Цветные металлы и сплавы
Важнейшими цветными металлами являются медь Cu , алюминий Al , магний Mg , титан Ti , олово Sn , свинец Pb , никель Ni. Эти металлы обладают особо ценными свойствами и поэтому, несмотря на относительно высокую стоимость, их широко используют в промышленности. Цветные металлы применяются в электротехнической промышленности, авиации, радиоэлектронной промышленности и др. Получение цветных металлов из руд – это сложный дорогостоящий процесс, поэтому в настоящее время разрабатываются пути создания новых технологий их производства. Мировое производство цветных металлов, в том числе и редких (тантала, германия, ниобия и др.), непрерывно возрастает. В качестве конструкционных материалов цветные металлы применяются, главным образом, в виде сплавов. По применению в промышленности медь занимает среди цветных металлов второе место после алюминия. Это объясняется её высокими тепло- и электропроводностью, пластичностью. Медь хорошо обрабатывается давлением в холодном и горячем состоянии, у нее повышенная коррозионная стойкость. Чистая медь имеет розовато-красный цвет, плотность её 8,93 г/см3, температура плавления 1083 °С. В отожжённом состоянии σВ 250 МПа, δ = (45–60) %, твёрдость 60 НВ. Кристаллизуется в кубической гранецентрированной решётке и полиморфных превращений не имеет. Благодаря высокой электропроводности около половины всей произведённой меди используют в электро– и радиотехнической промышленности для изготовления проводников, монтажных и обмоточных проводов, токопроводящих деталей приборов, аппаратов, в электровакуумной технике. Как конструкционный материал медь не используется из-за высокой стоимости и низких механических свойств. Маркируется буквой М и цифрами, зависящими от содержания примесей. Медь марок М00 (0,01 %примесей), МО (0,05 % ) и М1 (0,1 %) используется для изготовления проводников электрического тока, медь М2 (0,3 % ) – для производства высококачественных сплавов меди, МЗ (0,5 %) – для сплавов обыкновенного качества. Широкое использование в промышленности имеют сплавы меди с другими элементами – латуни и бронзы. Сплав меди с цинком называется латунью. Механические свойства латуни – прочность и пластичность – выше, чем меди, она хорошо обрабатывается резанием, давлением, характеризуется высокими коррозионной стойкостью, теплопроводностью, электропроводностью. Большим преимуществом латуней является сравнительно низкая их стоимость, так как входящий в состав сплава цинк значительно дешевле меди. Максимальную прочность имеет латунь, содержащая 45 %цинка, её σВ = 350 МПа, а максимальную пластичность – латунь, содержащая 32 % цинка, ее δ = 55 %. При увеличении содержания цинка выше 39 % резко падает пластичность, а выше 45 % и прочность. Поэтому латуни, содержащие более 45 % цинка, не применяются. По химическому составу различают простую (двойную) латунь, в которой содержатся только медь и цинк, и сложную (специальную), в которой кроме цинка содержатся примеси: никель, свинец, олово, кремний и др. Специальная латунь отличается повышенной прочностью, лучшими антикоррозионными и технологическими свойствами. По технологическому признаку латуни делятсяна литейные идеформируемые (обрабатываемые давлением). Латуни маркируются буквой Л. В деформируемых латунях указывается содержание меди и легирующих элементов, которые обозначаются соответствующими буквами (О – олово, А – алюминий, К – кремний, Н – никель, Мц – марганец, Ж – железо, С – свинец). Содержание элементов даётся в процентах после всех буквенных обозначений. Например, латунь Л63 содержит 63 % меди и 37 % цинка. Латунь ЛАЖ 60-1-1 содержит 60 % меди, 1 % алюминия, 1 %железа и 38 % цинка. Латуни, содержащие до 15 % цинка Л90, Л85, называют томпаком, они имеют цвет золота и применяются для изготовления украшений. Обрабатываемые давлением латуни марок Л68 и Л70 используют для производства патронных гильз, Л90 и Л85 – лент, труб, радиаторов. Специальные литейные латуни применяют для изготовления втулок, подшипников (например, латунь марки ЛЦ40АЖ), литых деталей судовой арматуры, подвергающейся действию морской воды (ЛЦ16К4), для коррозионностойких деталей в машиностроении используют латунь ЛЦЗОАЗ и др. Сплав меди с оловом, алюминием, свинцом и другими элементами, среди которых цинк и никель не являются основными, называют бронзой. По основному легирующему элементу бронзы делятся на оловянные, алюминиевые, кремнистые, бериллиевые, свинцовые и др. Бронзы обладают хорошими литейными свойствами, хорошо обрабатываются давлением и резанием. Большинство бронз отличаются высокой коррозионной стойкостью и, кроме того, широко используются как антифрикционные сплавы. По технологическому признаку бронзы делят на деформируемые и литейные. Маркируются бронзы буквами Бр, за которыми показывается содержание легирующих элементов в процентах. Обозначения легирующих элементов и отличия в марках деформируемых и литейных сплавов у бронз такие же, как у латуней. Например, деформируемая бронза БрОФ 6,5–0,4 содержит 6,5 % олова и 0,4 % фосфора, а литейная бронза БрОЗЦ7С5Н – 3 % олова, 7 % цинка, 5 % свинца, менее 1 % никеля. Особенно широкое применение в машиностроении имеют оловянные бронзы. Они обладают высокими механическими (σВ = (150–350) МПа; δ = (3–15) %; (60–90) НВ) и антифрикционными свойствами, коррозионной стойкостью, хорошо отливаются и обрабатываются резанием. По структуре оловянные бронзы, подобно латуням, бывают однофазными и двухфазными. Обычно вторая фаза выделяется при содержании олова больше (7–9) %. Поэтому бронзы с содержанием олова выше 12 % не применяются. Однофазные оловянные бронзы, имеющие высокую пластичность, используются в качестве деформируемых, двухфазные – в качестве литейных. Для улучшения качества в оловянную бронзу вводят свинец, повышающий антифрикционные свойства и обрабатываемость; цинк, улучшающий литейные свойства; фосфор, повышающий литейные, механические и антифрикционные свойства. Литейные оловянные бронзы БрО5Ц5С5, БрО6Ц6С2, БрО10Ф1 и др. применяют для получения деталей машин, работающих в условиях морской и пресной воды, для изготовления антифрикционных деталей (вкладышей подшипников скольжения). Литейные оловянные бронзы имеют самую низкую усадку и наилучшую жидкотекучесть среди всех медных сплавов. Олово – дорогостоящий и дефицитный материал, поэтому стремятся использовать безоловянные бронзы, которые состоят из меди с алюминием или кремнием, бериллием, свинцом, железом и др. Алюминиевые бронзыобладают более высокими механическими свойствами и коррозионной стойкостью по сравнению с оловянными, но их литейные свойства ниже. Дополнительное легирование алюминиевых бронз железом, никелем и марганцем повышает их механические свойства. Никель также увеличивает коррозионную стойкость и жаростойкость. По структуре, как и оловянные, алюминиевые бронзы могут быть однофазными (до 9 % Аl) и двухфазными. Однофазные характеризуются высокой пластичностью и используются для холодной и горячей обработки давлением. Двухфазные, обладающие большей твёрдостью и хрупкостью, обрабатываются давлением в горячем состоянии и используются в качестве литейных. Используют деформируемые алюминиевые бронзы следующих марок: БрА5, БрАЖ9-4, БрАМц9-2, БрАЖМцЮ-3-1, БрАЖН 10-4-4 и др. Эти бронзы применяют для изготовления поковок, труб, проволоки, прутков и др. К литейным относят алюминиевые бронзы марок БрА10ЖЗМц2, БрА9Ж4, БрАПЖбНб и др. Марганцовистые бронзы(БрМц5) менее прочны, но обладают высокой пластичностью и хорошей coпротивляемостью коррозии, сохраняют механические свойства при повышении температуры до 400-500 °С. Свинцовые бронзымарок БрСЗО и с добавкой олова БрОС2-5-1,5, БрОС8-12 отличаются высокими антикоррозионными свойствами и теплопроводностью (в 4раза больше, чем у оловянных). Свинец почти не растворяется в меди. Структура свинцовой бронзы состоит из кристаллов меди с включениями свинца. Это придаёт бронзе хорошие антифрикционные свойства, а высокая, теплопроводность позволяет хорошо отводить тепло из зоны трения. Бериллиевые бронзы марок БрБ2, БрБН1-7, БрБН4-5 являются дисперсионно твердеющими сплавами. Они подвергаются закалке от 760 до 780 °С, при этом образуется однородный твёрдый раствор. В результате искусственного строения при (300–350) °С из твёрдого раствора выделяются дисперсные частицы, упрочняющие сплав. Бериллиевые бронзы после термообработки имеют высокие механические свойства, например, у бронзы марки БрБ2 σВ=1250 МПа, 350 НВ, высокий предел упругости, хорошие коррозионная стойкость, теплостойкость, не образуется искры при ударе. Бериллиевую бронзу легируют также титаном. Из неё изготовляют детали особо ответственного назначения: пружины, пружинящие контакты, детали, работающие на износ (кулачки полуавтоматов) и т. д. Кремнистые бронзымарок БрКМцЗ-1, БрКН1-3, БрКМцЗ-1 заменяют дорогостоящие оловянные и бериллиевые бронзы. Они легко обрабатываются давлением, резанием, свариваются, обладают высокими упругостью, коррозионной стойкостью. Применяются для производства пружин и пружинящих деталей приборов, эксплуатируемых при температурах до 250 °С, а также в агрессивных средах. Медно-никелевые сплавы. К медно-никелевым сплавам относятся сплавы на основе меди, в которых основным легирующим элементом является никель, они маркируются буквой М, за которой следует обозначение и содержание легирующих элементов как в деформируемых латунях и бронзах. Легирование меди никелем значительно повышает её механические свойства и коррозионную стойкость. Мельхиоры. МНЖМцЗО-1 -1, МН19 характеризуются высокой коррозионной стойкостью в атмосфере, пресной и морской воде, растворах солей, органических кислотах. Они хорошо обрабатываются давлением в холодном и горячем состоянии. Применяются в морском судостроении, в химической промышленности, для изготовления хирургического инструмента. Сплавы на основе системы С u - Ni - Zn называются нейзильберами(МНЦ 15-20, МНЦС 16-29-1,8). Легирование цинком приводит к повышению механических свойств и удешевлению медно-никелевых сплавов, а также делает их внешне похожими на серебро. Свинец вводится в нейзильберы для улучшения обрабатываемости резанием. Нейзильберы характеризуются высокой коррозионной стойкостью. Ониприменяются в приборостроении, медицине, быту. Сплавы системы С u - Ni - А1 называются куниалями. Они характеризуются высокими механическими свойствами, упругостью, коррозионной стойкостью. Эти сплавы упрочняются в результате термической обработки, которая заключается в закалке от (900–1000) °С в воде и старении при (500–600) °С. Куниаль А МНА 13-3 используется для изделий повышенной прочности, а куниаль БМНА 6-1,5 – для ответственных пружин и в электротехнической промышленности. Одним из наиболее лёгких конструкционных материалов является алюминий. Его плотность 2,7 г/см3, температура плавления 658 °С. В отожжённом состоянии алюминий обладает малыми прочностью σВ= (80–120) МПа и твёрдостью (25НВ), небольшой пластичностью δ = (35–45) %. Кристаллизуется алюминий в кубической гранецентрированной решётке и полиморфных превращений не имеет. Отличается высокой коррозионной стойкостью в пресной воде, атмосфере. Алюминий получают из руд, содержащих оксиды алюминия: из бокситов, нефтелинов, алунитов. Основной рудой являются бокситы, содержащие (40–80) % глинозёма (А12О3). Производство алюминия состоит из двух процессов: выделения глинозема из руды и его электролиза. Благодаря высокой пластичности и электропроводности алюминий широко применяют в электротехнической промышленности для изготовления проводов, кабелей; в авиационной промышленности – труб, маслопроводов и бензопроводов; в легкой и пищевой промышленности – фольги, посуды. Алюминий используют как раскислитель при производстве стали. Ввиду низкой прочности и незначительной упрочняемости при пластической деформации в холодном состоянии технически чистый алюминий как конструкционный материал применяют сравнительно редко. В результате сплавления его с магнием, медью, цинком и другими металлами получены сплавы с достаточно высокой прочностью, малой плотностью и хорошими технологическими свойствами. Различают литейные и деформируемые (обрабатываемые давлением) алюминиевые сплавы. Литейные сплавы алюминия маркируются буквами АЛ и числом, показывающим условный номер сплава. Наибольшее распространение получили сплавы алюминия с кремнием, образующие эвтектику при содержании 11,6 % кремния. Эти сплавы называются силуминами. Широко применяется силумин эвтектического состава АЛ2, содержащий (10–12) %кремния. Структура этого сплава представляет собой грубодисперсную эвтектику с включениями первичного кремния. Кроме силуминов используются литейные сплавы алюминия с медью и магнием. Они обладают значительно большей прочностью, чем силумины, но их литейные свойства хуже. Литейные сплавы алюминия с медью (АЛ 19 и др.) содержат до 6 % меди и небольшое количество других элементов. Они отличаются повышенной прочностью и жаропрочностью при температуре до 300 °С. Эти сплавы упрочняются закалкой и старением. Они хорошо обрабатываются резаньем и свариваются. Недостатком этих сплавов является низкая коррозионная стойкость. Литейные сплавы алюминия с магнием (АЛ 8 и др.) содержат до 13 % магния и небольшое количество других легирующих элементов. Они характеризуются высокой коррозионной стойкостью в различных агрессивных средах, обрабатываются резаньем и свариваются. Эти сплавы упрочняются закалкой без старения. Деформируемые сплавы алюминия применяются для изготовления проволоки, фасонных профилей и различных деталей, получаемых ковкой, штамповкой или прессованием. Эти сплавы делят на неупрочняемые термообработкой и упрочняемые. К неупрочняемым относят сплавы алюминия с марганцем и магнием. Они обладают высокой коррозионной стойкостью, умеренной прочностью, высокой пластичностью, хорошо свариваются. Их применяют для изделий, эксплуатируемых в агрессивной среде, а также изготавливаемых путём глубокой штамповки: рам и кузовов, перегородок зданий, переборок судов, бензиновых баков и т. п. Их маркировка: АМц – сплавы алюминия с марганцем и АМг,..., АМг7 – с магнием. Деформируемые сплавы, упрочняемые термообработкой, имеют наибольшую плотность (3 г/см3) и высокую прочность (σВ до 700 МПа). Их применяют для изготовления ответственных деталей. Наиболее распространённым сплавом этой группы является дуралюмин. Основным компонентом, упрочняющим дуралюмин, является медь (до 5 %), в качестве дополнительных легирующих элементов используют магний (до 1 %), марганец (до 2 %), титан и др. Медь и магний способствуют дисперсному твердению сплава при термообработке за счёт выделения дисперсных частиц СuА12 и Al3Mg2. Марганец усиливает упрочнение и повышает коррозионную стойкость. Достоинством дуралюмина является высокая удельная прочность (отношение предела прочности к плотности), что особенно важно в самолетостроении. Например, из сплава марки Д16 делают обшивку, лонжероны самолетов, кузова автомашин и т. д. Недостатком дуралуминов является пониженная коррозионная стойкость, особенно по отношению к межкристаллитной коррозии. Для повышения коррозионной стойкости листы дуралюмина плакируют техническим алюминием марок А7, А8. Высокопрочные сплавы алюминиясодержат кроме меди и магния дополнительно цинк (до 10 %). Эти сплавы маркируются буквой В (В95, В96), подвергаются термообработке, аналогичной термообработке дуралюмина. Ковочные сплавы алюминияпредназначены для производства деталей ковкой и штамповкой. Маркируются буквами АК и числом, показывающим порядковый номер. По химическому составу близки к дуралюмину (сплав АК1 совпадает по составу с Д1), иногда отличаясь более высоким содержанием кремния (АК6, АК8). Подвергаются аналогичной термообработке. Ковочные сплавы характеризуются высокой пластичностью и трещиностойкостью при горячей обработке давлением. Ковку и штамповку деталей из этих сплавов производят при температуре 450-475 °С. Коррозионностойкие сплавы повышенной пластичностиАВ (авиаль), АД 31, АД 33 относятся к системе AL - Mg - Si. Они упрочняются закалкой (520-530 °С) и искусственным старением (160-170 °С, время выдержки 10-12 ч). Эти сплавы удовлетворительно свариваются, обрабатываются резанием в закалённом и состаренном состоянии. Авиаль АВ обладает наибольшей прочностью, но наименьшей коррозионной стойкостью (склонен к межкристаллитной коррозии). Сплавы АД 31 и АД 33 обладают большей коррозионной стойкостью, способны работать во влажной атмосфере и морской воде в интервале температур от -70 до +50 °С. Применяются данные сплавы для изготовления лопастей и кабин вертолетов, в судостроении, строительстве. К жаропрочным алюминиевым сплавам относятся и дуралюмины Д20, Д21, легированные дополнительно титаном, и сплав АК 4 - 1, легированный железом и никелем. Эти сплавы способны работать при температуре 300 °С, они хорошо деформируются в горячем состоянии, удовлетворительно свариваются, хорошо обрабатываются резаньем. Для защиты от коррозии подвергаются анодированию и покрытию лакокрасочными материалами. Отличаются высокой износостойкостью. Сплав АК 4-1 используется для деталей реактивных двигателей. Сверхлегкие алюминиевые сплавы легируют литием, который имеет очень низкую плотность – 0,5 г/см3. Применение этих сплавов позволяет снизить массу деталей, что особенно важно в самолето- и ракетостроении. Сплав ВАД 23 относится к системе AL-Сu-Li, а сплав 1420 – к системе А1 - Mg - Li. Эти сплавы упрочняются закалкой и искусственным старением. По сравнению с дуралюмином Д16 сплав 1420 имеет пониженную на 11 % плотность и повышенный на 4 % модуль упругости. Это позволяет при его использовании снизить массу на 10-15 %. Сплав 1420 характеризуется коррозионной стойкостью и хорошей свариваемостью. Магний – блестящий серебристо-белый металл, тускнеющий на воздухе вследствие образования на его поверхности оксидной плёнки. Не имеет полиформных превращений и кристаллизуется в гексогональной плотноупакованной решётке. Температура плавления магния невысока и составляет 651 °С. Магний – наиболее лёгкий металл, используемый в промышленности, его плотность 1,74 г/см3. Это и обусловило применение магния и его сплавов в различных отраслях промышленности и главным образом в авиации. Получают магний из магнезита, содержащего 28,8 %магния, и из доломита, содержащего 21,7 % магния, а также из других магниевых руд. Металлический магний получают в основном путём электролиза магния из расплавленных солей. Магний неустойчив против коррозии. При повышении температуры он интенсивно окисляется. При этом оксидная плёнка магния (MgO) не обладает защитными свойствами (как плёнка А12О3 на алюминии), так как её плотность значительно выше плотности магния, поэтому она растрескивается. С возрастанием температуры скорость окисления магния резко возрастает, и выше 500 °С магний самовоспламеняется. Поэтому при использовании магния и его сплавов, особенно при разливке, следует принимать меры против его окисления и воспламенения. Порошок, тонкая лента, мелкая стружка магния представляют большую опасность, так как возгораются на воздухе при обычных температурах, горят с выделением большого количества теплоты и излучением ослепительно яркого света. В зависимости от содержания примесей установлены следующие марки магния: Мг9б (99,96 %Mg), Мг95 (99,95 %Mg), Мг90 (99,90 % Mg). Чистый магний вследствие низких механических свойств как конструкционной материал не применяется. Основные легирующие элементы магниевых сплавов – алюминий, цинк и марганец. Прочность ряда магниевых сплавов может быть повышена закалкой и старением. Деформируемые сплавы системы Mg-Al-Zn (MA2, МА2-1, МА5) обладают хорошей технологической пластичностью, что позволяет изготовлять из них кованые и штампованные детали сложной формы, например, крыльчатки и жалюзи капота самолёта. Титан – серебристо-белый металл плотностью 4,5 г/см3, температурой плавления 1670 °С. Ниже температуры 882 °С существует α-титан, имеющий объёмно-центрированную кубическую кристаллическую решётку. При 882 °С происходит полиморфное превращение, и выше этой температуры существует β-титан, имеющий гексагональную плотноупакованную решётку. Титан характеризуется низкими электропроводностью и теплопроводностью. Технически чистый титан марок ВТ1-00 содержит не более 0,4 % примесей, ВТ1-0 не более 0,55 %, ВТ1 не более 0,1 % примесей. Прочность титана σВ = (300–500) МПа, относительное удлинение σ = (20–30) %. Чем больше в титане примесей, тем он прочнее и менее пластичен. Технический титан хорошо обрабатывается давлением, сваривается (в среде аргона), но обработка его резанием затруднена. Главное преимущество титана и его сплавов состоит в сочетании высоких механических свойств с коррозионной стойкостью в агрессивных средах (в азотной, соляной и фтористой кислотах) и низкой плотностью. Высокая коррозионная стойкость титана достигается за счёт образования на его поверхности плотной оксидной плёнки. Главные недостатки титана – склонность к взаимодействию с газами при температурах выше (500–600) °С, высокая стоимость, плохая обрабатываемость резанием, низкая износостойкость. Главная цель легирования титана – повышение механических свойств. Такие легирующие элементы, как: Al, Fe, Mn, Cr, Sn, V – повышают прочность титана, несколько снижая при этом пластичность и вязкость; Al, Zr, Mo, Sn – увеличивают жаропрочность; Mo, Zr, Nb, Та – повышают коррозийную стойкость. По технологическому признаку титановые сплавы классифицируются на деформируемые, литейные и порошковые. По свойствам титановые сплавы делятся на высокопластичные, сплавы нормальной прочности, высокопрочные, жаропрочные, коррозионностойкие. Литейные титановые сплавы имеют меньшую прочность и пластичность, чем деформируемые. Упрочняющая термическая обработка для них не применяется, так как при этом резко снижается пластичность. Область применения титановых сплавов очень велика: в авиации (обшивка самолётов, диски, лопатки компрессоров и т. д.); в ракетной технике (корпуса двигателей, баллоны для сжатых и сжиженных газов); в химическом машиностроении (оборудование, находящееся в среде хлора и его растворов, детали, работающие в азотной кислоте, теплообменники); в судостроении (обшивка морских судов, поэтому эти суда не требуют окраски); в энергомашиностроении (диски, лопатки стационарных турбин); в криогенной технике. В автомобильной отрасли применяемые титановые сплавы позволяют уменьшить массу автомобильных и дизельных двигателей, увеличить их частоту вращения и мощность. Ц инк – синевато-белый металл, обладающий высокой пластичностью (δ = 50 %), низкой прочностью (σВ = 150 МПа) и невысокой твёрдостью (НВ 45). Температура плавления цинка 419 °С, плотность относительно высокая – 7,1 т/м3. Кристаллическая решётка гексагональная. Полиморфных модификаций не имеет. При температуре 100-150 °С цинк очень пластичен и легко прокатывается в листы и фольгу толщиной до сотых долей миллиметра. При 250 °С становится хрупким. В зависимости от содержания примесей цинк делится на марки ЦВ (99,99 % Zn); Ц0 (99,96); Ц1 (99,94); Ц2 (99,9); ЦЗ (98,7); Ц4 (97,5). Основные примеси в техническом цинке – свинец, железо, кадмий. Около половины всего производимого цинка расходуется на защиту стали от коррозии. Цинкованию подвергаются стальные листы, лента, проволока, крепёжные детали, трубопроводы. Поскольку цинк в ряду напряжений стоит до железа, то при попадании оцинкованной стали в коррозионную среду разрушается цинк. Сплавы на основе цинка характеризуются невысокой температурой плавления, хорошей жидкотекучестью, легко обрабатываются давлением и резанием, свариваются и паяются. Коррозионная стойкость у цинковых сплавов приблизительно такая же, как у технического цинка или оцинкованной стали. Маркируются цинковые сплавы буквой Ц, после которой следует буква А (алюминий) и М (медь) и цифры, показывающие приблизительное содержание алюминия и меди в процентах. Например, сплав ЦАМ4-3 содержит около 4 %А1 и около 3 % Сu. Свинец – металл голубовато-серого цвета. Обладает высокой пластичностью (δ=60 %), очень низкой прочностью (σВ = 13МПа) и очень низкой твёрдостью (НВ 3). Температура плавления 327 °С, плотность 11,3 г/см3. Кристаллизируется в гранецентрированной кубической решётке, полиморфных модификаций не имеет. Металлический блеск свежего разреза свинца постепенно исчезает на воздухе вследствие образования тончайшей плёнки РbО, предохраняющей свинец от дальнейшего окисления. Свинец широко применяют в производстве свинцовых аккумуляторов, используют для изготовления аппаратуры, стойкой в агрессивных газах и жидкостях. Свинец хорошо поглощает гамма и рентгеновские лучи, благодаря чему его применяют как материал для защиты от их действия. Из свинца изготовляют контейнеры для хранения радиоактивных веществ, аппаратуру рентгеновских кабинетов и др. Большое количество свинца идёт на изготовление оболочек электрических кабелей, защищающих их от коррозии и механических повреждений. Среди сплавов на основе свинца различают низколегированные и высоколегированные. К низколегированным относятся сплавы, содержащие малые добавки Fe, Сu, Sb, Sn, Cd или Са в концентрациях, не снижающих коррозионную стойкость свинца. Олово – белый блестящий металл, характеризующийся высокой пластичностью (δ=90 %), низкой прочностью (σВ =17 МПа) и очень низкой твердостью (НВ 4). Температура плавления 232 °С. Олово имеет две полиморфные модификации. Кристаллическая решётка обычного белого олова (β-олово) тетрагональная, плотность 7,3 т/м3. При температурах ниже 18 °С устойчиво серое олово (α-олово), имеющие кристаллическую решётку типа алмаза и плотность 5,85 т/м3. При охлаждении серое олово появляется на белом в виде отдельных бугорков на поверхности. Превращение белого олова в серое сопровождается увеличением объёма примерно на 25 %. Поэтому при превращении олово разрушается, рассыпаясь в серый порошок. Переход облегчается при контакте с частицами серого олова и распространяется подобно «болезни» (так называемая «оловянная чума»). Однако скорость превращения (β→α весьма мала и достигает максимального значения (0,004 мм/час) при температуре минус 32 °С. Ввиду столь малой скорости превращения белое олово сравнительно длительное время может сохраняться при температурах ниже 18 °С. Около 50 % всего производимого олова составляет вторичный металл. Его получают из отходов белой жести, лома и различных сплавов. В зависимости от содержания примесей олово делится на марки 01 (99,9 %Sn); O2 (99,56); ОЗ (98,35); 04 (96,25). Олово О1 и О2 используется для лужения, ОЗ и О4 применяют для пайки. Несмотря на то, что прочность олова невысока, прочность паяного шва вследствие образования твёрдых растворов с основным металлом достигает 40-90 МПа и выше. Из олова также изготовляют припои, подшипниковые сплавы. Тугоплавкими называют металлы, температура плавления которых выше 1700 °С. Наиболее тугоплавки вольфрам W (3410 °С), молибден Mo (2620 °С), тантал Ta (2996 °С), хром Cr (1875 °С), рутений Ru, гафний Hf и др. Тугоплавкие металлы и их сплавы широко применяют как жаропрочные при строительстве ракет, космических кораблей. Эти металлы получают из порошков путём прессования и последующего их спекания в брикеты, а также плавкой заготовок в электродуговых и электронно-лучевых печах. Тугоплавкие металлы и их сплавы во избежание окисления нагревают в вакууме или нейтральных газах (аргоне, гелии). Детали, работающие при высоких температурах, покрывают хромом, алюминием, кремнием и другими металлами. Для изготовления деталей, работающих при температурах до 1400 °С, используют молибден, ниобий и их сплавы, при более высоких температурах – вольфрам и титан, у которых значительно выше температура плавления. Сплавы вольфрама с 20 % рения и вольфрама с 5 % рения применяют для изготовления термопар, измеряющих температуру до 3000 °С. Карбиды вольфрама, ниобия, тантала износоустойчивы, имеют твёрдость, близкую к твёрдости алмаза, и высокую температуру плавления. Тантал применяют для изготовления пластин и проволоки, используемых в костной хирургии. Карбиды тантала (температура плавления 3880 °С) применяют для наплавки на поверхность изделий в агрессивной среде. Сплавы тугоплавких металлов прочнее чистых металлов. Высокая прочность у них сохраняется как при высоких температурах (до 1200 °С), так и при низких (до 196 °С). Вольфрам и молибден в чистом виде используют в радио- и электронной промышленности для изготовления нитей накаливания, пружин, нагревателей, контактов. Сплав, содержащий 85 % вольфрама и 15 % молибдена, пригоден для работы при температурах, близких к 3000 °С. Ниобий Nb и его сплавы имеют важное значение в электронной и химической промышленности, а сплавы ниобия с оловом являются ценным сверхпроводящим материалом. Большую роль играет рений, его температура плавления 3180 °С, плотность в 3 раза больше, чем у железа, он немного легче осмия, платины и иридия. Рений обладает высоким электросопротивлением. Жаропрочность рения с вольфрамом и танталом сохраняется до температуры 3000 °С, сохраняются и механические свойства. Вольфрам и молибден при низких температурах очень хрупки, а в сплаве с рением сохраняют при этих температурах пластичность. Рений Re используют для производства сверхточных навигационных приборов, которыми пользуются в космосе, для получения торсионов – тончайших нитей, диаметр которых составляет несколько десятков микрометров, обладающих очень высокой прочностью. Проволока сечением в 1 мм2 выдерживает нагрузку в несколько килоньютонов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |