Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и причины возникновения сиротства



2019-11-21 221 Обсуждений (0)
Понятие и причины возникновения сиротства 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ № 12

ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с понятиями и причинами возникновения сиротства; рассмотреть формы устройства и права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывать у студентов чувство сопереживания и уважения к детям и ответственности за «наше счастливое детство».

Содержание

1. Понятие и причины возникновения сиротства

2. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основная литература

1. Антология социальной работы. В 5 т. / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварочь – НВФ СПТ, 1994.

2. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах, комментариях. / Т.В. Болотина – М.: АКИПКРО, 2002 – 48 с.

3. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович – М.: Педагогическое общество России, 2008 – 192 с.

4. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. / В.Н. Гуров – М.: Педагогическое общество Росси, 2007 – 320 с.

5. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России / И.П. Клемантович. – М.: Просвещение, 1998. – 148 с.

6. Куликова А.А. Защита прав ребенка. / А.А. Куликова – М.: Эксмо, 2005 – 192 с.

7. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). / А.М. Нечаева – М.: 2000.

8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.М. Рыбинский – М.: Центр «Академия», 2004. – 221 с.

9. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 244 с.

10. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: лабораторный практикум. / М.В. Шакурова – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. – 145 с.

11. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы [Текст]: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями / Т.А. Шишковец. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва : ВАКО, 2007. – 331 с.

Дополнительная литература

1. «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защитить права детей. Комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой [Текст] // Библиотечка «Российской газеты». — 2005. — № 11.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М., 1993.

3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. – № 21. – Ст. 1929; № 48. – Ст. 4566; Там же. – 1996. – № 26. – Ст. 3028; № 49. — Ст. 5489; Там же. — 1997. — № 1. — Ст. 3; Там же. — 1998. – № 30. – Ст. 3613; № 31. – Ст. 3812; Там же. – 1999. – № 29. – Ст. 3692; Там же. – 2000. – № 29. – Ст. 3002; № 33. – Ст. 3348; Там же. – 2001. – № 23. – Ст. 2284, Ст. 2285; № 53 (ч. I). – Ст. 5017; Там же. – 2002. – № 30. – Ст. 3033; Там же. – 2004. – № 35. – Ст. 3607; Там же. – 2005. – № 1 (ч. I). – Ст. 32.

4. Об основах социального обслуживания населения в РФ: Федеральный закон от 10.12.1995 г. N° 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. – № 50. – Ст. 4872; Там же. – 2002. – № 28. – Ст. 2791; № 30. – Ст. 3032; Там же. – 2003. – № 2. – Ст. 167; Там же. – 2004. – № 35. – Ст. 3607.

5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. N° 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802; Там же. – 2000. – № 30. – Ст. 3121; Там же. – 2004. – N9 35. – Ст. 3607; № 52 (ч. И). – Ст. 5274.

6. Проблемы организации социального обслуживания семьи и детей с участием негосударственного сектора: результаты аналит. исслед. / Л. Г. Зубкова, Е. Н. Феоктистова, Э. Билсон и др. — М., 2003. – 128 с.

Понятие и причины возникновения сиротства

В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия.

Дети-сироты – это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды сиротства:

– дети, родители которых рано умерли (собственно сироты);

– дети, родители которых лишены родительских прав («лишенцы»);

– дети, родители которых отказались от родительских прав («отказники»);

– дети, которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании (интернатские сироты);

– дети, у которых полный «комплект» родителей, и ребенок живет с ними, но им – не до ребенка (домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонистических отношениях.

Во всех этих случаях, кроме первого, речь идет именно о социальном сиротстве.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется, появляются его новые характеристики. Возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. И как следствие изменяется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, растет беспризорность большого количества детей и подростков.

Сиротство – это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности.

У ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. В большинстве случаев (85-92 %) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10 %. У ребенка-сироты формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.



2019-11-21 221 Обсуждений (0)
Понятие и причины возникновения сиротства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и причины возникновения сиротства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)