Государство и церковь в России в XVI — XVII вв.
Вопрос Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами. Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления. В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы. Предпосылки сословного представительства в России. 1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась: 1) появились мануфактуры; 2) расширялись торговые отношения с Западом. Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения. 2. Политические предпосылки: 1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы; 2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество). Особенности сословно-представительной монархии в России: 1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время; 2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления; 3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем; 4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения; 5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV. Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались. Вопрос Сословно-представительная монархия -- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т.п.) Сословно-представительная монархия в России и ее особенности Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян. Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом, формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшим в мире государством. В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось, прежде всего, в созыве сословно-представительных органов - земских соборов. Сословно- представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления - абсолютная монархия. Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем. Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние. Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии. Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора. Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90. Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т.д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие. Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы. Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья. Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованьем, назначал воевод и их помощников и т.д. Поместный приказ решал вопросы, связанные с поместным и вотчинным землевладением, а также осуществлял суд по земельным делам. Ямской приказ выполнял функции по организации ямской гоньбы и полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов. В компетенцию приказа Большого прихода входил сбор общегосударственных налогов и пошлин. Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой казны. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и пр. Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции. Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа. В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат - приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года. В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил: · - продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения; · - было создано постоянное стрелецкое войско. С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т.д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в. Вопрос Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.: 1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности; Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.
Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию. В первой четверти XVIII в. возникает и вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления. Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений. Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права. Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства. Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их. Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная. В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение. Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа: I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные преобразования; II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы; III этап - 1719 – 1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой. Вопрос Государство и церковь в России в XVI — XVII вв. Церковь в Московском государстве оставалась носителем духовных ценностей и национальной идеологии. В 1589 г. при Борисе Годунове было учреждено патриаршество. Церковь имела некоторую независимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами. Патриарх, митрополиты, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою поместную систему, не облагаемые налогами слободы в городах, свой суд, а патриарх - высшие учреждения (приказы). К XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного собственника. Ее владения составляли около трети феодальных земельных площадей. Попытки секуляризации церковных земель не имели успеха, но все же царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений. На Стоглавом соборе в 1551 г. приобретение вотчин высшим духовенством и монастырями без разрешения царя было запрещено под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ограничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на «по-миндуши»). В 1580 г. снова принимается решение, запрещавшее церквям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство практически не выполняло. Соборное Уложение 1649 г. нанесло серьезный удар по экономическим интересам духовенства. Оно запретило патриарху, митрополитам и монастырям приобретать вотчины как родовые, так и жалован- ные и купленные, брать их в заклад по завещанию или на «помин души». На помин можно было дать деньги в цену вотчины, проданной на сторону или родичам. Нарушение закона влекло за собой конфискацию вотчины в государственный фонд («безденежно») и раздачу ее челобитчикам (доносчикам). Ликвидация «белых слобод» ограничила тор-гово-ремесленную деятельность церквей и монастырей. Это сильно подорвало экономическое могущество церкви, ибо ей принадлежало ранее не менее 60% всего свободного от налогов городского имущества. Была ограничена церковная юрисдикция, из нее были исключены дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как душегубство, разбой и политические преступления, дела против семьи и нравственных устоев общества. Учрежден Монастырский приказ, ведавший сбором податей с монастырских земель. Действия правительства вызвали недовольство духовенства. Патриарх Никон, претендовавший на то, чтобы сделать свое положение выше царского, называл Соборное Уложение «бесовской книгой». Но эти меры уже в XVII в. разрешили в пользу государственной власти начавшийся было спор ее с церковью о приоритетах и верховенстве. Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими землями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повинностей. Статьи Уложения четко защищали честь и достоинство лицду-ховного звания. Крупнейшим событием государственной и церковной жизни стала реформа патриарха Никона по исправлению церковных обрядов. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. После своего избрания в 1652 г. московским патриархом, стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви, вызвавший появление старообрядчества, отколовшегося от официальной церкви. Приверженцы старых порядков (старообрядцы) отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам (греческим или русским) унифицировать церковные книги, как следует креститься (двумя или тремя перстами), как совершать крестный ход (по солнцу или против солнца), как писать богослужебные книги и т.д. В старообрядчество оказались вовлечены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Старообрядчество преследовалось как церковными, так и государственными властями. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. В 1676 г. царские войска захватили монастырь. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовья Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. После этого старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («огненному крещению») в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста». Учреждение в 1589 г. патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII в. при патриархах Филарете (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на установление верховенства над светской властью вылилось в конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем. Патриарх заявлял: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такоже и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской власти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1660 г. решением церковного собора Никон был лишен сана. В 1666 г. состоялся церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов и представителей константинопольского и иерусалимского патриархов. Никон был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь под Вологдой.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |