Сопоставление понятий: психотерапия, психокоррекция, психоконсультиорование
Психологическое консультирование - область практической психологии, оказание консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Специфика психологического консультирования определяется рядом параметров: — кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна-три); — эпизодичность данных контактов; — практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом; — активность клиента в процессе консультирования; — самостоятельность действий клиента по решению своей проблемы после консультации в соответствии с рекомендациями специалиста; — ответственность психолога за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций.
Сопоставление понятий психотерапия, психокоррекция, показало: что между этими понятиями имеется как общий, так и разный показатель: Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики, поведения человека или решенеия задач саморазвития с помощью специальных средств психологического воздействия. Общий показатель в психокоррекции и в психотерапии состоит в предъявляемых сходных требованиях к личности клиента и специалиста (оказывающего помощь); к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом. Психотерапия — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении к социальному окружению и собственной личности. (Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). В медицинской модели основной упор делается на знание, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом. Разный показатель в психокоррекции и в психотерапии (по Р.С. Немову) состоит в следующем: - пси хотерапия- это система медико-психологических средств, применяемых врачомдля лечения различных заболеваний; подразделяется на клиническую и личностно ориентированную. - психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом дляисправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Таким образом, можно сказать, что понятие психокоррекции является более широким и комплексным и включает в себя психотерапию.
4. Понятие нормы и отклонения от нормы в психическом развитии
С точки зрения аномального развития отклонение - это расхождение с некоторой нормой в поведении, установках, ценностях и т.д., которое рассматривается как проявление аномалии психики. С точки зрения нормального развития отклонение - это несоответствие уровня развития и поведения, не выходящее за пределы низкой нормы и не обусловленное органическими поражениями центральной нервной системы. Д.Б.Эльконин и Л.А.Венгер выделили норму, как понятие социально-историческое.
Возрастная норма - это не усредненный показатель для какой-либо группы детей, оптимальный уровень развития, соотносимый с индивидуальными особенностями. Выделяют следующие типы отклонений в развитии: - запаздывание - снижение темпа психического развития, по сравнению с большинством лиц той же возрастной группы, не выходящее за пределы низкой нормы. Может быть тотальным (все психические функции недостаточно развиты), порциальным (недостаточно развиты некоторые функции); - нарушения - формирование негативных личностных качеств, нарушения поведения, общения, деятельности, несовместимые с социальными нормами и ограничениями. Психологический анамнез - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Употребляется в психологии как синоним понятия «история индивидуального психического развития». Психологический статус клиента может быть определен только в свете всей истории его развития в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Акцент делается на интерпретацию фактов и событий самим Клиентом. Для получения всесторонней информации при сборе психологического анамнеза необходимо установить для каждого возрастного периода: • развитие ведущей познавательной деятельности в соотнесении с нормой и индивидуальными особенностями; • специфику социальной ситуации: • наличие объективных психотравмирующих событий (смена места жительства, д/сада, школы, работы; изменения в составе семьи) и их интерпретацию клиентом {переживание одних событий разными людьми в разных условиях весьма отлично); • наличие соматических (в том числе хронических) заболеваний. При анализе анамнеза особое внимание необходимо уделять. 1 ) установлению присутствия стрессовых факторов в процессе развития и формирования личности; 2) индивидуальным реакциям на данные стресс-факторы; 3) частоте соматических заболеваний; 4) наличию хронических заболеваний; 5) отношениям внутри семьи; 6) типу воспитания в семье по отношению к клиенту; 7) взаимоотношениям клиента со значимыми близкими (возможно несовпадения понятий «значимые близкие» и «родители»); 8) уровню развития на каждом возрастом этапе и соответствию данного уровня понятию «норма». Психологический анамнез собирается в процессе специально организованной беседы, интервью, наблюдения, а также при помощи методов психодиагностики. Беседа,целенаправленно организованная является основным методом ведения и оказания психологической помощи. Интервью— способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. Стандартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Диагноз психологический — описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий. Постановка психологического диагноза возможна на трех уровнях: 1. Стмпоматическом. Не является, собственно научным, поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Недостаток - невозможность определения причин возникновения и вероятных последствий 2. Этиологический. Определение симптомов и причин их возникновения. Недостаток - отсутствие целостной картины в структуре личности. 3. Типологический. Определение места и значения симптомов в целостной, динамической структуре личности, а именно: предпосылки возникновения симптомов и возможные последствия в случае их дальнейшего сохранения
Диагноз связан с прогнозом. Вероятностный прогноз— наиболее вероятное будущее, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление специалиста о структуре прошлого опыта клиента. Условно-вариантный прогноз - конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития из множества потенциально возможных. Варианты определяются в зависимости от реализацииситуации трех типов: 1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся.
Исходя из двух конечных пунктов — что дано (психологический диагноз) и что возможно получить (психологический прогноз), — понимания их взаимосвязи и взаимозависимости, учета индивидуальных и возрастных особенностей, а также всей социальной ситуации, в которой находится клиент, специалист— выстраивает систему мер психокоррекции. Контрольные вопросы: 1. Понятие «отклонение от нормы» с точки зрения аномального и нормального развития. 2. Понятие возрастной нормы 3. Психологические анамнез, отличие от медицинского. Особенности сбора. 4. Психологический диагноз, уровни постановки и особенности. 5. Психологический прогноз, виды.
Тема 2: Виды психокоррекции. Спецефические черты психокоррекционного процесса. Виды психокоррекции 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: - симптоматическую; - каузальную. Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии. Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, более эффективен по сравнению с симптоматической, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений. 2. По содержанию различают коррекции: - познавательной сферы; - личности; - аффективно-волевой сферы; - поведенческих аспектов; - межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); - детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: - индивидуальную; - групповую: - в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); - в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; - смешанную форму (индивидуально-групповую). 4. По наличию программ: - программированную; - импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: - директивную; - недирективную. 6. По продолжительности: - сверхкороткая (сверхбыстрая) - длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким. - короткая (быстрая)- от нескольких часов до 15 дней, решает актуальные проблемы, должна запускать процесс изменений, который продолжается и после завершения встреч. - длительная (среднесрочная) – от 15 дней до 3 месяцев, в центре внимания - личностное содержание проблем; требует проработки многих деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. - сверхдлительная - может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер. 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: - Общую. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, направленные на нормализацию микросреды клиента, регуляцию психофизической, эмоциональной сферы, регламентацию нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, личности. - Частную. Под частной психокоррекцией понимают набор мероприятий ориентированный на развитие ведущего вида деятельности, онтогенетических новообразований и саморегуляцию (основанных на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления). - Специальную – коррекция индивидуальных специфических проблем личности (например, заикание). Спецефические черты психокоррекционного процесса. 1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность - людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. 2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. 3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. 4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь. 5. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. (Вносится понимание, что проблемы могут быть решены с помощью специалиста). 6. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. 7. Психокоррекция, с одной стороны, имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, с другой — может способствовать формированию психологических качеств человека при их не достаточном развитии. Клиент — нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность или группа (организация).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |