Методические рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий
В. М. Воронов, А. И. Виноградов Ф илософия: практикум Санкт-Петербург Мурманск 2019
ББК 87 УДК 1 В 75
Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и редакционно-издательской деятельности Мурманского арктического государственного университета Рекомендовано учебно-методическим советом Мурманского арктического государственного университета к использованию в учебном процессе Рекомендовано к печати кафедрой философии, социальных наук и права социального обеспечения Мурманского арктического государственного университета
Авторы-составители: В. М. Воронов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социальных наук и права социального обеспечения Мурманского арктического государственного университета; А. И. Виноградов, доктор философских наук, доцент, директор Социально-гуманитарного института Мурманского арктического государственного университета; профессор кафедры философии, социальных наук и права социального обеспечения Мурманского арктического государственного университета.
Рецензенты: Б. Г. Соколов, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой эстетики, культурологии и философии культуры Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; А. М. Сергеев, доктор философских наук, профессор, ректор Мурманского государственного арктического университета, профессор кафедры философии, социальных наук и права социального обеспечения Мурманского арктического государственного университета.
Воронов В. М. В 75 Философия : практикум / В. М. Воронов, А. И. Виноградов. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2019. – 64 с.
Практикум предназначен для студентов-бакалавров всех направлений подготовки и форм обучения. Практикум также может быть полезен всем интересующимся философской проблематикой. ISBN 978-5-98620-366-9 В 75 УДК 1 ББК 87 Печатается в авторской редакции
ISBN 978-5-98620-366-9 © Воронов В. М., Виноградов А. И., 2019 © ФГБОУ ВО «МАГУ», 2019 СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Философия является особым способом ментального освоения мира человеком, который отличается от других способов взаимодействия с миром (хотя стоит заметить, что ряд авторов определяет философию пусть как особую, но науку). Само слово φιλοσοφία (греч.) дословно можно перевести как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Суть философии состоит в поиске ответов на ключевые, предельные вопросы человеческого бытия с основной опорой на мышление. В качестве философских принято рассматривать ряд вопросов. Например: есть ли смысл жизни? Почему вообще существует сущее, а не наоборот ничто? Что первично: материальное или идеальное? и др. Как человек приходит к постановке философских вопросов? Думается, что здесь конституирующим является своего рода ментальный выход из текущего круга событий, дел, забот, ситуаций и фактов. Философствование – это, по сути дела, попытка ответить на вопрос, постановка которого невозможна без отстранения от узкоконкретного понимания ситуации. Важно, что человек в силу того, что он является человеком, не может, хотя бы изредка, не задаваться подобными вопросами. С точки зрения практической пользы философия обогащает и совершенствует общую культуру мышления, участвует в формировании мировоззрения, снабжает знаниями о наиболее общих аспектах бытия и вырабатывает методологические принципы, которые помогают в решении различных проблем, имеющих как теоретический, так и практический характер. Одна из наиболее важных задач курса философии – расширение горизонта видения современного мира, формирование рефлексивных навыков и этических ориентиров. Благодаря своим особенностям, философия является базовой дисциплиной для изучения как социогуманитарных, так и других дисциплин. В практикуме приведены общие методические рекомендации, основное содержание курса, планы практических (семинарских) занятий, экзаменационное вопросы, темы презентаций и эссе, рекомендуемая литература (учебная).
I . ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Дисциплина нацелена на формирование у студента целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также на формирование и развитие навыков философствования, способности к концептуальному осмыслению действительности и рефлексии.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: · особенности философии, общие и отличные черты в сравнении с наукой, искусством, религией, мифологией; · основные особенности исторических этапов развития философии, основных мыслителей и их основные положения (идеи); · основные онтологические категории и позиции; · основные гносеологические категории и подходы; · основные философские проблемы сущности и существования человека, функционирование общества; · основных представителей мировой философской мысли. Уметь: · отличать философские тексты (устные и письменные) от нефилософских; · конспектировать и анализировать философские произведения; · выступать с сообщениями и докладами по философской тематике; · ориентироваться в ключевых онтологических, гносеологических, антропологических, социально-философских и историко-философских проблемах; · выявлять связи современных социальных практик и социально-философские концепций; · оценивать конкретные социальные, природные и личные факты, практики, события, проблемы с точки зрения различных философских теорий. Владеть: · навыками рефлексии и генерализации в рассуждениях; · навыками анализа связи культурной специфики исторической эпохи и исторического типа философии; · навыки грамотной дискуссии по актуальным проблемам современности с опорой на различные концептуально-теоретические модели; · навыками аргументации своей позиции по ключевым онтологическим, гносеологическим, социально-философским, философско-антропологическим, историко-философским проблемам. Методические рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий Изучение студентами дисциплины «Философия» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписанию занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в предмет, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами, пробудить в них интерес к проблематике и стремление к самостоятельному мышлению. С самого начала лекции студенту необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену. Упростить работу с лекционной тетрадью поможет использование цветных ручек, текстовыделителей и памяток-стикеров. Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический), куда стоит записывать все незнакомые термины и/или термины, вызвавшие затруднение, а также основных представителей различных философских школ.
1.2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям При проведении семинарских занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысления и понимания. Существенную помощь студентам здесь окажут приведённые в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для их самостоятельной работы. Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический). Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя. Поэтому при подготовке к практическим занятиям целесообразно опираться не только на рекомендованную литературу и литературу, которую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из дополнительных источников. Ответ на семинаре не предполагает простого чтения готового материала, студент должен отвечать свободно, прибегая к помощи заранее подготовленного материала. Студентам, имеющим проблемы с дикцией и/или подачей материала, имеет смысл отрепетировать своё выступление заранее.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |