Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н.



2019-11-20 202 Обсуждений (0)
Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н. 0.00 из 5.00 0 оценок




Хажин А.В., первый заместитель министра образования

          Республики Башкортостан, к.п.н., доцент.

Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н.

 

© Авторы материалов, 2016.

© Издательство ИРО РБ, 2016.

 
 

 СОДЕРЖАНИЕ

 


1. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности     по ФГОС основного общего образования  
2. Приложения:  
Положение (проект) о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности  
 Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся из Примерной программы воспитания и социализации школьников).    
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (из Примерной программы воспитания и социализации школьников)    
3.Литература    

Введение

Во исполнение Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г.
 № 1897» необходимо  внести  изменения  в учебно-методическую документацию образовательной организации. Методические рекомендации «Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности  по ФГОС основного общего образования» помогут руководителям образовательных организаций, педагогам при разработке рабочих программ по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее – ФГОС основного общего образования).В данном пособии приведен возможный вариант разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС основного общего образования. Рабочая программа является нормативным документом образовательной организации. Рабочие программы  по учебному предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности  разрабатываются на  конкретный уровень общего образования.  Мы разработали рекомендации на уровень основного общего образования (5-9).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности  по новым требованиям ФГОС основного общего образования разрабатываются  на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40937), Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности, Основной образовательной программы основного общего образования,  Положения образовательной организации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования.

 

 

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС основного общего образования

 

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности  должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Объект оценки личностных результатов: сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. Результаты личностных достижений не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации.

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.

Метапредметные результаты должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

•текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

•промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

•текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

•защиты итогового индивидуального проекта.

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»,относящихся к каждому учебному предмету.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с  помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Планируемые предметные результаты освоения родного языка и родной литературы разрабатываются в соответствии с содержанием и особенностями изучения этих курсов учебно-методическими объединениями (УМО) субъектов Российской Федерации в части участников образовательных отношений рабочей программы.

При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, методов,  которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Например, методы (выборочно) обучения по предметам. Педагогические методы: лекция (классическая, вводная, обзорная, проблемная, обобщающая) Практикум, лабораторная работа, семинар,  наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, рассказ, работа с учебником, метод упражнений, частично-поисковый и др.

Методы интенсивного обучения: Метод укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев); Метод концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова и др.); Метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Методы на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: дискуссия, дебаты, мозговой штурм, игровые методы, метод взаимного обучения и др.

Методы развивающего обучения, проектные, авторские методы и др.

В данном разделе можно указать:

- применяемые в ходе изучения данного предмета рабочие тетради, задачники, практикумы, способствующие достижению планируемых результатов;

- описание имеющихся комплектов учебного оборудования: лабораторного, игрового, спортивного, демонстрационного оборудования, конструкторов, оснащения мастерских, компьютерной техники, цифрового высокотехнологического оборудования, мультимедийной техники, интерактивного оборудования, фото- и видео-техники и др.;

- применяемые в ходе изучения данного предмета электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования и др., позволяющие реализовать технологии электронного обучения;

- контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов ( возможно использование материалов Примерных программ учебных предметов, курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по учебному предмету, курсу).

- систему оценивания планируемых результатов.

 

Возможные варианты  представления информации:

1 вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования на уровень основной школы ).

Предметные Метапредметные Личностные

Ученик научится…

 

 

Ученик получит возможность научиться…

Познавательные УУД: Ученик сможет… готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению:…
Регулятивные УУД: Ученик сможет… сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности:…
Коммуникативные УУД: Ученик сможет… системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме:..

2вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса после освоения программы основной школы (5-9). (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов). Например, Информатика.

Выпускник научится:

· различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

· различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

· раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

· приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

· классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

· узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

· определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

· узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

· узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

· осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

· узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

3вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с учетом специфики предмета можно указать по классам. (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов).

2. Содержание учебного предмета, курса включает:

 

- содержание учебной темы (наименование разделов, тем, характеристику основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

- формы и вопросы контроля;

- возможные виды самостоятельной работы учащихся

- определение тем части участников образовательных отношений (30%).

Возможный вариант представления информации

1 вариант. Примерная таблица

I. Название раздела  (при необходимости деления на крупные разделы) Примечание
1. Название темы  
1.1. Тема 1  
1.2. Тема 2  

Возможный вариант представления информации

2 вариант. В форме текста. (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов).

Например, Геометрия.

Геометрические фигуры



2019-11-20 202 Обсуждений (0)
Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)