Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательная функция.



2019-11-21 279 Обсуждений (0)
Познавательная функция. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия права позволяет субъектам познания направлять свои интеллектуальные усилия в сторону наиболее общих проблем бытия правовой реальности, ее сущностных противоречий.

 

Погружаясь в проблемные сферы этой реальности и опираясь при этом на определенные мировоззренческие принципы, она выстраивает философские модели правовых феноменов, объясняет их и интерпретирует их смыслы в соответствии с исходными философскими посылками.

3. Правовая культура: структура и сущность.

Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

 

 

Правовую культуру личности можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качествен­но овладевают правовыми навыками и умеют действовать профес­сионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

  • – по элементам выделяют вещно-процессуальную, духовную и человеческую составляющие;
  • – по сфере существования различают теоретическую и практическую культуру. Теоретическая культура представляет собой, прежде всего, научную деятельность, направленную на разработку юридической науки, развитие юридического образования. Практическая культура выражается в правотворчестве, правоприменении и правоисполнении, в практической деятельности, поведении, поступках людей;
  • – по носителям правовая культура может быть личностной, групповой или общественной (народной). В социальнофилософском подходе к культуре доминирует гуманистический угол зрения, т.е. культура рассматривается сквозь призму жизнедеятельности человека. Он главный субъект, производитель, носитель и потребитель культуры. Объединяющим основанием культуры служат такие общечеловеческие ценности, как свобода, справедливость, истина, благо, красота, трудолюбие, милосердие, честность, скромность и др.

Нормативная характеристика - один из важнейших аспектов культуры. Ценности и нормы дают наиболее полное представление о сущности культуры общества, о положении личности в ней, о границах и формах ее деятельности, о качественной оценке свободы личности, ее возможностях в культурном твор­честве. Социально-культурный прогресс общества является в то же время прогрессом его нормативных норм. Развитие нормативных структур конкретного общества наиболее четко характеризует развитие такой составной части культуры общества, как правовая культура и находит свое отражение в праве. В нем сконцентрированы все важнейшие социальные принципы и нормы, которые в разные эпохи придавали этому институту своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем, политическим порядком и культурой общества. Правовые отношения являются определенным выражением культуры на конкретном историческом этапе развития человечества. Уровень правовой культуры обусловливается, прежде всего, достигнутым уровнем материальной и духовной культуры.

Выступая как социальное явление, правовая культура имеет ярко выраженную целевую направленность. Она охватывает всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее функционировании и развитии, а также соединяет в себе правовые знания, взгляды и установки личности, правовую активность граждан. Развитая правовая культура позволяет человеку правильно воспринимать и перерабаты­вать адресованную ему как члену общества социально-нормативную информацию, оценивать свои и чужие действия и по­ступки с точки зрения действующих законов, определять себе конкретные цели и выбирать законные средства для их дости­жения. Значение правовой культуры состоит в том, что будучи совокупностью всех компонентов правовой системы, она по­зволяет им более эффективно функционировать в интересах прогрессивного развития общества.

Следует отметить, что правовая культура наряду с нормами и ценностями собственно права предстает как система реаль­ных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Право­вая культура - это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании. Она воплощает в себе достижения правовой мысли и правовой политики, уровень правовой информации и деятельности чле­нов общества. Оказывая влияние на объект своего примене­ния, правовая культура находится в динамичном состоянии. Общее направление ее развития прогрессивное, однако, этот факт не исключает этапы, на которых существует возможность «попятного» движения, своего рода регресса. Тогда правовая культура становится одним из рычагов реакционных сил в об­ществе, сковывающих процесс прогрессивного развития. Таким образом, правовая культура, являясь составной частью общей культуры общества, в наибольшей степени подвержена изме­нениям, порождаемым основными тенденциями в развитии общества.

В каждом обществе существует какая-то степень подчине­ния праву, его престижу, какое-то общее напластование раз­личных оценок, моральных и социальных позиций, обычаев, которые поддерживают или ослабляют действие правовой сис­темы. Эту общность навыков и ценностей, связанных с одобре­нием, оценкой, критикой и реализацией правовой системы, можно определить как общую правовую культуру данного обще­ства. Эта правовая культура может быть более или менее раз­вита, а ее отдельные части могут быть в различной степени согласованы со всей культурой. Но существуют и определенные отклонения от основополагающих начал этой общей правовой культуры.

 

Правовая культура выполняет несколько функций: познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

4.Ценности европейской правовой культуры.

В основе европейских правовых ценностей лежит наследие античности, с её представлениями об окружающем мире как гармоничном целом; римском частном праве, заложившем правовые основы европейской цивилизации; христианства, послужившей основой духовной культуры современной Европы. Многовековая борьба между светской и духовной властями завершилась в Европе отделением в большинстве стран церкви от государства, школы от церкви, принятием Конституций и закреплением в них секулярного принципа свободы совести, не допускающего дискриминации за религиозные убеждения или их отсутствие.

