Психологическая теория права Л.И.Петражицкого.
Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931 гг., «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмоциональной психологии» и «Теория права и гос-ва в связи с теорией нравственности») закончил юридический факультет Киевского университета, преподавал в Петербургском университете, после октябрьских событий 1917 г. эмигрировал в Польшу. П. понимает право как психический феномен, коренящееся в психике индивидов. П. подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и действие), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы как чувства, так и воли (эмоции). Жизнь управляется не сознательной волей, а эмоциями, которые в подсознательной сфере руководят поведением человека. Все эмоции подразделяются на первичные (эмоции голода, сна, страха, которые активны, носят специально направленный характер, автономны от социальной среды) и бланкетные (связаны с поведением человека в обществе и направлены на других людей или само общество, они пассивны, на их основе человек начинает действовать только в том случае, если он общается, если к нему обращаются с просьбами, приказами, запретами). Бланкетные эмоции, которые вызывают переживания, ведущие к осознанию нравственных и правовых обязанностей, являются этическими. Этические эмоции П. подразделяет на нравственные и правовые. Нравственные эмоции — это переживания только нашего долга по отношению к другим без признания за другими права требовать исполнения этого долга (например, нищий не имеет права требовать от нас милостыни). Правовые эмоции - переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты труда). По определению П., «наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица». Право неотделимо от обязанности. Этим двум видам эмоций соответствуют два вида социальных норм. Нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение, -нравственные (чисто императивные). Те нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими права притязания, являются правовыми (императивно-атрибутивными). Основным отличительным признаком правовых норм-эмоций является их атрибутивный характер. Право существовало задолго до появления объективного права (так называемое «интуитивное право»), это первейший и древнейший вид права, очень удачная приспособительная реакция, которая позволила человеческому обществу выжить. Интуитивное право - такой регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм. Каждый класс, социальная группа может иметь свое право. П. признает существование особого «детского» права, складывающегося в психике детей, «разбойного» права, образующегося в психике разбойников и т.п. Обилие существующих интуитивных прав, чревато конфликтами между людьми и социальными группами, отстаивающими свое право. Отсюда возникает тенденция к позитивации интуитивного права, когда оно определяется «по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам». Позитивное право - это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, возникающих под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев. К позитивному праву относятся писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе: и нормы, установленные гос-ом; и нормы, действующие в социальных группах; и различные правила игр, этикета. В соответствии с разнообразными нормами П. классифицировал виды позитивного права: прецедентное право (правовые и неправовые обычаи); игорное право (правила игр), «позитивное научное право» (правила, содержащиеся в научных сочинениях), «право преступного мира», право юридических поговорок, пословиц; договорное право; право юридической экспертизы и др. (всего 15 видов). Особо значимым из видов положительного права и самым эффективным являлось официальное право, возникающее под действием норм, созданных государством: «законное право» (нормативно-правовые акты) и «преюдициальное право» (судебные решения). Чтобы способствовать развитию и процветанию общества, позитивное (официальное) право, по мнению П., должно вобрать в себя ценные и прогрессивные положения интуитивного (неофициального) права, прежде всего аксиомы справедливости. Справедливость как интуитивное право характеризуется индивидуальной изменчивостью, она неодинакова у разных классов и народов, приспособлена к конкретным обстоятельствам. Позитивное (официальное) право, нарушающее положения интуитивного (неофициального) права, утрачивает справедливый и действенный характер, подлежит отмене, не применяется. Для смягчения социальной несправедливости и предотвращения конфликтов П. хотел теснее увязать нормы права с их реализацией, создать новую юридическую дисциплину - политику права. Русский философ отстаивал концепцию правового государства, либеральные ценности. П. содействовал обновлению правовой теории, выступив с обоснованной критикой юридического позитивизма. Несомненной заслугой П. является исследование правосознания и его влияния на правовую теорию и практику.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |