Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ



2019-11-20 323 Обсуждений (0)
Разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Российский федерализм

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

 Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей.

Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. \

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. соблюдаться следующие основные принципы:

Разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;

федеративное устройство и территория РФ;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство вРФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития РФ;

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право;

федеральная государственная служба;

государственные награды и почетные звания РФ.

К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

К ведению федеральных органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в РФ;

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (включая федеральные банки);

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения РФ;

оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия и боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса, режим и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;

защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

Президент РФ

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

1. Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России.

2. Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

Особенно ярко роль главы государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент - Правительство - Государственная Дума. Президент опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

Задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

поддержания стабильности государственной системы;

поддержания мира в обществе;

охраны конституционного строя;

охраны суверенитета и целостности государства.

3. Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.

4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль, существуют в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента РФ. Хотя ст. 93 Конституции РФ устанавливает отрешение Президента от власти, если он совершит измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности. Однако в Конституции РФ не предусмотрена ответственность Президента РФ за грубое нарушение не только самой Конституции РФ, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально Парламент Российской Федерации в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции РФ может отрешить Президента от должности.

5. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к Парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ). В верхней палате - Совете Федераций - Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом.

6. Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ.

7. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

8. Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

9. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

10. Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

11. Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.

12. В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

Порядок избрания Президента РФ

Пост Президента в РФ был утвержден общенародным референдумом 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался сроком на 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 теперь Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Порядок выбора Президента РФ определяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинут каким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти тур выборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.

Вновь избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.

Вновь избранный Президент России перед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С момента принятия присяги он приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

Перечень полномочий Президента РФ

1. В организации работы законодательного органа и законодательного процесса:

· созыв парламента на очередные и внеочередные сессии;

· роспуск однопалатного парламента или его нижней палаты;

· подписание и публикация законов;

· использование права вето;

· обращение в орган конституционного контроля в отношении законодательных и иных актов, противоречащих конституции;

· выступает как непременный участник законодательного процесса;

· издает нормативно-правовые акты;

· имеет право назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее, но не имеет право распустить верхнюю палату Совета Федерации.

2. В организации работы органов исполнительной власти и управленческой деятельности, в области обороны государства:

· имеет право председательствовать на заседании Правительства;

· принимает решение об отставке Правительства;

· по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

· назначает председателя Центрального Банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

· является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

· назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ;

· формирует администрацию Президента;

· назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в семи федеральных округах;

· вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

· назначает судей высших и других судов, генерального прокурора и др.;

· ведает вопросами помилования.

3.В области внешней политики:

· ведет переговоры и подписывает международные договоры;

· назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат федерального собрания

· дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных отношениях;

· осуществляет руководство внешней политикой РФ и выполняет другие внешнеполитические функции (участие в Саммитах и т.д.).

Реализация всех этих полномочий главой государства осуществляется независимо от того, входит ли он в состав указанных органов видов государственной власти.

Президент прекращает исполнение своих полномочий в случае:

· его отставки;

· стойкой неспособности по состоянию способности осуществлять принадлежащие ему полномочия;

· отрешение от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья конституцией не предусмотрено никаких процедур.

Процедура отрешения от должности носит сложный характер, при этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное решением Верховного Суд

24). Законодательный процесс

. Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными НПА процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов

Стадии:

- законодательная инициатива;

- предварительное рассмотрение законопроектов;

- рассмотрение законопроектов в Государственной Думе (3 чтения);

- принятие закона

- рассмотрение и одобрение федеральных законов СФ;

- преодоление разногласий, возникших между палатами парламента;

- подписание закона Президентом и его обнародование.

Законодательная инициатива - начальная парламентская процедура, означающая официальное внесение законопроекта в компетентный орган парламента управомоченным субъектом.

Ст. 104 Конституции правомочные субъекты: Президент РФ, СФ ГД и их члены, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ; КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в ГД; законопроекты о введении/отмене/освобождении от налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства, законопроекты с расходами из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты от неправомочных субъектов могут быть внесены в ГД субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов законов о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, ФКЗ и ФЗ, о признании их утратившими силу, о неприменении на территории РФ законодательства СССР; поправок к законопроектам (Регламент ГД).

При внесении законопроекта должны быть представлены:

- пояснительная записка к законопроекту (указывается предмет регулирования и концепция законопроекта);

- текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

- перечень актов федерального законодательства, которые утрачивают силу, приостанавливаются, изменяются или дополняются, принимаются в связи с принятием данного закона;

- финансово-экономическое обоснование (если законопроект потребует материальных затрат);

- заключение Правительства РФ.

Законопроекты, внесенные в ГД без обязательного заключения Правительства, если они того требуют, могут направляться Советом ГД на заключение Правительства, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД.

Законопроект направляется Советом ГД:

- в соответствующие комитеты палаты (назначается ответственный по законопроекту комитет), комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, СФ, Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ по вопросам их ведения для их отзывов, предложений и замечаний;

- законопроекты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в законодательные органы субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний.