Конституционно-правовая культура – явление многообразное, тесно переплетенное с политической и правовой культурой и нередко неотделимое от них. Вместе с тем можно выделить такие яркие проявления конституционно-правовой культуры, которые прямо связаны с конституцией как основным, высшим законом государства и заслуживают особого внимания, поскольку позволяют глубже понять роль и значение конституций и конституционного права в жизни современного общества.

Одним из универсальных принципов европейской культуры является гуманизм. Человек рассматривается как центр ценностного содержания культуры, существует целая система идей, обосновывающих высшую ценность человеческой личности, общую культурную установку творить добро и избегать зла (в антропоцентричном понимании).

Центральной мыслью культуры Возрождения стали защита достоинства личности, развитие всех возможностей, заложенных в индивиде. Эти идеи стали частью современных конституций. Так, ч. 1 ст. 2 германского Основного закона провозглашает: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других и не посягает на конституционный строй или нравственный закон».

Один из важнейших этапов развития гуманизма – появление теории естественных прав человека, которые не могут быть отчуждены. Плодотворность этих идей для конституционного права не вызывает сомнений, они до сих пор находятся в центре политической и духовной жизни человечества, а сама проблема прав человека и гражданина приобрела, как отмечалось, международный характер.

Идея свободы стала одной из основополагающих для современных конституций, провозглашающих: «Свобода личности ненарушима». Некоторые конституции регулируют это еще подробнее. Так, например, итальянская Конституция в части второй ст. 3 устанавливает: «Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, препятствуют полному развитию человеческой личности и действительному участию всех трудящихся в политической и социальной организации страны».

Идея свободы человека и всеобщего равноправия получила международное признание. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, имеется ст. 1, которая гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Особое место в системе европейских культурных ценностей занимало и занимает право частной собственности как материальная основа свободы. Французская Декларация прав человека и гражданина из всех естественных и неотъемлемых прав только право собственности объявила священным и неприкосновенным (по меткому замечанию М. Дюверже) и тем самым открыла эпоху повсеместного обеспечения охраны собственности на конституционном уровне. Конституционно-правовой миф о «естественном» характере права собственности оказался настолько привлекательным, что никакие опровергающие саму идею «естественности» исторические и историко-правовые исследования не смогли сделать его лишь достоянием прошлого.

На заре буржуазных революций был сформулирован один из важнейших постулатов государственной политики и политической этики: правление народа, осуществляемое самим народом и для народа. Этот принцип не только воспроизводится в современных конституциях, как это сделано, например, в Конституции Франции, часть пятая ст. 2 которой провозглашает принципом Республики «правление народа, через народ и для народа», но нередко подчеркивается и общечеловеческое значение данного принципа. Так, преамбула Конституции Японии гласит: «Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ. Это – принцип, общий для всего человечества, и на нем основана настоящая Конституция».

Характерной чертой этих конституций является также негативное отношение к культурному и политическому антиподу демократического строя – социалистическому строю. Оно проявляется в наличии норм «профилактического» характера. Например, согласно ст. 13 польской Конституции «запрещается существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методам и приемам деятельности нацизма, фашизма и коммунизма, а также тех, программа или деятельность которых требует или допускает расовую и национальную ненависть, применение насилия с целью захвата власти или влияния на политику государства либо предусматривает сохранение в тайне структур или членства».

Европейская конституционно-правовая культура тесно связана с христианством, формировалась во многом под его прямым воздействием. Поэтому современные конституции содержат традиционные христианские культурные ценности, интерпретированные в духе новых политических и социальных реалий. Заповедь «возлюби ближнего как самого себя», перенесенная на государство, переросла в идею поддержки государством социально незащищенных слоев населения и трансформации самого государства в социальное. Идея важности такого института, как семья, привела к утверждению ее роли на конституционном уровне (Испания, Италия, Германия и др.).

5. Ценности азиатской (китайской) правовой культуры.

Влияние традиционного китайского права на современное правосознание китайцев насколько колоссально, что без изучения истоков правовой культуры невозможно понять современную ситуацию в правовой сфере КНР. Правовой обычай играет важнейшую роль в китайском праве.

Особенность китайского традиционного права заключается в том, что в Китае долгое время отсутствовали независимые от государства юристы и суды. Так, в китайском правосознании сложилось представление о праве в первую очередь как о силе, напрямую связанной с государством.

Согласно утверждениям, китайских ученых, право не в состоянии регулировать изменяющуюся социальную ситуацию или личные отношения между людьми. Поэтому «правление людей» в Китае является неограниченным правлением личности на основе ценностей конфуцианства и легизма.

Согласно конфуцианству, в государстве, как и в семье, должен соблюдаться порядок и строгая иерархия. С порядка в семье начинался порядок в государстве. Ключевыми понятиями конфуцианства является сыновняя почтительность, ритуал, золотая середина, гуманность. Соблюдение конфуцианских принципов - своего рода законопослушание в Китае. Власти также соблюдали моральные установки и ритуалы. Легизм основывался на убеждении, что власть должна основываться на подчинении законам, а не на добродетели. Так, легисты настаивали на составлении законов. Широкое распространение получил легизм при империи Цинь, а позже, при Хань, ведущее место вновь заняло конфуцианство.

Одной из главных составляющих конфуцианской политической культуры является меритократия. Основанием для обретения власти на Дальнем Востоке было не аристократическое происхождение, а уровень духовных заслуг, проявляющийся в эрудиции и образованности. Личные качества важнее родовитости, и теоретически любой крестьянин мог сдать государственные экзамены и стать чиновником, которые и составляли основу господствующего класса. Отсюда повышенное внимание к образованию как средству самосовершенствования и способу подняться вверх, а также упор на создание человека нового типа через изменение не столько внешних условий, сколько его ментальности посредством политической индоктринации. Так как, в отличие от легистов, конфуцианство после долгих внутренних дискуссий признало, что человек по своей природе скорее добр, нежели зол, образование должно было служить способом наставления индивида в правильном направлении.

Важным моментом конфуцианской концепции государства является и то, что оно основано на идее главенства не закона, а достойных людей, которые управляют страной сообразно со своими высокими моральными принципами. Европейская концепция закона как сочетания прав и обязанностей отсутствует, и судебная функция государства воспринимается как система репрессивных действий.

При этом значительную роль во взаимоотношениях человека и системы играет моральная заинтересованность. Стремление к получению материальных благ любой ценой воспринимается с пренебрежением (в традиционной системе в табели о рангах торговец стоял ниже крестьянина), а наиболее престижная работа не всегда является самой высокооплачиваемой. Труд функционера системы оплачивается не столько в денежной форме, сколько в форме повышения статуса или привилегий.

Для азиатской культуры характерно утверждение единства общества и человека, уважение к государственной власти. В отличие от европейского мировоззрения в азиатской системе ценностей интересы общества становятся выше интересов индивида. Само общество становится целью существования человека, власть в котором основана на осознание естественного неравенства. По словам Го Чок Тонга, азиатские ценности включают в себя «чувство сообщества и принадлежности к нации, дисциплинированный и трудолюбивый народ, крепкие нравственные ценности и семейные узы, чувство идеализма и служения, порождённое ощущением общественной солидарности и национальной идентификации». В научной литературе существует концепция «азиатских ценностей», которая исходит из приоритетов общины, а также направленностью на достижение высоких темпов экономического роста и социального благополучия граждан. К числу сторонников «азиатских ценностей» можно отнести Ли Куан Ю, Махатхир бен Мухаммеда, Ху Цзиньтао, Фердинанда Маркоса, Сусило Бамбанг Юдойоно. Сторонники утверждают, что ограничение политических прав в их странах оправдано интересами сохранения стабильности и эффективного экономического развития. В целом можно сказать, что первостепенное значение для азиатского общества имеют такие социально-экономические правовые ценности как: право на занятие предпринимательской деятельностью, право на труд, право собственности, право наследования, право на жилище и т.д. Меньшая роль отводится политическим и личным правовым ценностям (свободу слова, печати, совести, собраний, неприкосновенность жизни – азиатские государства в большинстве случаев не отказались от смертной казни, свободу передвижения, переписки и т.д. Закрепление и реализация свободы личности в азиатских государствах позволит обратиться в качестве ценностных приоритетов к духовным традициям, весьма характерным для буддийского сознания.

6. Ценности российской правовой культуры.

Важная черта российского правосознания и правовой культуры – несовместимость права с моралью, совестью. В России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу. В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки распространения правового нигилизма в современном российском обществе: снижение интереса граждан к морально–этической проблематике, пропаганда аморализма и безнравственности; криминализация различных социальных групп, распространение в обществе ценностей криминальных субкультур; исторически сложившиеся особенности менталитета русского народа, связанные с вековым самодержавием, крепостничеством, приоритетом государственной власти над общечеловеческими демократическими правами и свободами; идеализация и бездумное перенесение традиций западной правовой системы на отечественную почву, без необходимой адаптации к сложившимся правовым традициям; отсутствие правовой регламентации отдельных сторон общественной жизнедеятельности (медицины, спорта, экологии); деформация правосознания граждан, связанная с глубоким социально–экономическим кризисом, начавшимся еще в 1990-е годы; юридическая неграмотность и правовое бескультурье.

Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

Основной особенностью русской культуры и правосознания являлся этикоцентризм. то сеть стремление подчинить право более высоким, нравственным и религиозным, ценностям.

На данный момент остро стоит задача формирования правовой культуры личности, а также повышения правового сознания в социуме. Требования к обновленной правовой культуре состоят, главным образом, в повышенной компетенции участников права, то есть явным должно быть стремление самих граждан к познанию правовой структуры общества, его законодательства; а также формированию правильного правового поведения, которое ориентировано на ответственное следование нормам права, поддержке демократизма в реализации правового поведения. Но правовая идеология и правовые нормы в рамках развития правовой культуры в России, могут ухудшать ситуацию. Поскольку, насилие, ущемление естественных прав человека и т.д. приводят к правовому нигилизму и криминализации личности и даже общества в целом. Таким образом, принятие современного, прогрессивного законодательства может привести к стабилизации правовой культуры в России. Следовательно, продвигающееся в России правовое развитие не просто носит ценный характер, а очень важный в формировании правовой культуры. Можно утверждать, что на данном этапе в современном обществе проходит период трансформации правовой культуры, происходит переосмысление самой ситуации отношений государства и личности.

7. Религиозная философско-правовая концепция на примере мусульманской культуры).

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе; иными словами, это правовой аспект исламской религии.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его людям через своего пророка Мухаммеда (VII в.). Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Согласно исламу правовые установления есть частица единого божественного закона и порядка. В основе мусульманского права, таким образом, находится религиозное миропонимание, утверждение идеи единого правового порядка.

Ислам содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что должен верить мусульманин; во-вторых, шариат («путь следования») - это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. Таким образом, в шариате решаются проблемы повседневной жизни, поведения мусульман в их отношениях между собой, с властью и иноверцами.

Шариат включает в себя три основные части: религиозную догматику ислама; мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульманина с Аллахом; практические нормы. Последние делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения.

Шариат представляет собой всеобъемлющую систему социально-нормативного регулирования. Однако это скорее религиозное, а не правовое явление. Он является мировоззренческой основой для мусульманского права как самостоятельного феномена, связанного с религией через исламское правосознание. Ошибочно полагать, что мусульманское право полностью тождественно шариату, который представляет собой синтез религии, нравственности и права.

В юридической науке сформировалось два подхода к решению проблемы о том, какие нормы содержит шариат:

1. В шариате имеются ответы на все вопросы и готовые правила поведения на любые жизненные случаи. Таким образом, согласно первому подходу, шариат представляет собой универсальную, без пробелов систему норм, досконально регулирующую образ жизни мусульман. Это всепроникающая и предельно детализированная система правил поведения, регламентирующая каждый шаг мусульманина, все предписывающая ему заранее и не оставляющая никакой свободы выбора.

2. Второй подход основывается на утверждении, что нормативная сторона шариата складывается из нескольких разновидностей предписаний:

1) положения Корана и сунны - однозначно понимаемые конкретные правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей. Эти нормы носят религиозный характер, их исполнение считается обязанностью для мусульманин, составляя часть их религиозного статуса;

2) предписания Корана и сунны, имеющие религиозную природу, но отличающиеся многозначностью. Они устанавливают общие рамки, ориентиры. Эти нормы неоднозначно толкуются различными направлениями исламской мысли.

В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Наряду с писаным правом — шариатом ("путь следования") в мусульманских странах действует и обычное право — адаты.

Мусульманское право имеет четыре источника:

1. Коран - священная книга ислама и основа мусульманского права, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера;

2. сунна (араб. обычай, переданный от предков) - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман;

3. иджма (араб. соглашение, одобрение) - комментарии ислама, составленные теологами и юристами и одобренные мусульманской общиной. Это общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах;

4. кияс - суждение по аналогии в вопросах права. Важное значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и «найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе - и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII—Хвв. , она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.  

Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

8. Типология культур П. Сорокина.

Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин.

Сорокин рассматривает историю человечества как последовательную смену социокультурных сверхсистем. Сорокин делит все сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.

Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. В этой культуре, по его словам, господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель. К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру Брахманской Индии, Буддийскую и Лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI века до н.э.

Кроме того П.Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, "не чистых") типа культуры:

а) смешанно-гармоничный, его он называет идеалистический, примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;

б) смешанный, негармоничный — эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).

Идеалистическую систему культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. К данному типу культуры П. Сорокин относит Западноевропейскую культуру XIII-XIV столетия, а также Древнегреческую культуру V-IV вв. до н. э. Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего. Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.
Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных др



2019-11-21 279 Обсуждений (0)
Познавательная функция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательная функция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)