права. Эти специфические черты муниципальных контрактов и их отраслевая принадлежность рассматриваются учеными - юристами с разных точек зрения в силу недостаточной разработанности соответствующих вопросов в науке.

Судебная практика чрезвычайно разнообразна при рассмотрении споров, вытекающих из муниципальных контрактов. До принятия закона №94-ФЗ муниципальные контракты рассматривались чаще с позиций административного права. В частности, рассматривая вопросы применения имущественной ответственности в части взыскания пеней, неустойки за несвоевременную оплату по муниципальным контрактам, суды исходят из того, что муниципальные заказчики занимают особое положение и в связи с этим не обязаны отвечать на равных основаниях с остальными участниками гражданского оборота. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 06.04.1999 №4128/98[67] отмечал, что ответчик является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета и в связи с этим оплату по договору подряда производил по мере поступления денежных средств. Поэтому неустойку, предусмотренную договором за задержку оплаты, необходимо снизить в порядке статьи 333 ГК РФ до размера задолженности. Есть примеры и рассмотрения правоотношений сторон, вытекающих из муниципального контракта, как носящих сугубо гражданско-правовой характер. В Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу от 25.02.2005 N А33-2474/04-С1-Ф02-427/05-С2[68] суд правомерно взыскал задолженность по договору на исполнение муниципального заказа, поскольку истец выполнил принятые по договору обязательства.

Справедливости ради следует отметить, что общегражданский принцип автономии воли сторон договора (вступать или не вступать в договорные отношения, свободно устанавливать свои права и обязанности, любые условия договора) в муниципальных контрактах не носит абсолютного характера, поскольку вступать в договорные отношения - не только право, но и обязанность муниципальных образований.

К особым условиям, выходящим за рамки частного права относится то, что отношения по закупкам подрядных работ являются неоднородными и регулируются нормами как публичного (административного, бюджетного, финансового), так и частного (гражданского) права. Например, законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из закона №94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов" (п. 1 ст. 2 закона №94-ФЗ).

Наряду с применением в области регулирования муниципальных контрактов общих принципов гражданского права (диспозитивность, свобода договорных условий, автономия воли, формально-юридическое равенство сторон, взаимная ответственность и т.п.) в муниципальных контрактах есть специфические признаки, выходящие за рамки частного права и ограничивающие применение общих принципов частного (обязательственного) права. В пределах одного договора совершается множество организационных и имущественных действий, влекущих за собой возникновение, изменение и прекращение обособленных правоотношений.

М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечали, что «наряду с гражданско-правовыми существуют договоры, которые используются за пределами указанной отрасли. Все они являются соглашениями, направленными на возникновение набора прав и обязанностей, которые составляют в совокупности правоотношение, порожденное соглашением»[69].

Наибольшее число ученых рассматривают муниципальный контракт с точки зрения административного права. В частности, А.В. Демин под административным договором понимает управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права. А.В. Демин назвал подобного рода договоры гражданско-правовыми договорами с административным элементом[70].

 

§2. Порядок и условия заключения муниципального контракта

 

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона №94-ФЗ муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона №94-ФЗ.

Согласно статьи 765 ГК РФ[71] основания и порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ, регулирующими поставку товаров для муниципальных нужд. Часть 1 статьи 527 ГК РФ предусматривает, что контракт заключается на основе муниципального заказа на поставку товаров (в нашем случае - на выполнение работ) для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов. Порядок заключения контракта регулируется статьями 445, 528 ГК РФ. Часть 1 статьи 528 ГК РФ предусматривает, что проект контракта разрабатывается заказчиком и направляется подрядчику, если иное не закреплено в соглашении между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее 30 дней подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне, либо уведомляет ее об отказе от его заключения. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Представляется, что данный порядок регулирует заключение муниципального контракта при размещении заказа у единственного подрядчика. Порядок же заключения муниципального контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок регламентируется специальными нормами, предусмотренными Законом №94-ФЗ, и несколько отличается от порядка, предусмотренного ГК РФ.

Во-первых, Законом №94-ФЗ предусмотрены сроки заключения муниципальных контрактов, отличные от указанных выше, при этом в зависимости от способа размещения заказа они являются различными.

Муниципальный контракт, заключаемый по результатам проведения торгов, может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона или протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Предельный срок заключения контракта предусмотрен ГК РФ не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

В отличие от торгов сроки заключения контракта по результатам проведения запроса котировок предусмотрены в Законе №94-ФЗ. В соответствии с частью 7.1 статьи 47 закона №94-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 5 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола. Четкая регламентация сроков при проведении запроса котировок вполне объяснима, так как ГК РФ говорит лишь о торгах, а запрос котировок является одной из форм размещения заказа без проведения торгов. Проект муниципального контракта прилагается к документации о торгах и является ее неотъемлемой частью. После определения победителя, как заказчик, так и участник размещения заказа не могут отказаться от заключения контракта. В противном случае каждая из сторон может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению контракта, а также о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от его заключения.

Данные последствия предусмотрены части 4 статьи 445, части 5 статьи 528 ГК РФ. Аналогичная норма применяется к запросу котировок в соответствии с частью 7 статьи 47 Закона №94-ФЗ в случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Наряду с этим уклонившийся подрядчик рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что в последующем может служить основанием для отказа в допуске к участию в торгах. По мнению Минэкономразвития РФ включение в реестр является наиболее эффективным способом защиты заказчиков от недобросовестных подрядчиков.[72]

Кроме того, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в торгах, то в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не возвращаются (ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37 закона №94-ФЗ).

Между тем часть 2 статьи 528 ГК РФ предусматривает право подрядчика отказаться от заключения контракта. В свете вышеизложенного представляется, что данная норма применима при размещении заказа у единственного подрядчика.

Заказчик после определения победителя торгов или запроса котировок, обязан отказаться от его заключения при установлении фактов, установленных частью 3 статьи 9 Закона №94-ФЗ. В случае отказа от заключения контракта с победителем торгов или запроса котировок Единой комиссией составляется протокол об отказе от заключения контракта.

В течение трех рабочих дней со дня заключения муниципального контракта заказчики направляют в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган местного самоуправления сведения, указанные в части 2 статьи 18 закона №94-ФЗ. Уполномоченным органом на ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени Фурмановского городского поселения по итогам размещения заказов, определен финансовый отдел Администрации Фурмановского городского поселения.[73]

Муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и документации о торгах, а поскольку проект контракта является неотъемлемой частью документации о торгах, следовательно, и менять его условия нельзя. Муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем торгов.

Подрядчики ограничены в формировании условий муниципального контракта при его заключении. В случае, если контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок на работы (ч. 2 ст. 766 ГК РФ).

В случае, если муниципальный контракт заключается с физическим лицом, заказчик, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, за исключением предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Аналогичные положения предусмотрены и в отношении запроса котировок. В соответствии с частью 8 статьи 47 Закона №94-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, причем Уполномоченный орган обязан разместить на официальном сайте не только извещение о проведении запроса котировок, но и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса.

Муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

По этим же основаниям невозможно заключение контракта с протоколом разногласий в случае несогласия с условиями контракта, за исключением разве что размещения заказа у единственного подрядчика. В то же время закон устанавливает требования к содержанию контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

При этом обращается внимание, что в случае, если муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 766 ГК РФ).

Закон №94-ФЗ предусматривает обязательные условия, которые должны быть включены в муниципальный контракт. В частности, в соответствии с частью 10 статьи 9 в муниципальный контракт должно быть включено условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. Размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В муниципальный контракт включается также условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным контрактом. Для проверки соответствия качества выполняемых работ требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с законом (ч.12.ст.9 закон №94-ФЗ).

Представляется, названные условия отнесены законодателем в разряд существенных, так как существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе и иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлениям сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со статьей 766 ГК РФ контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Как следует из части 7.2 статьи 9 Закона №94-ФЗ, при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение планируемого периода.

Согласно части 4.1 статьи 9 Закона №94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (за исключением установленных законом случаев). Со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» часть 4.1 статьи 9 закона №94-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что цена муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон. При этом объем работ и иные условия исполнения контракта меняться не должны.

Таким образом, изменение цены контракта в связи с инфляцией не допускается. Инфляционные риски при контрактах с твердой ценой относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть в цене заявки на участие в аукционе. Данные риски не могут быть компенсированы за счет средств бюджета. Такие разъяснения даны в Письме Минэкономразвития РФ от 04.12.2008 №Д05-5503 «Об отсутствии оснований для изменения цены государственного или муниципального контракта в связи с инфляцией»[74].

В отношении цены также необходимо обратить внимание на Письмо Минэкономразвития РФ от 27.06.2008 №Д05-2575[75], в котором сообщается: в соответствии с положениями Закона №94-ФЗ при установлении начальной цены проведения торгов заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки; риски, связанные с возможностью повышения цены; иные платежи, связанные с оплатой работ.

Помимо начальной цены заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей (п. 5 ч. 4 ст. 22 закона №94-ФЗ).

Если участник размещения заказа работает по упрощенной схеме налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет НДС. Иными словами, при проведении торгов на размещение заказа «упрощенцы» оказываются в заведомо выигрышном положении. Вывод что, контракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения также подтвержден Минэкономразвития РФ.

Необходимо также обратить внимание, что в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Закона №94-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена подрядчика, за исключением случаев, если новый подрядчик является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае перемены заказчика по контракту его права и обязанности переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

В соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Следовательно, отсутствие в контракте указанных выше условий означает, что контракт не заключен. Статья 9 Закона №94-ФЗ содержит закрытый перечень случаев, при которых допускается возможность изменения условий контракта. Изменение срока выполнения работ в ходе исполнения контракта заказчиком по согласованию с подрядчиком в указанный перечень не входит. Минэкономразвития РФ в письмах от 24.11.2008 №Д05-5243 «О возможности изменения условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке» и от 14.10.2008 №Д05-4408 «О вопросах, связанных с возможностью принятия и исполнения бюджетными учреждениями бюджетных обязательств в рамках трехсторонних договоров» сообщает, что изменение сроков исполнения контракта не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке, а пролонгация контракта не предусмотрена ни Бюджетным кодексом РФ, ни законом №94-ФЗ.[76] Поэтому при отсутствии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 767 ГК РФ (уменьшение финансирования), арбитражные суды признают противоречащими закону условия контракта об изменении цены и сроков выполнения работ подрядчиком.[77]

 

§3. Расторжение муниципального контракта

 

Большое значение имеет вопрос соблюдения порядка расторжения муниципальных контрактов для муниципальных нужд. Согласно ч. 8 ст. 9 закона №94-ФЗ расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, несмотря на то, что, в статье 450 ГК РФ упоминается односторонний отказ от исполнения договора.

С указанной нормой связаны статьи 533 и 534 ГК РФ, предполагающие возможность отказа от исполнения контракта при соблюдении условий, установленных в данных статьях. Вопрос о порядке расторжения муниципальных контрактов вызывает споры как в научных кругах, так в правоприменительной практике. При анализе статей 533 и 534 ГК РФ и судебной практики некоторые авторы выдвигают точку зрения о возможности одностороннего отказа. При анализе судебной практики, касающейся применения пункта 8 статьи 9 закона №94-ФЗ, можно сделать вывод о неоднозначности решения данного вопроса. Неоднократно суды признавали право одной из сторон расторгнуть контракт в одностороннем порядке, обосновывая такое решение нормами ГК РФ. В качестве примера можно привести Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. №16057/07, в котором при отказе заявителю, обжалующему односторонний отказ государственного учреждения от исполнения обязательств по контракту, суд указал на то, что положение закона предусматривает расторжение контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, без решения суда.[78] Аналогичным образом решался вопрос о расторжении в одностороннем порядке контракта в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. №А78-2532/08-С1-30/123-Ф02-6403/08, в котором суд прямо указывает, что возможность одностороннего расторжения контракта согласована сторонами в самом договоре, следовательно, имевшее место одностороннее расторжение договора соответствует положениям действующего законодательства.[79]

Некоторые суды придерживаются противоположного мнения. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.09.2008 №КГ-А40/8968-08[80] были отменены решения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, признавшие правомерными действия ответчика по расторжению контракта в одностороннем порядке на основании пункта контракта, предусматривающего такое расторжение. Федеральный арбитражный суд указал на неправильное применение указанными судами норм ГК РФ и закона №94-ФЗ, а также на то, что не была применена норма пункта 1 статьи 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Таким образом, Федеральный арбитражный суд принял свое решение, исходя из положений пункта 2 статьи 525 ГК РФ, предусматривающего, что к отношениям по поставке товаров для муниципальных нужд в части, не урегулированной §4 главы 30 ГК РФ, применяются иные законы, т.е. при отсутствии правового регулирования вопроса расторжения контракта нормами ГК РФ применяются нормы закона №94-ФЗ. Администрация Фурмановского городского поселения придерживается мнения, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

 



2019-11-20 232 Обсуждений (0)
Глава IV. Порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава IV. Порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)