Рассмотрение законопроектов может осуществляться в трех чтениях, если не будет принято другое решение.

Первое чтение:

Законопроект и соответствующие материалы направляются депутатам ГД не позднее 3 дней до его рассмотрения на заседании Думы. Обсуждается его концепция, оценка соответствия основных положений Конституции РФ, актуальность и практическая значимость.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета ГД; заслушиваются предложения и замечания фракций, депутатов ГД, полпредов Президента РФ, Правительства РФ, представителей законодательных органов субъектов РФ и др.

По результатам обсуждения Дума может:

- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

- отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

Если законопроект принят в первом чтении – ГД может установить срок внесения его на второе чтение; может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроект в 5 дней направляется субъектам права законодательной инициативы, в законодательные органы субъектов Федерации.

Решение по законопроекту принято, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов ГД.

Срок предоставления поправок к законопроекту – не менее 15 дней (не менее 30 дней – для законопроекта по совместному ведению РФ и ее субъектов).

Поправки вправе вносить Президент РФ, СФ и его члены, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ (по вопросам их ведения).

твляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Законопроект вместе с материалами к нему рассылаются Президенту РФ, СФ, Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, ГД.

Совет ГД принимает решение о включении законопроекта для второго чтения и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

Второе чтение: В начале с докладом выступает представитель ответственного комитета об итогах рассмотрения законопроекта, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в ГД, представители инициатора законопроекта, полномочный представитель Правительства РФ в ГД. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения (если имеются - предоставляется слово для их краткого обоснования). Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее - рассмотрение поправок и голосование по поправкам в отдельности. По окончании согласования председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если предложение не набрало необходимого числа голосов - законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. Если повторно законопроект не принят во втором чтении - законопроект отклоняется и снимается с дальнейшего рассмотрения (с согласия Совета ГД палата принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта).

Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый или одобренный законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Третье чтение: Совет ГД назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. Если при втором чтении были внесены изменения, Совет ГД направляет законопроект и заключение Правового управления Аппарата ГД Президенту, в СФ, Правительство, депутатам ГД. При рассмотрении в третьем чтении внесение поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей запрещено. Если законопроект не принят или не одобрен в третьем чтении, он считается отклоненным. В исключительных случаях по требованию фракций большинства депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

 ФЗ принимается если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении ФКЗ - не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Принятый ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. Если принятый ГД ФЗ, не подлежащий обязательному рассмотрению в СФ (ст. 106, 108 Конституции) в течение 14 дней не был рассмотрен СФ, то в течение 5 дней этот ФЗ направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Перечень вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению в СФ (ст. 106, 108 Конституции): законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Госграницы РФ; войны и мира; все ФКЗ.

После поступления Председатель или его заместитель определяют комитет, ответственный за подготовку заключения по этому закону.

В заключении по отношению к ФЗ, не подлежащего обязательному рассмотрению, комитет предлагает одобрить ФЗ и не вносить его на рассмотрение палаты. Председатель принимает решение: согласиться с таким решением комитета, отклонить решение комитета и включить закон в повестку дня.

Рассмотрение начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Если ответственный комитет за ФЗ, не подлежащего обязательному рассмотрению, в течение 14 дней со дня его поступления не представил Председателю свое заключения, Председатель решает: включить в повестку дня вопрос о рассмотрении ФЗ, если не истек срок ч.4 ст.105 Конституции РФ (14 дней); направить ФЗ Президенту РФ для подписания и обнародования как одобренный СФ т.к. не был рассмотрен в 14 дней.

По результатам обсуждения СФ принимает решение одобрить или отклонить принятый ГД закон. Постановление об одобрении ФЗ принимается большинством голосов от общего числа членов палаты, а одобрение ФКЗ - большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов. ФЗ считается также одобренным, если в течение 14 дней он не был рассмотрен (ч.4 ст.105 Конституции). ФЗ отклонен, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов СФ.

Постановление СФ об отклонении или одобрении принятого ГД ФЗ не позднее 15 дней направляется в ГД. Если ФЗ одобрен СФ - его текст вместе с постановлением в 5 дней со дня принятия постановления направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и обнародования.

29). Судебная власть

. (Гл. 7 ст.118-128 Конституции), ФКЗ «О судебной системе РФ»

 Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Требования к судьям: граждане РФ, достигшие 25 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны, не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое, закрытое - в случаях, предусмотренных ФЗ. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов не допускается.

Действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Федеральные суды:

- КС РФ;

- ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- ВАС РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды (судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели) осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо, подчиняясь только Конституции и закону.

В РФ не могут издаваться законы и иные НПА, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

ВС РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ назначаются СФ по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ «О статусе судей в РФ». Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются ФКЗ.

30) Конституционные принципы судебной власти



2019-11-20 323 Обсуждений (0)
Разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)