Наличие параличей и парезов
Центральный паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и пирамидных путей головного мозга. Паралич проявляется при всех формах ДЦП. Парез – слабая форма паралича, которая выражается в ограничении возможности совершать произвольные движения (страдает наиболее тонкие и дифференцированные движения, например, изолированные движения пальцев рук). Парез проявляется при всех формах ДЦП. Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затрудняется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть вперед, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формирование навыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельности. ДЦП – это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения. Выделяют четыре вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения: 1. Тетраплегия – общее поражение всех четырех конечностей; 2. Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо ни них конечностей; 3. Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половины тела; 4. Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности. 2.Нарушение мышечного тонуса Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. Спастичность – это повышение мышечного тонуса (наибольшее повышение тонуса наблюдается в мышцах сгибательных конечностей, в приводящих мышцах бедер и подошвенных сгибателях стоп) при поражении пирамидной системы. Нарушение мышечного тонуса проявляется при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. Ригидность – напряжение тонуса мышц-антогонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия (тяжелое поражение экстрапирамидной системы). Агонист – мышца, за счёт сокращения которой производится движение определённой части тела. В то время как мышца-агонист сокращается, противодействующая ей мышца-антагонист расслабляется. Ригидность проявляется при двойной гемиплегии. Гипотония – низкий мышечный тонус (мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые), связанно с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. Проявляется при атонически-астатической и гиперкинетической формах на первом году жизни ребенка. Дистония – меняющейся характер мышечного тонуса. Проявляется при гиперкинетической форме При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. 3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных)рефлексов (гиперрефлексия) Гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов проявляется клонусом – ритмичными, долго не прекращающимися сокращениями какой-либо мышцы, возникающими вслед за резким ее растяжением. Наиболее постоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки. Могут проявляться при всех формах ДЦП. 4. Синкинезии Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных непроизвольных движений (имитационные, координационные, оральные). Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологической синкинезии относят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы. Примером патологически синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализованной ноги при попытке вставания с постели без помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяющих движения здоровой конечности; производя какие-либо действия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движениями языка и губ. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются глобальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются наиболее пораженные конечности). Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: сжимая руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парализованной стороне (пораженная рука сгибается в локте, приводится к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кисти приведение ноги). Наличие патологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных видов деятельности. Синкинезии проявляются при всех формах ДЦП. 5.Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов При недоразвитии цепных выпрямительных рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. Ему трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями. Недоразвитие цепных выпрямительных рефлексов проявляется при всех формах ДЦП. 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений Равновесие тела – это состояние устойчивого положения тела в пространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется сложной системой периферических и центральных механизмов. Существует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамическое равновесие (при движении). Динамическое равновесие осуществляется за счет рефлекторного сокращения мышц поддерживания позы и тесно связано с координацией движений. При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |