Понятие и роль государственного бюджета
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации [1]: «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование. Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: - во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. - во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. Основными задачами бюджета являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета). Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня. В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д. Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти. Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.
1.4 Состав доходов и расходов консолидированного бюджета за 2008 и 2009 гг.
Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.[1] Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Рассмотрим отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2008 .Итак, доходы консолидированного бюджета РФ за 2008 год представлены в таблице №1.
Таблица № 1 Доходы консолидированного бюджета за 2008 год
Итак, общая сумма доходов консолидированного бюджета за 2008 год составила 17 477 220 016 022,80 рублей. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов консолидированного бюджета составили налоговые и неналоговые доходы 17 322 757 097 337,20 рублей(99,12%), доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 80 185 398 998,06 рублей (0,46%) и безвозмездные поступления 74 277 519 687,55 рублей (0,42%). Наибольший удельный вес в части налоговых и неналоговых доходов составили налоги на прибыль 4 179 493 310 875,63 рублей (24,13%), доходы от внешнеэкономической деятельности 3 584 946 291 454,41 рублей (20,70%),налоги и взносы на социальные нужды 2 279 014 832 306,06 рублей (13,16%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 742 604 702 318,36 рублей (10,06%), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 313 359 327 092,28рублей (7,58%), страховые взносы 1 308 120 836 651,42 рублей (7,55%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 169 070 691 321,84 рублей (6,75%) , Остальные налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет тоже имеют свой удельный вес, но по сравнению с вышеперечисленными поступлениями они составляют малую долю. Это поступления в консолидированный бюджет в виде налогов на имущество, доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, налогов на совокупный доход, государственных пошлин и некоторых других. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили в консолидированном бюджете РФ за 2008 год 80 185 398 998,06 рублей. Наибольший удельный вес среди этих доходов занимают рыночные продажи товаров и услуг 68 582 589 428,39 (85,53%) и безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 11 549 353 414,10 рублей (14,40%). Безвозмездные поступления в консолидированном бюджете составили 74 277 519 687,55 рублей. К безвозмездным поступлениям относятся: -дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; -субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ; -субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; -иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; -безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Перейдем к рассмотрению расходов консолидированного бюджета за 2008 год, которые представлены в таблице №2
Таблица № 2 Расходы консолидированного бюджета РФ за 2008 год
Расходы консолидированного бюджета в 2008 году составили 14 157 027 085 161,90 рублей. Наибольший удельный вес среди них занимают расходы на социальную политику 3 766 270 078 680,89 рублей (26,60%), национальную экономику 2 258 569 605 782,22 рублей (15,95%), образование 1 664 203 454 380,18 рублей (11,76%), здравоохранение, физическую культуру и спорт 1 546 254 358 103,80 рублей (10,92%), общегосударственные вопросы 1 290 965 187 592,68 рублей (9,12%),жилищно-коммунальное хозяйство 1 153 229 701 796,01 рублей (8,15%). Кроме вышеперечисленных расходов денежные средства из консолидированного бюджета в 2008 году расходовались на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную оборону, культуру, кинематографию, средства массовой информации, охрану окружающей среды. Рассмотрев отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2008 год, перейдем к рассмотрению бюджета 2009 года. Итак, доходы консолидированного бюджета РФ за 2009 год представлены ниже в таблице №3.
Таблица № 3 Доходы консолидированного бюджета РФ за 2009 год
В итоге общая сумма доходов консолидированного бюджета за 2009 год составила 14 738 248 272 357,80 рублей. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов составили налоговые и неналоговые доходы 14 541 011 335 825,60 рублей(98,66%), безвозмездные поступления 132 383 627 999,48 рублей (0,90%) , доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 64 853 308 532,63рублей (0,44%). Наибольший удельный вес в налоговых и неналоговых доходов 2009 года составили налоги на прибыль 2 930 466 906 953,31 рублей (20,15%), доходы от внешнеэкономической деятельности 2 683 298 517 119,87 рублей (18,45%),налоги и взносы на социальные нужды 2 121 089 580 890,10 рублей (14,59%) , налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 504 292 545 365,50 рублей (10,35%), страховые взносы 1 317 539 758 035,43 рублей (9,06%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 080 945 588 322,21 рублей (7,43%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 893 186 022 450,94 рублей (6,14%) . Остальные налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет тоже имеют свой удельный вес, но по сравнению с вышеперечисленными поступлениями в бюджет они составляют малую долю. Это поступления в бюджет в виде налогов на имущество, доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, налогов на совокупный доход, государственных пошлин и некоторых других. Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет, как уже говорилось выше, составили 132 383 627 999,48 рублей (0,90%) от общего дохода в бюджет. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили в консолидированном бюджете РФ в 2009 году 64 853 308 532,63 рублей. Наибольший удельный вес среди этих доходов занимают рыночные продажи товаров и услуг 38 658 872 949,38 рублей (59,61%) и безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 24 813 002 229,81 рублей (38,26%). Теперь перейдем к рассмотрению расходов консолидированного бюджета в 2009 году, которые представлены в таблице №4.
Таблица № 4 Расходы консолидированного бюджета за 2009 год
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году составили 15 847 343 187 155,70 рублей. Наибольший удельный вес среди них составляют расходы на социальную политику 4 546 122 675 628,86рублей (28,69%), национальную экономику 2 782 280 687 232,71 рублей (17,56%), образование 1 777 872 062 273,64 рублей (11,22%), здравоохранение, физическую культуру и спорт 1 653 110 495 196,98 рублей (10,43%), общегосударственные вопросы 1 290 558 488 273,66 рублей (8,14%),национальную безопасность и правоохранительную деятельность 1 245 918 677 894,74 рублей(7,86%).Кроме вышеперечисленных расходов денежные средства из консолидированного бюджета в 2009 году расходовались на национальную оборону, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру, кинематографию, средства массовой информации, охрану окружающей среды. Так как есть данные о доходах в консолидированном бюджете РФ за 2008-2009 год, сравним их. Для этого рассмотрим приведенную ниже таблицу №5
Таблица № 5 Сравнение доходов консолидированного бюджета за 2008 и 2009 год
Доходы консолидированного бюджета РФ за 2009 год уменьшились на 2 738 971 743 665,06 рублей (15,67%) по сравнению с 2008 годом. Налоговые и неналоговые поступления снизились на 2 781 745 761 511,56 рублей (16,06%). Среди части налоговых и неналоговых доходов увеличились следующие поступления в консолидированный бюджет РФ: страховые взносы на 9 418 921 384,01 рублей (0,72%), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 190 933 218 273,22 рублей (14,54%),налоги на имущество на 76 243 173 276,73 рублей (15,45%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 212 416 854 557,76 рублей (48,33%), доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на33 924 925 526,58 рублей (21,85%), штрафы, санкции, возмещение ущерба на1 180 024 822,50 рублей(3,81%), доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет на 79 781 401 989,60 рублей. По сравнению с 2008 годом произошло снижение доходов от следующих поступлений. Снизились поступления в бюджет от налогов на прибыль, налогов и взносов на социальные нужды, налогов на товары, ввозимых на территорию РФ, налогов на совокупный доход, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами , доходов внешнеэкономической деятельности, доходов от продажи материальных и нематериальных активов. Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет возросли на 58 106 108 311,93 рублей (78,23%) по сравнения с безвозмездными поступлениями в 2008 году. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в консолидированный бюджет уменьшились на 15 332 090 465,43 рублей(19,12%).В этой части доходов консолидированного бюджета наибольший прирост составили безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 13 263 648 815,71 рублей (114,84%) и Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей на 1 334 716 130,50 рублей по сравнению с 2008годом. Уменьшились рыночные продажи товаров и услуг на29 923 716 476,01 рублей (43,63%) и Доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 6 738 932,63 рублей(37,50%) по сравнению с 2008 годом. Основной и самой главной причиной снижения поступлений в бюджет в 2009 году по сравнению с 2008,является начавшийся осенью 2008 года финансовый кризис. Рассмотрим данные о расходах консолидированного бюджета РФ за 2008-2009года в таблице №6. Таблица № 6 Сравнение расходов консолидированного бюджета за 2008-2009год
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросли на 1 690 316 101 993,75 рублей (11,94%).По сравнению с 2008 годом сильно возросли расходы межбюджетных трансфертов на 121 136 933,65 рублей; расходы на национальную экономику увеличились на 523 711 081 450,49 рублей (23,19%),расходы на социальную политику на 779 852 596 947,97 рублей (20,71%),на национальную оборону147 574 813 631,99 рублей (14,14%),на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 153 827 489 166,73 рублей (14,09%),на здравоохранение, физическую культуру и спорт на106 856 137 093,18 рублей (6,91%)), на образование на 113 668 607 893,46 рублей (6,83%)). Снизились расходы на общегосударственные вопросы на 406 699 319,02 рублей(0.03%),на охрану окружающей среды на 1 487 499 234,23 рублей(4,76%), на жилищно-коммунальное хозяйство на 147 231 992 683,50 рублей (12, 77%) При написании этой главы мною были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета, изложить его основные функции. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем: государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляет более 4/5 всех доходов федерального бюджета. Государственные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Основными направлениями расходования федерального бюджета в РФ являются расходы в сфере материального производства, прямые и косвенные расходы на оборону, расходы на социальные мероприятия, науку, управление и другие. Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета 2008 года показал, что в Российской Федерации наблюдался профицит в размере 3 320 192 930 860,90 рублей, а в 2009 – дефицит в размере 1 109 094 914 797,90 рублей. В 2009 году доходы по сравнению с 2008 уменьшились на 15,67%, а расходы возросли на 11,94%.
2. Несбалансированный бюджет
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |